Роль внеклассной работы по праву в образовательном процессе

Роль внеклассной работы по праву в образовательном процессе

The role of extracurricular work on the law in the educational process

 

Барашева Елена Викторовна

Barasheva Elena Viktorovna

К.э.н., доцент кафедры ГосПД ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

Литвинова Надежда Николаевна

Litvinova Nadezhda Nikolaevna

Преподаватель ГАПОУ ИО ИКЭСТ, филиал г. Ангарск

nadia161989@mail.ru

 

Аннотация.  В статье анализируется значение внеурочной работы в области преподавания правовых дисциплин в образовательной организации.

Annotation. The article analyzes the significance of extracurricular work in the field of teaching legal disciplines in an educational organization.

Ключевые слова:  образование, право, дисциплина, задача, значение, юриспруденция.

Key words: education, law, discipline, task, meaning, jurisprudence.

Внеклассная работа по праву имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания юриспруденции, но и способствует также расширению культурологического кругозора учащихся, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению правовых дисциплин.

При организации и проведении внеклассного мероприятия от преподавателя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов учащихся, учёт их возрастных и психологических особенностей, их интересов.

Выбор темы внеклассного мероприятия для того или иного уровня обучения определяется, с одной стороны, объёмом правового материала, с другой стороны, уровнем общеобразовательной подготовки учащихся, возможностью реализации некоторых межпредметных связей. Необходимо максимально использовать знания и умения учащихся, приобретённые ими в процессе учёбы и участии во внеклассной работе.

Внеклассную работу по праву можно определить как систему неоднородных по смыслу, назначением и методикой проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ. [1]

Внеклассная работа по праву решает такие задачи: усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретённых на уроках права; расширение мировоззрения учеников; развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов; воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны. Следует обратить внимание на то, что в процессе организации внеклассной работы по праву необходимо учитывать как психологические особенности личности, так и психологические особенности коллектива: уровень его развития, степень организационного, психологического, интеллектуального и эмоционального единства, направленность деятельности коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояние класса во время выполнения задач по внеклассной работе.

Знание психологических особенностей учеников – необходимая предпосылка успешного выбора соответствующих форм внеклассной работы, определение содержания этих форм, организации и проведение внеклассного мероприятия по праву.

Хотя цели и задачи учебной и внеклассной работы полностью совпадают, в содержании, организации и формах проведения последней наблюдаются существенные различия.

Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:

  1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности. Этот ведущий принцип организации внеклассной работы обязывает учителя своевременно обнаружить заинтересованность учеников внеклассной работой по праву, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить в них интерес к ней. Этот принцип определяет содержание и форму внеклассной работы – она должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к правовым явлениям.
  2. Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в отсутствии строго урочной регламентации, касающийся времени, места, формы их проведения. Местом проведения работы может быть парк, зал музея, школьный сад и т.д. Во-вторых, в отсутствии строгого учёта знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеклассной работы осуществляется в форме отчётных вечеров, концертов, дискотек, сборов, выпуска стенгазет и т.д.
  3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений. В отличие от учебной работы, где помощь учителя играет ведущую роль, во внеклассной работе учащиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества, как в выполнении, так и в организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям.

Внеклассное мероприятие по праву может обеспечить единство и взаимосвязь морального, эстетичного, трудового и физического воспитания. Оно должно воспитывать искреннего гражданина, который с почтением относится к своей стране и уважает её законы.

В методической литературе традиционно различают три формы внеклассной работы: индивидуальные, групповые и массовые. В основу такого распределения возложен признак количественного охвата участников. Подчеркивая нечёткость понятия «массовости», В.И. Шепелева предлагает различать формы внеклассной работы по праву по организационно-структурным признакам.

Соответственно она относит групповые формы к организационно-структурным формам, а индивидуальные и массовые – к неструктурным.

Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учениками, которая может проводиться постоянно или эпизодически.

