Практико-ориентированный подход для обучающихся с ограниченными возможностями

Практико-ориентированный подход для обучающихся с ограниченными

возможностями

A practice-oriented approach for students with limited opportunities


 

Еропова Оксана Георгиевна
Yeropova Oksana Georgievna

мастер производственного обучения

ГБПОУ ИО АТРиПТ, г. Ангарск

oksana.eropova@bk.ru

 

Аннотация. Основной целью в данном подходе — это построение оптимальной модели (технологии), сочетающих применение теоретических знаний в решении практических вопросов и связанных с формированием компетенций молодого рабочего. Создание процесса практико-ориентированного обучения даст возможность предельно точно приблизить содержание учебных дисциплин к будущей профессии, возможности построений целостного учебного процесса, создаст условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих работников с ограниченными возможностями здоровья.

Annotation. The main goal in this approach is the construction of an optimal model (technology) combining the application of theoretical knowledge in solving practical problems and related to the formation of competences of a young worker. The creation of the process of practice-oriented learning will make it possible to accurately approximate the content of educational disciplines to the future profession, the possibilities of constructing a holistic educational process, and create conditions for the purposeful formation of competitiveness of future workers with disabilities.

Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, образовательный процесс, обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, траектория построения образовательного процесса.

Key words: practical-oriented training, educational process, training of disabled people and persons with disabilities, the trajectory of the construction of the educational process.

В Российской Федерации на законодательном уровне получение инвалидами полноценного профессионального образования является одним из наиболее эффективных механизмов повышения их социального статуса и защищенности. Поэтому обеспечение реализации этого права людей с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. В настоящее время стали четче обозначаться новые подходы к организации и реализации профессионального образования данной категории лиц.

Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Получение образования лицами данной категории является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. [1]

Педагогическим коллективом образовательного учреждения накоплен интересный опыт работы по организации и проведению комплексной реабилитации инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Реабилитация строится на принципе индивидуального подхода с учетом личностных особенностей и состояния здоровья, обучающихся и включает в себя две составляющие: профессиональную (образовательный процесс) и социально-психологическую. То есть наряду с профессиональной реабилитацией техникум осуществляет комплекс социальных услуг: социально-бытовые, социально-экономические, социально-психологические и социально-правовые. Мы реализуем не только модель образовательной интеграции, которая предусматривает формирование смешанных учебных групп, объединяющих обучающихся из числа инвалидов и обучающихся сирот, не имеющих функциональных отклонений в здоровье. Учебные группы в техникуме разновозрастные. Обучающиеся получили предшествующее образование в неодинаковых условиях: имеют документы об окончании адаптивных школ-интернатов, учились в общеобразовательных школах в коррекционных классах (VIII вида). Данные факторы усложняют организацию и проведение образовательного процесса, с одной стороны. С другой стороны, обучение способствует развитию у обучающихся толерантности. Интегрированное образование способствует не только приобретению профессии, но и эффективной социализации личности. Для того чтобы максимально подготовить студентов к своей трудовой деятельности, в своей работе я использую практико – ориентированное обучение в основе которого лежит сочетание фундаментального образования и профессионально-прикладной подготовки.

Я, являюсь мастером производственного обучения по профессии «Маляр строительный, штукатур, облицовщик-плиточник» с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (VIII вида) и для того чтобы подготовить конкурентоспособного рабочего на занятиях учебной практики применяю такие технологии через внедрение которых можно добиться максимального результата.

В группе 13 человек, группа смешанная 5 девушек, 8 юношей. Образовательный процесс выстроен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с целью создания благоприятных условий для профессионального обучения, реабилитации и адаптации подростков с нарушениями в умственном и физическом развитии.

Особенности психофизического развития лиц с ограниченной возможностью здоровья поступающих на обучение по профессии «Маляр строительный, штукатур, облицовщик-плиточник» проявляются в основной характеристике учебно-познавательной деятельности.

