Паспорт качества как механизм повышения производительности труда рабочих

Паспорт качества как механизм повышения производительности труда рабочих

Passport of quality as a mechanism for increasing the productivity of workers

Фомина Татьяна Юрьевна

Fomina Tatiana Yurievna

Менеджер

Строительный холдинг Спецстрой-1

fomina_tatiana_95@mail.ru

Якимова Любовь Дмитриевна

Yakimova Lyubov Dmitrievna

К.т.н., доцент КрИЖТ ИрГУПС, г. Красноярск

lyubov-yakimova@yandex.ru

Аннотация. В статье обоснована целесообразность внедрения паспорта качества в целях повышения уровня мотивации и производительности труда слесарей подвижного состава.

Annotation. The article substantiates the expediency of introducing a quality passport in order to increase the motivation and productivity of locksmiths in rolling stock.

Ключевые слова: паспорт качества, мотивация, производительность труда, подвижной состав, рабочие.

Key words: quality passport, motivation, labor productivity, rolling stock, workers.

За годы реформ железнодорожной отрасли, осуществляемых в связи с переходом на рыночную экономику, отмечается значительное отставание темпов роста производительности труда по сравнению с развитыми странами [1, 2]. В связи с этим поиск путей решения данной проблемы является актуальным.

Объектом настоящего исследования послужила Красноярская дирекция моторвагонного подвижного состава (Крас ДМВ). Данное предприятие  сотрудничает с компанией Краспригород, предоставляет им подвижной состав вместе с персоналом для перевозки людей. Крас ДМВ ремонтирует подвижной состав, предоставляя такие виды ремонта как ТО1 — локомотивные бригады,ТО2 — на месте технического осмотра,ТО3 — на 7 дней, ТР1 — 30 дней).

При анализе производительности труда [3] было выявлено, что за анализируемый период она имеет неравномерную динамику. В 2015 году по сравнению с 2014 годом производительность труда снижена на 18,21 %, в связи со снижением на 5,5 % объема перевозок и роста численности в эксплуатации. В 2016 году по сравнению с 2015 годом темп роста производительности составил 7,74 %, по причине соответствующего роста численности на 6,28 %.

Помимо этого за исследуемый период осуществилась реструктуризация предприятия, в процессе которой произошло слияние депо с Красноярской дирекцией моторвагонного подвижного состава. В связи с этим увеличилось количество руководителей (на 9 штатных единиц) и специалистов (на 23 человека), а численность рабочих и служащих по причине естественного оттока снизилась. Однако категория рабочих имеет наибольший удельный вес в структуре общей численности персонала.

По результатам проведенного анкетирования, целью которого было выяснить, насколько работники удовлетворены своей работой и существующей системой мотивации, выяснилось также, что действующая система мотивации на предприятии не совсем совершенна, она не полностью выполняет свою главную функцию, работники не полностью удовлетворены, считают, что данная система не совсем направлена на интересы конкретного сотрудника.

В целях создания дополнительной материальной и моральной мотивации ремонтного персонала за их личный вклад в качество технического обслуживания подвижного состава нами был разработан проект внедрения  паспорта качества.

Предлагаемые проектные мероприятия направлены на повышение эффективности использования трудовых ресурсов и совмещение интересов работодателя  в снижении количества браков и уменьшения причиненного ущерба, и работников в повышении уровня их заработной платы. Реализация проекта позволит улучшить качественные показатели технического обслуживания локомотивов, повысит уровень технологической дисциплины, позволит заинтересовать слесарей по ремонту подвижного состава в повышении уровня технических знаний и профессиональных навыков.

 «Паспорт качества» является одним из основных видов мотивации труда для слесарей по ремонту подвижного состава и вводится для осуществления анализа за выполнением работником плановых заданий по отправлению вагонов в установленные сроки с высоким качеством ремонта вагонов, контроля за техническим состоянием вагонов, выявлением неисправностей и выполнением необходимого ремонта с соблюдением технологических процессов, трудовой дисциплины с целью обеспечения безопасности движения поездов, а также рациональным использованием материалов, запчастей, электроэнергии.

В результате построения сетевого графика мероприятий проекта, определения длительностей работ, их взаимосвязей, оптимизации, оценки затрат работ по проекту, был выявлен перечень расходов на реализацию проекта, который составил 9000 рублей.

Экономический эффект от внедрения мероприятий включал в себя экономию эксплуатационных расходов (ΔЭ), фонда оплаты труда (ΔФОТ) и прочих расходов  Эпр (1).

 (1)

Эффект от снижения эксплуатационных расходов рассчитывался по формуле (2) и составил 188850 рублей.

,(2)

где

З1 и З2 — количество задержек грузовых вагонов за соответствующие периоды времени после и до внедрения проекта;

О1 и О2 — количество отцепок за аналогичные периоды времени.

При этом расчет задержек за анализируемые периоды времени в стоимостном выражении рассчитывались по формуле (3), исходя из того, что стоимость задержки грузового вагона за 1 час составляет 2500 рублей.

 (3)

Стоимость маневровых работ (СМР) за аналогичные периоды времени t1 и t2 определялась, исходя из 1800 рублей за час по формуле (4). Экономия составила 218700 рублей.

 (4)

В рамках технико-экономического обоснования эффективности внедрения «Паспорта качества» производился расчет заработной платы до и после внедрения проекта (5). Эффект ΔФОТ составил 42000 рублей.

 (5)

Прочие расходы рассчитывались по формуле (6) и составили 3564,6 рублей.

 (6)

        

Суммируя полученные результаты и вычитая расходы на внедрение проекта, получаем экономический эффект 225414,6 рублей, что доказывают целесообразность внедрения паспорта качества.

Библиографический список:

  1. Курбатова А.В., Курбатов Ф.С. Железнодорожный транспорт России и США в показателях использования путевой инфраструктуры, подвижного состава и производительности труда // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. — 2012. — Т. 5. — № 4 (24). — с. 118-130. — https://elibrary.ru/download/elibrary_18267447_67828957.pdf [Дата обращения: 22.11.2017 г.]
  2. Фролов В.Ф. Восточно-сибирская железная дорога: точки роста // Железнодорожный транспорт. — 2016. — № 9. — с. 4-6.
  3. Кузьбожев Э. Н. Прогресс и производительность труда: Монография / Э.Н. Кузьбожев, И.Ф. Рябцева. — М.: НИЦ Инфра-М, 2016. — 174 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.