Об акцизах и акцизных ставках на бензин в свете изменений и поправок в Налоговом Кодексе РФ

Об акцизах и акцизных ставках на бензин в свете изменений

и поправок в Налоговом Кодексе РФ

On excises and excise rates on gasoline in light of changes

and amendments in the Tax Code of the Russian Federation

 

Баторова Дарима Эрдыниевна

Batorova Darima Erdynievna

Студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

batorovadarima@gmail.com

Власова Елена Львовна

Vlasova Elena Lvovna

к.п.н., доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

vlasovael1963@gmail.com

Аннотация. В статье проведен обзор и анализ изменений и поправок в налоговом законодательстве касательно акцизов на топливо, в частности акцизов на бензин и дизельное топливо и произведен мониторинг влияния этих изменений на рынок.

Annotation. The following article reviews and analyzes changes and amendments to the tax legislation regarding excise taxes on fuel, in particular excise taxes on gasoline and diesel fuel and monitors the impact of these changes on the market.

Ключевые слова: акциз, ставки акцизов на топливо, бензин, бюджет.

Keywords: excise, excise rates for gasoline, fuel, budget.

Актуальной проблемой является и проблема акцизной политики в отношении нефтепродуктов (топлива) и энергоносителей. Нефть является важным источником пополнения федерального бюджета страны, но изменение ставок акцизов на бензин может привести к росту инфляции. Конкретно мы поговорим об акцизах на бензин и дизельное топливо.

Акциз – косвенный налог, включаемый в цену товара и оплачиваемый покупателем. К тому же косвенные налоги (акцизы) имеют регрессивный характер, и вследствие этого их широкое применение нецелесообразно. Но при этом акцизы являются наиболее собираемыми налогами в России. В структуре доходов федерального бюджета на 2018 год рост акцизов на бензин и дизельное топливо принесет в бюджет дополнительные 25,267 млрд рублей, в 2019 году – 19,114 млрд рублей, в 2020 – 1,086 млрд рублей [1].

Исследование акцизного налогообложения имеет особое значение потому, что налоги выражают фискальные интересы государства. Разумное их применение может позитивно влиять на процесс ценообразования и на структуру потребления.

Одной из главенствующих проблем в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости налогов. Поправки, предусмотренные федеральным законом «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса и отдельные законодательные акты РФ» от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ повышает акциз на бензин и дизельное топливо, что непременно приведет повышению цен на рынке. Думается, что рост акцизов связан с компенсацией дефицита федерального бюджета в следующем году [2].

Поправки подразумевают увеличение акциза на бензин класса 5 с 1 января 2018 года на 10,7% — до 11213 рублей за тонну, и с июля – до 11892 рублей за тонну. То есть, повышение акцизов будет происходит постепенно: с 1 января на 50 копеек за литр и на столько же с 1 июля. По плану с 1 января 2019 года ставка акциза на бензин составит 12314 рублей за тонну. В рознице повышение цены составит примерно 70 копеек. Однако, мы говорим только о «гарантированном» росте, в условиях реальности же, с учётом темпов инфляции, торговой конъюнктуры повышение может быть и больше. То же самое касаемо дизельного топлива. Акциз на него с июля 2018 года повысится до 8258 рублей за тонну. Ожидается, что с 1 января 2018 года цена за литр повысится на 1 рубль, с 1 июля еще на столько же. С 1 января 2019 года ожидается повышение до 8541 рублей за тонну, а в 2020 году – до 8835 рублей. Это существенно большее повышение акцизов, чем предусмотренные Налоговым Кодексом индексация на инфляцию в 4% (примерно 30 копеек за литр бензина и 23 копейки за литр дизельного топлива) [3]. Согласно комментариям Министерства финансов РФ, средства, полученные в следствие повышение ставок акцизов на бензин и дизельное топливо, направят для строительство автомобильных дорог и развития инфраструктуры в общем субъектов России. В частности, планируется завершение строительства дорог в Калининградской области, в Крыму и на Дальнем Востоке и в целом по Российской Федерации.

Политика государства должна быть направлена на обеспечение доходности и стабильности всех сфер жизни общества, в том числе и предпринимательской деятельности. Доходность и стабильность бюджета, рост налоговых поступлений должны обеспечиваться за счет экономического роста, а не за счет ужесточения налогового режима.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что акцизы — важный источник пополнения бюджета. Изменение налоговых ставок может увеличить конкурентоспособность товаров на мировом рынке (в случае снижения ставки и, как следствие, снижения цены), увеличить поступления в государственный бюджет (в случае их повышения). Тем не менее резкое увеличение ставок может привести к снижению качества, а снижение ставок – не всегда приводит к снижению цены [4]. Хотя по мнению некоторых специалистов, резкого скачка цен н бензин не ожидается в связи с политикой государственного регулирования со стороны Федеральной антимонопольной службы. Однако, с этим можно поспорить, поскольку «рынок» уже отреагировал – в настоящий момент в регионах на автозаправках наблюдается повышение цен на бензин, которое связывают именно с принятием поправок в Налоговый Кодекс. Можно ожидать, что рост цен вынудит потребителей экономить, а некоторых даже пересесть на общественный транспорт при условии, что цены растут быстрее, чем доходы граждан [5].

Если потребление бензина упадет, эффект от повышения акцизов для наполнения бюджетов субъектов Российской Федерации может быть уменьшен. Повышение цен на бензин ударит, прежде всего, по малоимущим слоям населения и среднему классу и из-за сокращения ими потребления бензина спрос на него может не вырасти, но вряд ли упадет. К тому же, по данным агентства по аналитике товарных рынков убыток от реализации зимнего дизельного топлива в розницу составляет от 3 до 5,3 рублей за литр в зависимости от региона. Поясним, комфортная маржа составляет 12% в год. Среди причин падения маржинальности можно назвать высокие оптовые цены на эти виды топлива. По данным Санкт-Петербургской Международной Торгово-Сырьевой бирже, с начала года по 5 декабря текущего года оптовые цены на дизельное топливо выросли на 13,9% до 47492 рублей за тонну, на бензин Аи-92 – 11,3% до 45326 рублей за тонну.

 Но самое главное, повышение акцизов влияет на индекс потребительских цен Российской Федерации прямым и косвенным образом, в том числе на различные группы товаров.

Увеличение ставок акцизов способствует увеличению доходов бюджета и оказывает влияние на всех участников рыночных отношений, но в конечном итоге может иметь отрицательные последствия для экономики­, что очень четко характеризует экономическую ситуацию в стране.

Библиографический список:

  1. Федеральный закон от 05.12.2017 №362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и плановый на плановый период 2019 и 2020 годов»
  2. Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.11.2017) // Российская газета. – № 148-149. – 06.08.1998.
  4. Куц О.Д., Кичаева А.В. Акцизы: на рост цен на товары // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т.4. – с. 243-246. — https://e-koncept.ru/2017/770340.htm.
  5. Петренко А.С. Изменения акцизного налогообложения топлива // Инновационная наука. – 2015. — №12. – с. 225-227.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.