Уровень развития внимания весьма низок, внимание рассеянное. Восприятие и ощущения формируется замедленно и с большим количеством недостатков (замедленный темп умственной работоспособности). Низок темп зрительного восприятия, для данных обучающихся характерно нарушение памяти. Чтобы прочно усвоить тему, им необходимо многократное повторение, так как у них ослаблена регулирующая функция мышления. Быстрая утомляемость, редко замечают свои ошибки, не умеют сопоставить свои мысли и действия. Большие затруднения представляют виды письменной деятельности под диктовку, им легче переписывать текст.

Вместе с тем, обучающиеся имеют устойчивый интерес к практической деятельности, что при оптимальной нагрузке компенсирует их умственную отсталость. Для облегчения освоения трудовых навыков предоставляю свободный темп работы, добиваясь автоматизации действий с применением норм выработки. При обучении практических навыков использую наглядно-практический метод обучения. Словесная передача учебной информации является лишь дополнением к практическим и наглядным методам. В результате формируется трудовой стереотип, который способствует успешной врабатываемости.

В рамках реализации практико-ориентированного обучения стараюсь создать такую обстановку на уроке, которая погружает студентов в профессиональную среду, соотносит их представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным временем, способствует развитию способности применения теоретических знаний на практике, выполнению определенных профессиональных и социальных функций, позволяет студентам упражняться в профессиональной деятельности.

Впервые месяцы учебной практики, которые проходят в мастерских техникума, основной формой учебной практики является фронтальная работа. Она заключается в том, что все студенты выполняют одинаковые задания. При такой форме мастер проводит единый вводный инструктаж, объясняя особенности работы, предупреждает о, типичных ошибках при этом опирается единые нормы в производственных условиях, коллективно обсуждаются причины неудач и ошибок. Такая коллективная работа студентов способствует восприятию одними обучающихся удачных приемов у других и поиску выхода из затруднения за счет обмена опытом. Здесь необходимо дать студентам возможность высказаться, пусть даже неправильно, а при выполнении задания стараться стимулировать первые удачи. Это создает ситуацию успеха, развивает у студентов познавательный интерес, чувство удовлетворенности своей работой. И здесь мастер уделяет особое внимание налаживанию психологической совместимости, созданию в группе атмосферы товарищества и взаимного уважения. Проявляя наблюдательность и педагогический такт, мастер ровно и одинаково доброжелательно относится ко всем, опираясь на актив.

Затем на уроках учебной практики предполагаю работу в парах. Комплектуются пары с учетом пожеланий и способностей (сильный и слабый). Работая в паре, студенты могут помогать и обсуждать задание, проверять и оценивать работу. Это развивает у них взаимопомощь, поддержку и терпимость. Работой группы на занятии руководит студент (бригадир), эти функции выполняются поочерёдно, что соответствует реалиям трудовой жизни, когда необходимо и руководить, и подчиняться. Все работают под контролем мастера, который помогает разрешить проблемные ситуации. Это создаёт атмосферу сотрудничества и духа взаимопомощи. При этом мастер контролирует работу в парах и отмечает индивидуальные результаты каждого.

Формирую смешанные бригады, куда включаются и «сильные», и «средние», и «слабые» обучающиеся. Контролирую, чтобы в состав их вошли обучающиеся, отношения, между которыми носят доброжелательный характер. Сущность бригадной организации труда в том, что члены бригады, выполняя свои задания, добиваются выполнения общего для всей бригады производственного задания (учебно-производственные работы составлены на основании ЕНиР8), что сказывается на повышении производительности и качества работы, расширении возможностей для взаимопомощи и коллективной творческой активности обучающихся.

В рамках практико-ориентированного обучения развивается внутренняя мотивация студента, так как появляется возможность свободного выбора способов решения обсуждаемой проблемы; студенты ощущают собственную компетентность; переживают собственную автономию.

Производственная (профессиональная) практика является составной частью практико-ориентированного обучения. Практика проводится по профилю специальности непосредственно на предприятии, в организации, учреждении. На практике студенты приобретают первоначальный опыт профессиональной деятельности по своей специальности.

В процессе прохождения практики у студентов формируются профессиональные умения и навыки; систематизируются знания путем их применения на деле; расширяется кругозор благодаря изучению работы конкретных предприятий и учреждений.

Библиографический список:

  1. Об образовании в Российской Федерации Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // [Электронный ресурс]// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения 30.10.2017 г.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.