Логопедическая гимнастика

Логопедическая гимнастика
Логопедическая гимнастика.
 Перцева Антонина Николаевна, музыкальный руководитель, Калачеевский д/с №1 общеразвивающего вида

Комплекс упражнений 1

•        Динамическое упражнение «Праздник в лесу…»

Дети и родители берутся за руки и за педагогом идут хороводным шагом «змейкой» между разложенными на полу листьями.

Праздник осенью в лесу — И светло, и весело.

Вот какие украшения Осень здесь развесила.

•        Дыхательное упражнение «Ветер и листья».

После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»).

•        Массаж биологически активных зон, предотвращающий простудные заболевания. Родители делают массаж своему ребенку.

Тили-тили-тили-бом! Сбил сосну Зайчишка лбом!

Приставить ладони козырьком ко лбу и энергично разводить их в стороны и сводить вместе.

Жалко мне Зайчишку, Носит Зайка шишку.

Кулачками проводить по крыльям носа от переносицы к щекам.

Поскорее сбегай в лес, Сделай Заиньке компресс.

Раздвинуть указательный и средний пальцы, остальные сжать в кулак, массировать точки, находящиеся перед и за ухом.

•        Подвижная игра «Догонялки»

Дети встают в круг, в центре — «ежик». Дети идут хороводом под песню «Маленький ежик» в одну сторону, «ежик» двигается противоходом. После окончания песни дети хлопают в ладоши и говорят:

Раз, два, три — Ребятишек догони!

Дети разбегаются, «ежик» старается их запятнать.

•        Упражнение на развитие моторики «Водичка»

Логопедическая гимнастикаВодичка, водичка, (двумя руками сделать чашечку)

Умой мое личико. (ладошками имитировать умывание)

Чтобы глазки блестели, (дотрагиваться до глазок по очереди)

Чтобы щечки краснели, (тереть щечки)

Улыбался роток (улыбаться)

И кусался зубок (постучать зубками).

Комплекс упражнений 2

Динамическое упражнение на развитие чувства ритма

Ти-ти-ти — куда же нам пойти?

Хлопки в ладоши, отмечающие метрическую пульсацию.

Ать-ать-ать — в лес отправимся гулять.

Шлепки ладонями по коленям.

Ать-ать-ать — будем прыгать и скакать.

Перетопы ногами.

•        Дыхательное упражнение «Ветер и листья»

После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»).

•        Дети рассказывают стихотворение, сопровождая его движениями

Хлоп, хлоп, хлоп! Три хлопка в ладоши.

Топ, топ, топ! Три притопа.

А под елкой черный кот. Поочередно выставлять руки вперед плавными движениями.

Под елку он залез поспать. Присесть, положив сложенные ладошки под щеку.

Нам мешает танцевать. Погрозить пальцем.

•        Подвижная игра «Найди пару»

Под веселую музыку дети и родители двигаются врассыпную. На более подвижную музыку дети и родители встают в пары и кружатся.

•        Массаж биологически активных зон, предотвращающий простудные заболевания.

Комплекс упражнений 3

•        Динамическое упражнение «Прогулка»

Раз-два-три, раз-два-три — По дорожке мы пошли.

Шаг марша.

Логопедическая гимнастикаПетлять тропинка начала Среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко, Головушку подняв.

Ходьба «змейкой».

Вот мы кочки увидали, Через них мы прыгать стали.

Прыжки с продвижением вперед.

Впереди течет ручей, Подходите поскорей.

Ходьба на носках, руки — в стороны.

Руки в стороны расставим, Переходить его мы станем.

Лес осенний увидали И к нему все побежали.

Бег по кругу.

Посмотрела на бегу.  Кто пасется на лугу.

•        Дыхательное упражнение «Подуй на пальцы»

Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.

•        Пальчиковая игра «Птенчики в гнезде»

Птичка крылышками машет И летит к себе в гнездо.

Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и ими шевелить.

Птенчикам своим расскажет, Где она взяла зерно.

Разевает птенчик рот —  Маму, маму он зовет.

•        Массаж тела «Лягушата»

Родители помогают детям в выполнении движений, соответствующих тексту:

Лягушата встали, потянулись И друг другу улыбнулись.

Выгибают спинки, Спинки-тростинки.

Ножками затопали, Ручками захлопали.

Постучим ладошкой  По ручкам мы немножко.

А потом, потом, потом Грудку мы чуть-чуть побьем.

Хлоп-хлоп тут и там, И немного по бокам.

Хлопают ладошки Нас уже по ножкам.

Погладили ладошки. И ручки, и ножки.

Лягушата скажут: «Ква!

Прыгать весело, друзья!»

•        Подвижная игра «Прогулка и дождик»

На 1-ю часть музыки дети свободно гуляют по залу, на 2-ю — пляшут, включая в танец знакомые плясовые движения, на 3-ю — прячутся под большим зонтом, который держит воспитатель.

Комплекс упражнений 4

•        Динамическое упражнение «Мы идем та-та-та…»

Хором.

Мы идем: та-та-та.

Обычная ходьба.

Мы поем: ля-ля-ля.

Ходьба на носках.

Мы едем: ту-ту-ту.

Ходьба на всей стопе, руки согнуты в локтях

(Мы кричим: ау-ау. Стоя на месте, говорят, приложив руки рупором ко рту. «паровоз»).

•        Дыхательное упражнение «Аромат цветов»

Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!».

•        Логопедическая гимнастика

1) Упражнение «Хобот слоненка»

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

2) Упражнение «Пастушок»

Вы как пастушки будете играть на дудочке, чтобы коровка не потерялась.

Я на дудочке играю: «У-у-у, у-у-у!»

Всех коровок собираю: «У-у-у, у-у-у!»

Вы идите все за мной: «У-у-у, у-у-у!»

Скоро мы придём домой: «У-у-у, у-у-у!»

3) Упражнение «Кто лучше сделает дудочку!»

При показе картинки дудочки дети вытягивают губки, при показе изображения барабана «играют» на барабане (пальчиками).

•        Массаж кистей рук «Мышка»

Мышка маленькая в норке Тихо грызла хлеба корку.

Поскрести ногтями по коленям.

«Хрум, хрум!» — Что за шум?

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.

Это мышка в норке Хлебные ест корки.

Потереть ладони друг о друга.

•        Пальчиковая игра «Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать.

Сжимать и разжимать кулачки.  Листья березы,

Листья рябины, Листики тополя,

Листья осины, Листики дуба.

Загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец

Мы соберем, Маме осенний букет отнесем.

Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки.

•        Подвижная игра «Гора — дерево — кочка»

Дети бегают врассыпную по залу, помахивая руками, как крыльями. Когда педагог говорит: «Кочка!» — дети приседают («утка устала, присела отдохнуть на кочку»); «Дерево!» — замирают, подняв вверх руки; «Гора!» — встают на колени и поднимают сцепленные в замок руки вверх.

Комплекс упражнений 5

•        Динамическое упражнение «Мы идем та-та-та…»

Хором. Мы идем: та-та-та.

Обычная ходьба.

Мы поем: ля-ля-ля.

Ходьба на носках.

Мы едем: ту-ту-ту.

Ходьба на всей стопе, руки согнуты в локтях («паровоз»).

Мы кричим: ау-ау.

Стоя на месте, говорят, приложив руки рупором ко рту.

•        Пальчиковая игра «Капуста»

Хором.

Мы капусту режем, режем,

Движения прямыми ладошками вверх-вниз.

Мы морковку трем, трем,

Потереть кулачок о кулачок.

Мы капусту солим, солим,

Поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем.

Мы капусту жмем, жмем.

Сжимать и разжимать кулачки. 