Групповая форма внеклассной работы имеет чёткую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки, классные часы, экскурсии и т.д. Массовые формы внеклассной работы не имеют чёткой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и т.п. Эти мероприятия проводятся эпизодически.

Ещё можно выделить формы внеклассной работы по праву, как:

1) соревновательные,

2) средства массовой информации,

3) культурно-массовые,

4) политико-массовые.

Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия.

Мероприятия соревновательного характера: правовой конкурс, игра, олимпиада, викторина, суд и пр. Средства массовой информации: правовая стенгазета, объявление, бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка-викторина и т.п.

Мероприятия культурно-массового характера: тематический вечер, правовая дискотека и т.п.; вечер-встреча с интересными людьми; вечера-хроники в связи со знаменательными событиями.

Мероприятия политико-массового характера: правовой форум, фестиваль, пресс-конференция, ярмарка солидарности, телемост и прочие.

Использование общественных ресурсов1 – важнейший педагогический метод в правовом и гражданском образовании.

 Общественные ресурсы – это:

— интересные люди, специалисты в различных сферах жизни общества;

— различные организации, учреждения, памятники истории и культуры, другие социальные и природные объекты, которые могут быть местом для про-ведения выездного учебного занятия, экскурсии, выполнения творческого задания или социального проекта;

— различные события и мероприятия, в которых можно принять участие, а также иное использование возможностей, имеющихся в обществе (театры, кино, теле-и видеофильмы, радиопередачи и т.д.).

Внеклассные мероприятия по праву позволяют всем участникам образовательного процесса:

— резко расширить горизонты учебной деятельности, преодолеть замкнутый характер правового образования и доминирование традиционных методов обучения и воспитания;

— получить более реальный и взвешенный взгляд на сложные политико-

правовые и социально-экономические явления;

— осуществить связать теорию с практикой;

— получить эмоциональный заряд, вызвать живой интерес к учебной деятельности;

— обогатить внутренний мир, познакомить с уникальным жизненным опытом других людей, воспользоваться дополнительным источником знаний; создать условия для их профессиональной ориентации и социализации.

Целесообразно выделить такую форму внеклассной работы как Неделя права и обществознания в школе. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников.

Неделя права и обществознания в школе как комплексная форма становится своеобразным творческим отчётом, по формированию творческих отношений между обучающимися, преподавателями и родителями, которые взаимодействуют в процессе её подготовки. Она проводится в определённый период учебного года по предварительно составленной программе, которая определяет цели, содержание и форму любого из его компонентов. Тематика мероприятий в рамках Недели должна быть интересной, познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать возрастным особенностям учеников, уровню их правовой подготовки.

Как показывает практика, виды внеклассной работы, которые обеспечивают оптимальные результаты, должны иметь такие характеристики:

— информативность и содержательность, которые оказывают содействие реализации практических и общеобразовательных целей внеклассной работы;

— коммуникативная направленность;

— ситуативность: подавляющее большинство видов внеклассной работы должно включать «набор» ситуаций, которые являются предметным фоном и стимулом к целенаправленным правосознательным поступкам;

— ориентация задач на повышение правовой и гражданской активности учеников; эмоциональность форм и способов реализации, которая оказывает содействие повышению интереса учеников к правозащитной деятельности.

Требования в организации внеклассной работы по праву:

1) органическая связь урочной и внеурочной работы;

2) обязательность в выполнении учащимися добровольно взятых ими на себя внеклассных поручений;

3) целенаправленность и регулярность внеклассных занятий в соответствии с особенностями видов внеурочной работы: еженедельная, ежедневная, ежемесячная, один раз в полугодие, год;

4) массовый охват учащихся разными видами внеклассной работы является одним из средств усиления её воздействия на учащихся.

Библиографический список:

  1. Пронькин В., Гутников А., Элиасберг Н. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: Книга для преподавателя: Учеб.-метод. пособие. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П. Г. Ольденбургского, 2001. С. 42-43.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.