Музыкальные занятия на основе системы музыкального воспитания- «Шульверк»

Подготовила Абросимова Лилия Сергеевна музыкальный руководитель МКДОУ «Калачеевский детский сад №6»

«Шульверк»- система музыкального воспитания К. Орфа

В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа с названием “Шульверк. Музыка для детей”.Слово“Schulwerk” было создано самим Орфом и обозначает “обучение в действии”. Главный принцип этой педагогики выражен словами Песталоцци: «Каждый узнает лишь то, что сам пробует делать». В процессе музицирования, дети исполняют и вместе создают музыку, познавая ее в реальном, живом действии. Основным предназначением Шульверка является первичное приобщение всех детей независимо от их способностей к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности. Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры.Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Подобный подход получил распространение во всем мире. Ученые доказывают, что наша память сохраняет 90% из того, что мы делаем, 50% из того, что мы видим, и 10% из того, что мы слышим, поэтому необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие. Именнометодика Карла Орфа очень эффективна в этом направлении. Нас привлекает эта программа тем, что она дает возможность шире использовать музыкальные инструменты и в полной мере помогает выявитьтворческие возможности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). «Шульверк» на сегодняшний день — одна из наиболее известных систем музыкального воспитания детей во всем мире, созданная К.Орфом. «Шульверк» создавался в середине ХХ века и вобрал в себя многие тенденции развития музыкальной культуры своего времени: стремление освободиться от значения классической гармонии, поиск в фольклоре и музыке доклассического периода, интерес к тембровому колориту, приоритет ритма, поиск свободного импровизационного музицирования.По замыслу его автора, элементарное музыкальное воспитание должно опираться на национальные музыкальные корни, отталкиваться от самых глубоких пластов сознания, заложенных в фольклоре. И для разных национальных культур эти основы могут существенно различаться. Поэтому в каждой стране «Шульверк» обязательно должен быть существенно обогащен своим словесным и музыкальным народным достоянием, в частности детским фольклором. И смысл не в том, чтобы присочинить к моделям «Шульверка» что-то новое, а в том, чтобы найти это новое в своем народном богатстве и вдохнуть в него современную жизнь.В немецком слове «Schulwerk» вторая часть слова происходит от слова «wirken» (действовать) и нацеливает на активное действие, сотворчество, собственное «формование» музыкального материала. Действительно, пьесы «Шульверка» созданы вовсе не для того, чтобы их разучивали по нотам. Все они представляют собой модели, демонстрирующие последовательное усложнение музыкального материала и способ, который доступен детям для самостоятельного поиска мелодических и ритмических средств в работе с музыкальным материалом.Орф отмечал, что «В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить, и этому надо помочь. «Шульверк» направлен на то, чтобы пробуждать к созиданию в области музыки. Но привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка». Собственное детское творчество — пусть самое простое, собственная детская мысль — пусть самая наивная, — вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей. Такова одна из общих идей, лежащая в основе «Шульверка». Для отечественного музыкального воспитания характерно звено не триада«композитор-исполнитель-слушатель», а второе, и по смыслу обращено в сторону первого. Вот что писал по этому поводу ближайший соратник Орфа В.Келлер: «Когда говорится о фундаменте музыкальности, имеется в виду музыкально-ритмическое чувство и музыкальный слух, позволяющие пережить-понять музыку и способность свободно в ней ориентироваться, и свободно с ней «обращаться»: прочесть с листа, транспонировать, сыграть в другой фактуре, досочинить недостающее.Но если ребенок перескакивает ступени развития, не музицирует, а только «интерпретирует», не познает на опыте, как создается музыка, как она формуется, как «сопротивляется» ее материал, иными словами, если в обучении хоть в некоторой степени не пытаются сблизить «композиторское» и «исполнительское», то не удастся заложить у широкой массы детей фундамент музыкальности».Особенности построения музыкального занятия по методике К. Орфа не просто занятие в сложившемся у нас традиционном понимании. Его необычность сразу становится заметна даже педагогам, использующим отдельные элементы этой системы в своей работе. Первое, что удивляет, привлекает и делает мгновенно сторонником системы Орфа, — особая атмосфера занятия, в которой увлеченность, внутренний комфорт, раскованность испытывают почти все. Ощущение себя свободным от условностей среди расположенных к доброжелательному общению людей – вот та ступенька, с которой начинается вхождение в увлекательное действо под названием Орф-занятие.Комплексное обучение музыке предоставляет детям широкие возможности для творческого развития способностей. К. Орф считает, что самое главное – атмосфера занятия: увлеченность детей, их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявить себя на музыкальном занятии в роли активного участника. В элементарном музицировании ребёнок выступает не только слушателем или исполнителем музыкальных пьес, но главным образом творцом, создателем музыки. Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психике ребенка. Это не чистая музыка, а музыка неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть, чередовать речь и пение для детей также естественно, как и просто играть. Такая музыка есть у всех народов мира. За полвека существования орфовская педагогика превратилась в настоящую мировую империю со своим Институтом в Зальцбурге (Австрия), учебно-методическими изданиями, конференциями более чем в 40 странах мира. Детская элементарная музыка любого народа генетически нераздельно связана с речью и движением. Вслед за изданием на немецком языке, широкое распространение получили адаптированные варианты Шульверка, созданные в других странах Европы, США, Японии. Для развития музыкальной культуры Восточной Европы большим событием стал выход в свет издания на чешском языке. В России увидел свет пока лишь 1-й том Шульверка (2008 г.) под редакцией челябинского педагогаВ.Жилина. Следует также отметить книги и пособия Т. Тютюнниковой, Е. Забурдяевой, Т.Боровик, работающих по системе К.Орфа