Огородная семейка,

В танец, в танец поскорей-ка.

•        Ритмическое упражнение «Капли»

Капля — раз! Капля — два!

Удары ладонями обеих рук по коленям половинными длительностями, четвертями, восьмыми. 

Капли медленно сперва. Стали капли ударять,

Капля каплю догонять. А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом. До свиданья, лес густой!

Побежим скорей домой!

•        Массаж спины «Дождь»

Дети садятся спиной к родителям, которые выполняют движения:

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам.

Хлопки ладонями по спине.

Гром! Гром, как из пушек.

Нынче праздник у лягушек.

Поколачивание кулачками.

Град! Град! Сыплет град!

Все под крышами сидят.

Постукивание пальчиками.

Только мой братишка в луже

Поглаживание спины ладошками.

Ловит рыбу нам на ужин.

•        Подвижная игра «Прогулка и дождик»

На 1-ю часть музыки дети свободно гуляют по залу, на 2-ю — пляшут, включая в танец знакомые плясовые движения, на 3-ю — прячутся под большим зонтом, который держит воспитатель.

Комплекс упражнений 6

•        Динамическое упражнение (на координацию речи и движения)

Хором.

Раз, два, три — выросли цветы.

Медленно вставать из положения сидя.

К солнцу потянулись высоко, высоко!

Поднять вверх руки, потянуться.

Цветам тепло и хорошо!

Обмахивать лицо руками.

•        Дыхательное упражнение «Воздушный шар»

Предложите ребенку развести перед собой руки, изображая «воздушный шар». Во время выдоха ребенок произносит звук «ф-ф-ф» и скрещивает руки на плечах.

•        Пальчиковая игра «Кулачок»

Как сожму я кулачок, (сжать руки в кулачки)

Да поставлю на бочок. (поставить кулачки большими пальцами вверх)

Разожму ладошку, (распрямить кисть)

Роложу на ножку. (положить руку на колено ладонью вверх)

ТУК-ТУК — Тук-тук-тук. (три удара кулаками друг о друга)

— Да-да-да. (три хлопка в ладоши) —

Можно к вам? (три удара кулаками друг о друга) —

Рад всегда! (три хлопка в ладоши)

•        Логопедическая гимнастика

Раз-два-три-четыре-пять

Будем с Рыжиком гулять!

Раз-два-три-четыре

Рот откроем мы пошире.                широко раскрыть рот;

Пожевали,                                      жевательные движения;

Постучали                                      постучать зубами;

И с котенком побежали.                 движение языком вперед-назад;

Кот снежинки ртом ловил,             ловить ртом воображаемые снежинки;

Влево, вправо он ходил.                движение языком вправо-влево;

Скучно Рыжику, ребятки,

Поиграем с ним мы в прятки.         закрыть ладошками глаза, спрятаться.

•        Подвижная игра «Веселый мячик»

Дети встают в круг. Они по кругу передают мяч друг другу.

Ты катись, веселый мячик,

Быстро-быстро по рукам,

У кого веселый мячик,

Тот сейчас станцует нам!

Ребенок, у которого остался мячик, выходит в центр круга и танцует, остальные дети хлопают в ладоши.

Комплекс упражнений 7

•        Динамическое упражнение «Сапожки»

(выполнение движений по тексту)

Папа в сапожищах: Топ-топ-топ!

Мамочка в сапожках: Шлёп-шлёп.

А я, детка, крошка, в маленьких сапожках

Быстро по дорожке: топ-топ-топ-топ!

•        Логопедическая гимнастика

1) Упражнение «Хобот у слонёнка»

«Хобот у слонёнка длинный и большой, посмотрите, дети, может, вот такой?»

2) Упражнение «Надуть щеки».

Закрыв рот, надуть одновременно обе щеки.

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки. (Одуванчик)

•        Ритмическое упражнение «Ежик и барабан»

С барабаном ходит Ежик. Бум-бум-бум!

