Реализация принципа здоровьесбережения образовательной деятельности в процессе проектирования содержания ДОУ

«Инновационные подходы к здоровьесбережению и здоровьеобогащению детей и взрослых в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации»
Инновации – интеграция принципов здоровьесберегающей педагогики в процесс социализации личности детей дошкольного возраста.

Пояснительная записка
Здоровье нации – одна из актуальнейших проблем современного общества. Проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях развития общества такова, что серьезным вопросом является неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития значительной части детей дошкольного возраста. Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья; многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем.

Гипотеза состоит в том¸ что эффективная организация единого здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении будет способствовать повышению показателей физического, социального, психологического и духовного здоровья воспитанников, окажет влияние на качество образовательных результатов.
Целью данного проекта является создание единого здоровьесберегающего пространства и здоровьеформирующей позиции, формирование навыков здорового образа жизни детей.
Основной идеей проекта является объединение коллектива педагогов, детей, родителей в создании, разработке, распространении опыта применения здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
Изучить особенности здоровьесберегающего пространства в детском саду;
Изучить состояние проблемы в научно-методической литературе и передовой педагогический опыт, применяемый при оздоровлении детей в других ДОУ;
Разработать, систему мероприятий по использованию комплексной технологии по здоровьесбережению;
Обеспечить овладение выпускниками детского сада знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности за своё здоровье, прямой зависимости между поведением и здоровьем;
Обеспечить осуществление образовательного процесса педагогами с использованием здоровьесберегающих технологий;
Повысить педагогическую и валеологическую культуру работников ДОУ.
Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Методы:
Метод теоретического анализа и синтеза работ педагогов, психологов, физиологов, по проблеме исследования. Этот метод позволит выявить различные точки зрения на изучаемую проблему при разработке здоровьесберегающей системы в дошкольном образовательном учреждении.

Эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, диагностика физического развития, обобщение педагогического опыта.) позволят определить эффективность проводимых мероприятий для понижения уровня заболеваемости, повышения посещаемости, подготовки к школе.

Концепция
На современном этапе развития дошкольного образования возникла объективная потребность в совершенствовании процесса функционирования ДОУ, повышении его конкурентоспособности. Основным механизмом оптимизации системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, соответствующих потребностям и возможностям образовательного учреждения, удовлетворяющих интересы и потребности детей, родителей, педагогов и ближайшего социального окружения.
Признание самоценности детства как важного этапа в жизни подрастающего человека, поставило перед педагогами необходимость решения комплекса важных задач, связанных с воспитанием, обучением и развитием. Приоритетными задачами является формирование здоровья детей и обеспечение успешной социализации и адаптации к социуму /В.П. Лебедев, В.А. Орлов, В.А. Ясвин, Г.М. Андреева/.
Важно уточнить, что понимается нами под категориями здоровье, социализация и адаптация к социуму. Каждое из этих понятий можно рассматривать обособленно, в то же время, в реальной жизни в процессе воспитания, обучения и развития ребенка эти процессы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Успешная социализация и адаптация возможна только у здорового ребенка, в то же время, состояние здоровья ребенка характеризуется, в том числе, и способностью к успешной социализации и адаптации. Нарушение здоровья приводит к социальной дезадаптации, неблагоприятные социальные условия могут привести к нарушению здоровья.
В докладе Комитета экспертов Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) здоровье рассматривается «как состояние физического, умственного, социального благополучия, а не отсутствие болезни или физических недостатков». Здоровье – это комплексная категория, которую следует понимать, как физическое, так психическое и психологическое здоровье:
в физическом плане – умение преодолевать усталость, возможность действовать в оптимальном для себя режиме, нормальное функционирование возможностей организма;
в психологическом плане:
а) интеллектуальное – проявление умственных способностей, любознательности, высокого уровня обучаемости;
б) социально-нравственное – честность, эмпатичность, коммуникабельность, терпимость;
в) эмоциональное – уравновешенность, эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное, способность удивляться и восхищаться.
Центральным понятием является психическое здоровье. В комплексных гуманитарно-естественнонаучных исследованиях психическое развитие ребенка и психическое здоровье рассматриваются в причинно-следственной связи / И. Дубровина с сотр./, а здоровье – как образовательный продукт / В.А. Орлов, В.И. Панов/.
В гуманистической психологии, в частности, в работах А. Маслоу, психическое здоровье рассматривается, с одной стороны, как реализация того, что заложено в человеке от природы, с другой стороны, стремление к гуманистическим ценностям.
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения является одной из центральных в современном образовании и рассматривается в рамках здоровьесберегающей педагогики. Особое значение приобретает «необходимость разработки экологических образовательных технологий, ориентированных на развитие способностей детей не «в ущерб» их психическому и физическому здоровью, защита от психотравмирующего действия загрязненной среды» /В.И. Панов/.
Ученые выделяют различные аспекты в теории и практике здоровьесберегающего образования. Одним из перспективных направлений здоровьесберегающей педагогики является «поиск приемов, методов воспитания и обучения, педагогических технологий, соответствующих законам функционирования мозга и индивидуально-типологическим учебным возможностям детей» /Е.Н. Дзятковская/. Например, причиной неуспеваемости детей в учебной деятельности является не отсутствие желания, мотивации или «лености» ребенка, а особенности нервно-психического развития, гетерохронность (неравномерность), гетерогенность (разнородность) созревания высших психических функций ребенка и морфофункциональных структур мозга, обеспечивающих их функционирование. Число таких детей составляет от 50 до 70 %, обучающихся в обычных общеобразовательных учреждениях (детский сад, школа) /А.В. Сименович, Ю.В. Микадзе/
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что существуют различные взгляды на проблему социализации.
В основу нашей концепции положено следующее определение социализации:
Социализация – двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду /Г.М. Андреева/.
Адаптация к социуму – это вхождение человека в социальную среду и его приспособление к культурным, психологическим и социальным факторам. Важнейшим микросоциумом, кроме семьи, является дошкольное образовательное учреждение, которое включает различные сферы деятельности детей: общение в детском коллективе, учебную, игровую, двигательную, трудовую сферы. Развитие детей в условиях ДОУ происходит посредством интеграции деятельности специалистов ДОУ и внешних образовательных структур через организацию дополнительных услуг.
Обеспечить построение процесса социализации в ДОУ возможно за счет установления связей с ближайшим социумом (модель прилагается).
В условиях нестабильного, жестокого, неспокойного социума не хватает таких социальных качеств личности как доверие, открытость, эмпатийность, радость и духовность бытия, которые бы обеспечивали проживание полноценной жизни. Этому способствует, на наш взгляд, приобретение детьми полноценного, структурного и осознанного социального опыта. Речь идет, прежде всего, об отношениях к окружающему социуму, людям, рукотворному миру, себе.
Таким образом, актуальность развития ДОУ определяется необходимостью создания развивающей образовательной среды, призванной обеспечить гармоничное развитие здоровья детей и успешную социализацию их в социуме за счет использования эффективных средств и методов воспитания, развития и обучения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.