Глушкова И. А. Интерактивные технологии обучения физике в условиях введения ФГОС

Интерактивные технологии обучения физике в условиях введения ФГОС

Interactive technologies of teaching physics in the conditions of introduction of FGOS

 

Глушкова Ирина Александровна

Glushkova Irina Aleksandrovna

учитель МБОУ «Гимназия № 9», г. Усолье-Сибирское

iraglushkova@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования и развития универсальных учебных действий школьников на уроках физики через интерактивные технологии. Автор излагает суть рассматриваемого метода и приводит обоснование  и результаты использования данного метода на различных этапах урока.

Annotation. The article discusses the methods of formation and development of universal educational actions of pupils in physics classes using interactive technology. The author sets out the essence of the method and the rationale and results of using this method at various stages of the lesson.

Ключевые слова: Федеральный государственный стандарт, универсальные учебные действия, физика, интерактивность, методы обучения, средства интерактивного обучения.

Keywords: Federal state standard, universal educational actions, physics, interactivity, learning methods, interactive learning.

В настоящее время все педагоги общеобразовательных школ, гимназий и лицеев объединены общей задачей – введение новых стандартов. Федеральный государственный стандарт предъявляет новые требования к структуре, результатам освоения и условиям реализации основной образовательной программы. И сегодня перед учителями стоит первостепенная задача: формирование и развитие универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. [1]

Физика – это наука о природе, наука экспериментальная, и в основе методики обучения данному предмету лежит системно-деятельностный подход. Развивая качества личности ученика, отвечающие современным требованиям, необходимо менять структуру урока – каждый этап урока подразумевает целеполагание и рефлексию деятельности учащегося. Новый урок требует новых технологий. И одной из инновационных технологий, выступающей на первый план, становится технология интерактивного обучения. [2]

Интерактивность — означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например), компьютером. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие не только учителя и обучающегося, но и взаимодействие между обучающимися. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества, приближает к реалиям жизни. [3]

К интерактивным формам и методам могут быть отнесены: дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», кластер, ролевые, «деловые» игры, метод проектов, исследовательский метод, групповая работа с иллюстративным материалом, лабораторным оборудованием, обсуждение видеофильмов и т.д.

Средства интерактивного обучения –   интерактивная доска, система открытого голосования «Живой опрос», мобильный компьютерный класс, цифровое оборудование по физике лаборатории L –микро, электронные образовательные ресурсы, виртуальные лабораторные работы. Этим оборудование оснащён кабинет физики в нашей гимназии и используется мною в урочной и внеурочной деятельности.

Эвристическая беседа. При изучении тепловых явлений как в 8 классе,  так и в 10, в зависимости от профиля обучения, задаю вопрос: «Кипит ли вода внутри макарон при их варке?» или «Почему хрустит снег под ногами?». Такие вопросы непроизвольно вызывают интерес у любого школьника, и ученик активно включается в беседу, размышляя над ответом на данные вопросы.

Это могут быть не только качественные вопросы, но и занимательные опыты. Так при изучении силы Архимеда можно провести занимательный опыт: всплытие виноградины в газированной воде и в ходе диалога обучающиеся сами найдут объяснение и более того, могут поставить перед собой новую задачу: а сколько нужно шаров, надутых гелием, чтобы подняться человеку в небо.

Такой приём настраивает ребят на диалог, показывает применение законов физики в природе, быту, учит наблюдательности, самостоятельному поиску решения поставленной задачи, то есть формируются познавательные и регулятивные действия.

Исследовательский метод. В физике всегда есть место эксперименту, опыту, проекту, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. При выполнении экспериментального задания с помощью лабораторного оборудования или мобильного компьютерного класса (виртуальные лабораторные работы) каждая пара или группа работает в своём ритме, выполняет свой образовательный маршрут. [4]

Способствует организации исследовательской деятельности на уроке и интерактивная доска и цифровое оборудование  лаборатория L –микро. Это оборудование позволяет нам недоступное сделать очевидным и понятным. Приведу пример: при изучении темы «Плавление и кристаллизация твёрдых тел» сложным для восприятия учащимися является факт, что температура вещества в процессе плавлении и отвердевания не изменяется. С помощью цифрового оборудования проводим опыт: плавление и кристаллизация олова, результаты данного эксперимента в виде графика вывожу на интерактивную доску и в интерактивном режиме объясняем данное явление и  убеждаемся в том, что температура остается неизменной на всём процессе плавления.

Система открытого голосования «Живой опрос» обеспечивает интерактивное общение между учителем и обучающимися, даёт возможность  очень быстро провести опрос обучающихся, оценить уровень их знаний — рефлексию.

Таким образом, интерактивные формы обучения несомненно способствуют:

  • повышению мотивации к предмету;
  • эффективному усвоению учебного материала;
  • самостоятельному выполнению поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
  • формированию умения регулировать собственную деятельность;
  • формированию у обучающихся собственного практического опыта;
  • установлению взаимодействия между обучающимися, обучению работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова.

Библиографический список:

  1. Белова С. В. Диалог — основа профессии педагога: Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиПРО, 2002. – 148 с.
  2. Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе// Часть II. Из практики использования интерактивных досок разных типов в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга: Сборник методических разработок / Сост. М.Н.Солоневичева. – СПб, РЦОКОиИТ, 2010.
  3. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения: Учеб. пособие для учителя. – М.: Моск. психолого-соц. ин-т: Флинта, 1998.
  4. Кларин М. В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика. – 2000. – № 7.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.