Использование современных здоровьесберегающих технологий в развитии физической культуры у детей с ЗПР


Использование  современных здоровьесберегающих технологий в развитии физической культуры у детей с ЗПР

The use of modern health-saving technologies in the development of physical fitness in children with ZPR

 

Черных Виктория Сергеевна

Chernykh Viktoria Sergeevna

Инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад №16», г. Зима

vicka.tchernikh@yandex.ru

 

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые особенности детей с задержкой психического развития.  Приведены примеры здоровьесберегающих технологий, на основе которых строится работа  с детьми.

Annotation. In the article some features of children with a delay of mental development are considered. Examples of health-saving technologies on the basis of which work is being built with children are given.

Ключевые слова. Здоровьесберегающие технологии, дети, задержка психического развития, физическое развитие, закаливание, психогимнастика, релаксация, зарядка для глаз, физические упражнения.

Keywords. Health-saving technologies, children, mental retardation, physical development, tempering, psycho-gymnastics, relaxation, gymnastics for the eyes, physical exercises.

В современном обществе сохранение и укрепление здоровья человека является  актуальной проблемой. К сожалению,  уже в дошкольном возрасте дети имеют в своем развитии те или иные отклонения. В последнее время все чаще отмечается рост числа дошкольников с нарушениями в психическом и соматическом развитии, требующих к себе пристального внимания специалистов. Одну из таких групп составляют дети с задержкой психического развития(далее ЗПР). Психологи рассматривают их состояние как пограничное между нормой и патологией, которое при отсутствии коррекционно-профилактических мероприятий может привести к необратимым последствиям. Любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. [3]

Федеральный  государственный образовательный стандарт дошкольного образования особо выделяет  задачу: «охраны и укрепления физического и психического здоровья детей». Также немаловажная роль в этом документе отводится задаче «обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья»). [4]

Задача сохранения и укрепления здоровья особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку они соматически ослаблены, многие имеют хронические заболевания, кроме того, по сравнению со сверстниками, испытывают повышенную интеллектуальную нагрузку.

Поэтому профессиональная деятельность всех специалистов в дошкольном образовательном учреждении: инструктора по физической культуре, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, медсестры, воспитателей основываются на здоровьесберегающих  технологиях, так как они способствуют интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого стабильного результата.

В нашем детском саду функционирует группа для детей  с ЗПР всех возрастов. Вся работа в этой группе имеет оздоровительно-коррекционную направленность и способствует общему физическому и психическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.

На физкультурных занятиях с детьми данной группы в ходе наблюдений  отметила, что они не способны выдерживать физическую интенсивную нагрузку в течение времени отведенного для занятия, из-за быстрой утомляемости, низкой работоспособности. У них снижен интерес к заданиям, замечены проявления негативных эмоциональных состояний, вялость у одних детей и возбудимость у других. Некоторые дети отказываются от выполнения физических упражнений. Поэтому чтобы вызвать интерес у дошкольников к занятиям по физической культуре варьирую длительность занятия в зависимости от утомляемости и активности детей,подбираю упражнения и занятия с занимательным сюжетом, например: впереди болото, прыгаем как лягушата с кочки на кочку, летим как ласточки, перепрыгнем через веточки т.д. При подборе упражнений обязательно учитываю их сложность, физиологические и возрастные возможности детей.

Также применяю музыкальное сопровождение, так как музыка положительно влияет на эмоциональное состояние детей, придает выразительность движениям и самому занятию.

При выполнении физических упражнений не забываем о дыхании. Ведь правильное дыхание обеспечивает работу мозга, наполняет его кислородом, стимулирует дыхательную, сердечно-сосудистую систему. Именно поэтому после  двигательной нагрузки использую элементы дыхательной гимнастики, обращаю внимание на носовое дыхание детей, знакомлю с видами дыхания (поверхностное, глубокое). Дети увлеченно выполняют дыхательные упражнения со звукоподражанием, любят сдувать  снежинки или листочки.

Не представляется развитие ребенка без свежего воздуха, ведь всем известен факт,  что  солнце, воздух и вода благотворно влияют на детский организм. Поэтому много времени уделяется закаливанию. Часто проводим занятия, развлечения на свежем воздухе, подвижные игры, в летний период активно используем обливание, солнечные и воздушные ванны, ходьбу по траве и песку, умывание рук и ног прохладной водой, ходьбу по дорожке здоровья. Все это  обеспечивает тренировку защитных сил организма.

 У детей с ЗПР снижена выносливость, поэтому они не могут длительное время противостоять физическому и психоэмоциональному напряжению, поэтому совместно с педагогом-психологом детского сада подобран комплекс элементов психогимнастики,  который  помогает  формированию эмоционально-волевой сферы дошкольников. Особенностью использования элементов психогимнастики, является создание образа (кошечки, гномики и т.д.), находясь в котором ребенок через движение показывает его характер, настроение. Это способствует тому, что дети имеют возможность управлять своими эмоциями и действиями.

Большую роль на физкультурном занятии отвожу релаксационным упражнениям, которые  позволяют успокоить, снять мышечное и эмоциональное напряжение. Расслабление необходимо и при чрезмерной активности ребят, и при их явной вялости, которую можно даже назвать апатией. Упражнения на релаксацию снимают напряжение, улучшают самочувствие, помогают  лучше концентрировать внимание.

В связи с тем, что  информационные коммуникационные технологии прочно вошли  в нашу жизнь, глаза детей стали испытывать серьезные нагрузки, поэтому гимнастика для глаз просто необходима. Детям нравиться выполнять простые упражнения: поморгать, зажмуриться, широко открыть глаза и посмотреть вдаль, интересно следить за пальчиком, который, то приближается к носу, то отдаляется от него, рисовать глазами фигуры в воздухе.

Активное времяпровождение, развитие коммуникативных навыков и умение расслабляться – это еще не все здоровьесберегающие технологии в детском саду. На физкультурных занятиях дети учатся выполнять элементы самомассажа. Для этого используются такие движения, как поглаживания, вдавливание, растирание, похлопывание, пощипывание, разгибание-сгибание пальцев. Особенно детям нравиться использовать массажные мячи, шарики, сосновые шишки, орехи.

Ни одна, даже самая лучшая физкультурно- оздоровительная работа не будет эффективной без взаимодействия с  родителями, которое осуществляется с помощью, консультаций, бесед, совместных мероприятий. Систематически  родители посещают дни открытых дверей в детском саду, родительские собрания, вместе с ребятами активно принимают участие в развлечениях, спортивных праздниках.

Таким образом, можно сделать вывод, что здоровьесберегающие технологии – это основа образовательного процесса в детском саду, эффективность которой определяется грамотной «встроенностью» в общую систему здоровьесбережения детей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге позволяют сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Повышают результативность воспитательно-образовательного процесса.

Формируют у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Библиографический список:

  1. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008
  2. “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” /А.М. Сивцова //Методист. – 2007.
  3. Кузьменко М.В. Образно-игровая ритмическая гимнастика. Научно практический журнал «Инструктор по физической культуре».- 2008. — №2.-с.38
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М.:Проспект, 2013. – с.160
  5. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно – досуговые мероприятия / Под ред. О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кардаильской, Г.П. Поповой. – Волгоград: Изд-во Учитель, 2008.- с.135

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.