На слова «Бум-бум-бум!» дети равномерно ударяют ладонями по коленям.

Целый день играет ежик: Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами..Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно. Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались, Бум-бум-бум!

И удары раздавались: Бум-бум-бум!

Ой, как зайчики струхнули! Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули!  Бум-бум-бум!

•        Массаж лица

Родители делают массаж своему ребенку.

Носик, носик!

Провести кулачками по крыльям носа (4 раза).

Где ты, носик? Лобик, лобик! Где ты, лобик?

Всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам (4 раза).

Щечка, шечка!  Пальцами погладить щеки сверху вниз (4 раза).

Где ты, щечка? Будет чистенькая дочка.

Погладить ладонями шею. Будут чистенький сынок

 Растереть ладошками уши. И котенок-малышок.

Потереть ладони ребенка друг о друга.

Педагог спрашивает, дети отвечают, показывая:

—      Лапки мыли?  Мыли!

Ушки мыли?  Мыли!

Хвостик мыли? Мыли! Всё помыли.

И теперь мы чистые, котики пушистые.

•        Упражнение на координацию движения и речи

Здравствуй, Васька-козел, Поклониться, положив ладонь на грудь.

Если в гости пришел!  Покачать головой.

Угощайся травкой, Протянуть ладони вперед.

Да смотри, не чавкай! (Я. Аким)

Погрозить пальцем.

•        Подвижная игра «Кот и мыши»

Логопедическая гимнастикаМышки в норочках сидят, Мышки в щелочки глядят.

«Кот» сидит на стуле в углу зала, «мыши» закрывают ладонями лицо и подсматривают, выглядывая из-за них.

Ой, как много мышек тут, Коготками пол скребут.

«Скребут» ноготками пол. Тише, мыши, серый кот!

Он вас всех подстережет! Грозят друг другу пальцем.

Серый кот гулять пошел, И мышат он не нашел.

«Кот» важно гуляет по залу, «мышки» сидят, не шевелясь.

Только котик засыпает, Мышки сразу выбегают.

«Кот» садится на свое место, «мыши» бегают на носочках по всему залу. С окончанием музыки «кот» их старается поймать.

Комплекс упражнений 8

•        Динамическое упражнение

По извилистой дорожке К речке синей мы пошли.

Идут друг за другом, ступая по следам, нашитым на дорожке.

Постарайтесь так пройти, Чтоб с дорожки не сойти.

Как лисички мы пойдем, Аккуратненько пройдем.

Ходьба на носках, имитируя движения хитрой лисы.

Вдруг из воды высунулась рыбка

Легкий бег на носках, покачивая перед собой соединенными ладошками.

И поплыла по воде быстро-быстро.

Рыбка плавает в воде,

Мы резвимся на траве.

•        Дыхательное упражнение «Шарик»

Надувала кошка шар,  А котенок ей мешал:

Подошел и лапкой — топ!  А у кошки шарик — лоп!

Ф-Ф-Ф!

Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох. Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.

•        Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки»

Солнышко с тучками в прятки играло. Посмотреть глазами вправо — влево, вверх — вниз.

Солнышко тучки-летучки считало: Серые тучки, черные тучки.

Легких — две штучки, Тяжелых — три штучки. Тучки попрятались, тучек не стало.

Закрыть глаза ладонями.

Солнце на небе вовсю засияло. Поморгать глазками.

Продавало солнышко на веселой ярмарке Платья разноцветные, яркие-преяркие.

Приходил на ярмарку веселый народ. Побывал на ярмарке весь огород.

•        Логопедическая гимнастика

1)      Упражнение «Сытый хомячок»

Надуть обе щеки

2)      Упражнение «Мишка хочет спать».

(ребенок укладывает Мишку, произносит «Бай!!!)

Напоили мишку чаем,

А теперь его качаем,

Спать пора, засыпай.

«Бай-бай-бай!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.