Роль двигательных упражнений в музыкальном воспитании дошкольников

Подготовила Абросимова Лилия Сергеевна, музыкальный руководитель МКДОУ «Калачеевский детский сад №6»

Музыкальное воспитание осуществляется через пение, слушание музыки и движение.

Музыкальные игры и пляски помогают разностороннему развитию музыкальности детей. Они развивают эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память.
Сюжеты, образы музыкальных игр и плясок конкретизируют для детей содержание музыкального произведения, помогают более глубоко его переживать. Движения, органически связанные с музыкой, её характером (содержанием), способствуют целостному её восприятию. Отвечая своими движениями на особенности мелодии, ритма, динамики, структуры музыкального произведения, дети начинают чувствовать выразительное значение элементов музыкальной речи.
Для того, чтобы музыкальная игра, пляска могли выполнять свои воспитательные задачи, надо научить детей владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с содержанием музыкальной игры, пляски. Движения, связанные с музыкой, всегда сопровождаются эмоциональным подъёмом, поэтому оно благотворно влияет на физическое развитие ребёнка; (выработке хорошей осанки, ритмичности, координации движений рук, ног). На музыкальных занятиях движения являются средством выразительности; главная цель — развивать у детей способность придавать движениям характер, связанный с музыкальным образом, делать из выразительными.
Упражнения, используемые на занятиях, имеют различные музыкально-двигательные задачи:
1. Упражнения помогают улучшать качество движений детей, развивать у них умение непринуждённо придавать движениям пружинный, плавный или маховый характер, в зависимости от особенностей
музыкально-двигательного образа («Пружинки», «Весёлые ножки» — сидя на стуле; «Качание рук» и «Мельница».
2. Упражнения учат детей придавать основным движениям (ходьбе, бегу,
поскокам) и элементам пляски, танца выразительность, диктуемую
музыкой и образами используемой игры, пляски, хоровода,
инсценированной песни.
Виды шага — бодрый шаг; тихая, осторожная, настороженная ходьба; шаг на носках; мягкий, пружинящий шаг; приставной шаг. Виды бега — легкий бег; стремительный бег, широкий бег; высокий бег. Прыжковые движения — подпрыгивание на двух ногах; поскоки с ноги на ногу; легкие поскоки; сильные поскоки; галоп вперёд, боковой галоп.
Элементы танцев и плясок — притопы; притопы одной ногой, притопы двумя ногами поочерёдно, переменные притопы; выставление ноги вперёд на пятку или на носок, простой хороводный шаг; шаг с притопом на месте; полуприседание с выставлением ноги на пятку.
3. Упражнения помогают воспитывать у детей ориентироваться в
пространстве, организованно двигаться в группе, не мешая друг другу,
или выполнять различные перестроения в играх и плясках, отражая в
них характер и форму музыкального произведения.
В зависимости от музыкально-двигательного образа детям приходится двигаться в строю. Для этого они должны учиться организованно — быстро, точно, без суеты и толкотни — строиться, перестраиваться, а также двигаться, не мешая друг другу и соблюдая определенный строй. Строиться надо уметь как в привычном или заранее указанном порядке (мальчик — девочка, парами; мальчики — девочки — подгруппами) так и свободно. Старшие дети должны понимать основные общеупотребляемые термины (колонна, шеренга).
Колонна — ряд детей, стоящих в затылок один другому на расстоянии поднятых вперёд рук. Дети должны соблюдать это расстояние на глаз;
двигаться вдоль стен, не сужая круга, делать повороты точно где делал ведущий.
Колонна парами — дети учатся перестраиваться из колонны парами в колонну по одному и наоборот.
Шеренга — ряд детей, стоящих плечом к плечу, лицом все в одну сторону.
Цепочка — колонна детей, взявшихся за руки, образуется либо из шеренги, либо колонны.
Дети, взявшись за руки, поворачиваются за ведущим. Следует требовать от них, чтобы они при этом поворачивали не только голову и корпус, ноги, то есть вставали в затылок друг за другом.
Круг — стоя в кругу, дети повернуты лицом к центру; а по кругу – боком к центру; лицом – по линии круга. Учить детей строиться в круг начинать с 3 лет; обращать внимание на правильность формы. При движении по кругу детей часто его сужают; необходимо объяснить детям, что надо точно идти друг за другом, след в след (как по снегу), чтобы получилась одна узкая тропинка, а не несколько. Правильно сужать (маленький ровный круг) и расширить круг. Вначале дети учатся держась за руки, позднее — без рук.
Дети также должны учиться свободно, непринужденно двигаться по залу в разном направлении, не наталкиваясь и не мешая друг другу (врассыпную), — каждый по своей дорожке. Детям также необходимо приобрести умение располагаться на площадке, заполняя все пространство, на расстоянии друг от друга (не задевать друг друга руками).
Движение стайкой — (дети 3-х лет) помогает учить детей двигаться в одном направлении, не толкаясь и не обгоняя друг друга.
Движение противоходом — движется колонна, если ведущий, круто повернул направо или налево, ведёт группу в обратном направлении параллельно продолжающей двигаться колонне. Объяснить детям, что каждый должен повернуть точно в том месте, где ведущий и также — круто.
«Змейка» — ходьба колонной в разных направлениях.
Одно из основных условий успешной работы по развитию движений целенаправленный выбор упражнений и правильная их последовательность.
Чтобы правильно выбрать упражнения и успешно над ними работать, необходимо ясно представлять себе основную главную задачу каждого упражнения.
Основными средствами музыкально-двигательного воспитания всегда должны оставаться игры и пляски. Однако, при серьёзном, продуманном отношении музыкально-двигательные упражнения не только служат необходимым дополнением к играм и пляскам, но наравне с ними сами являются средством музыкально — эстетического воспитания детей.