Использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми до-школьного возраста с задержкой психического развития

Использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

Use of electronic educational resources in work with children of preschool age with a delay mental development

 

Хвойна Наталья  Михайловна 

Natalya Mikhaylovna Khvoyna

воспитатель МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 45, г. Братск

nmx76@mail.ru

 

Аннотация. В статье представлен опыт работы с детьми с задержкой психического развития с использованием информационно-коммуникационной технологии. Статья адресована родителям и педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Annotation. The article presents the experience of working with children with mental retardation using information and communication technology. The article is addressed to parents and teachers of pre-school educational institutions.

Ключевые слова: технические средства, работа с детьми, интерактивные презентации.

Keywords: technical means, work with children, interactive presentations.

На сегодняшний день актуально использование в работе с детьми дошкольного возраста информационно-коммуникационной технологии. Ведь своей работе мы постоянно используем наглядность, музыкальное сопровождение, иногда это проблематично. Использование интерактивных презентаций облегчают подготовку и проведение непосредственной образовательной деятельности с детьми, а с детьми с задержкой психического развития, это просто необходимо. Занятия с использованием интерактивных презентаций вызывает у детей неподдельный интерес, желание заниматься и облегчает процесс усвоения материала.

Методологическую основу по данной теме составили труды, отображающие новые подходы в применении компьютерных технологий в специальном образовании [2] О. И. Кукушкиной, Т. К. Королевской, И. Е. Петкевича и др. Внедрение электронных образовательных ресурсов (ЭОР)  открывает новые возможности в организации образовательного процесса с детьми с ЗПР. Использование в коррекционной работе компьютерных технологий имеет ряд преимуществ. Это и возможность создания игровой среды с учетом задач адаптированной образовательной программы для детей с ЗПР, и разнообразие в подаче материала, и выбор оптимального темпа работы, сложности. Можно отметить эффективность компьютерных средств обучения при организации тренировочных упражнений, поскольку даже при многократном выполнении упражнений на компьютере с целью формирования определенного навыка у детей сохраняется устойчивый интерес к процессу их выполнения.

Для повышения качества педагогического процесса я активно использую мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – интерактивные презентации,  по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности: на занятиях, индивидуальной работе по плану учителя-дефектолога. Презентации использую как авторские, так и заимствованные у коллег.

Работа с детьми проводится в разных формах: групповой, подгрупповой, индивидуальной формах.

Для проведения групповой непосредственной образовательной деятельности с использованием ЭОР объединяю детей не более 6 человек. Занятия проводятся в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами работы с техническими средствами. Занятие с одной подгруппой, включает в себя деятельность детей у монитора или экрана (не более 7-10 мин.), познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз и длится от 20 до 25 минут. Интерактивные презентации и игры я использую в нескольких вариантах:

  1. Подходит для индивидуальной работы. Ребенок сидит за компьютером сам действует мышкой, выбирает ответ, предмет или помогает сказочному герою.
  2. С использованием проектора. Для подгрупповой работы. Один ребенок стоит у экрана (у доски, на которую проецируется изображение) и выбирает предмет, отвечая на вопрос, второй сидит за компьютером и выполняет те манипуляции, которые показал ребенок, стоявший у доски. Если первый ребенок ошибается, то второй. Для того чтобы луч от проектора не попадал на ребенка, заранее на пол кладется ориентир, за который нельзя заходить.
  3. Для групповой работы. Педагог, сидя за компьютером, нажимает на предметы, названные детьми.

Мною разработана серия интерактивных презентаций по темам недели в соответствии с циклограммой образовательной деятельности.

Представленные мной игры сделаны в программе Power Point, для их создания необходимы навыки работы с компьютером, умение работать с программой, практика работы в Интернете (для поиска изображений, музыки, готовых презентаций).

Мультимедийные ЭОР содержат в себе мультимедиа-контент (видео, анимация, аудио-контент), а также могут взаимодействовать с пользователем, задействовав режим интерактивности. Хотя подготовка данных презентаций занимает иногда достаточное количество времени, но это того стоит. Так как это наглядно, возможность показать предмет и объекты живой природы в движении и т.д. А еще что не маловажно происходит накопление методического материала, что в дальнейшем облегчает работу в данном направлении.

Основная цель данной работы, использовать игровое содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. В результате использования интерактивных презентаций в работе с детьми с задержкой психического развития формируются положительные эмоции, а также применение ЭОР направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Библиографический список:

  1. Гордейко, В. В. Использование информационных и коммуникационных технологий в специальном образовании / В. В. Гордейко // Специальное образование: традиции и инновации: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 10‒11 апр. 2012 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол. Н. Н. Баль [и др.]; отв. ред. С. Е. Гайдукевич. Минск: БГПУ, 2012. – С. 92‒94.
  2. Кукушкина, О. И. Информационные технологии в специальном образовании / О. И. Кукушкина // Образование для всех: совершенствование процесса обучения и реабилитации детей со специальными образовательными потребностями. Кишинев: ООН в Молдове, 2013. С.75–83.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.