Васильева З.П. Формирование здорового образа жизни у обучающихся

Формирование здорового образа жизни, безопасность жизнедеятельности и физическая культура в образовательных организациях: Материалы всероссийской НПК (Иркутск, 2016)

Формирование здорового образа жизни у обучающихся

 Iromoting a  healthy lifestyles style amomg students 

Васильева Зоя Петровна

Vasilyeva Zoya Petrovna

Преподаватель-организатор ОБЖ

ГАПОУ ИО «АТОПТ»

Россия, г. Ангарск

zoia.vasiljeva2017@yandex.ru

Аннотация. В статье приведены итоги работы преподавателя – организатора Основ безопасности жизнедеятельности, включающие: коррекцию тематического планирования, организацию уроков основ безопасности жизнедеятельности, самостоятельные работы, внеурочную деятельность, а также пропаганда здорового образа жизни в направлении работы техникума.

Annotation. The article presents the results of the teacher — the organizer of the basics of life safety, including: thematic planning correction, the organization learned the basics of life safety, independent work, extracurricular activities, as well as the promotion of healthy lifestyles in the direction of the work of the college.

Ключевые слова: здоровье, учебно – воспитательный процесс, основы безопасности жизнедеятельности, планирование, организация, пропаганда, направления работы.

Keywords: health, training — educational process, the basics of life safety, planning, organization, propaganda, areas of work.

Здоровье человека —  тема для разговора достаточно актуальна для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

За последние годы отмечается ухудшение состояние здоровья подростков. Первые пять мест в структуре заболеваний занимает: болезни органов дыхания, инфекционные болезни,  заболевания органов пищеварения, травмы и отравления, болезни нервной системы. Перечисленные болезни составляют 95,9% от всех поставленных диагнозов. Отмечается распространение случаев психоневрологической  симптоматики, а ведь нервно-психическое расстройство  — одно из главных причин неуспеваемости. И страшно то, что обычно у подростков преобладает стертая форма депрессии, которую мы не замечаем. Нас больше беспокоят агрессии, гиперреактивность, а тихие, молчаливые, одинокие не привлекают особого внимания.

Основными причинами ухудшения здоровья является: перегрузка учебным материалом, наша медицинская и психологическая неграмотность, недостаточное внимание к двигательной активности. Поэтому в первую очередь, мы должны чувствовать профессионально-этическую  ответственность за физическое, психическое и моральное здоровье обучающихся. Весь учебно – воспитательный процесс, все педагогические концепции, методики, технологии должны работать, сохраняя здоровье детей.

Организация уроков по формированию здорового образа жизни представляю решение следующих задач:

— формирование отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как важной социальной ценности;

— выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасность ответственного поведения;

— закрепление гигиенических навыков и привычек;

— приобщение к разумной физической активности;

— обучение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения;

Учитывая возрастные особенности (они только закончили 9 класс в школе),существующие возможности материально – технического обеспечения, программный материал по учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» я скорректировала тематическое планирование уроков ОБЖ.  [1]  Таким образом, в блок «Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья» входят следующие темы: Здоровье и здоровый образ жизни; Факторы, влияющие на здоровье; Алкоголь, курение, наркотики и токсикомания – их влияние на здоровье; Репродуктивное здоровье человека; Правовые основы брачно-семейных отношений; Обеспечение личной безопасности на дорогах; Практическая работа «Организация рационального питания, методы его гигиенической оценки»; Практическая работа  «Модель поведения участников дорожного движения»

На уроках ОБЖ обучающиеся не только занимаются теорией и методами оздоровления организма, но и решают различные ситуационные задачи, практические занятия, решают тесты и составляют свои программы оздоровления.

Помимо этого предусмотрены следующие самостоятельные работы:

— разработка индивидуальных проектов по теме «Вредные привычки и их влияние на здоровье человека вредных привычек»;

—  сообщение «Компьютерные игры и их влияние на организм подростка»;

— реферат «Пути сохранения репродуктивного здоровья общества»;

— сочинение «Как стать долгожителем»;

— конкурс презентаций «Вредные привычки, их влияние на здоровье человека».

На своих уроках по формированию здорового образа жизни я использую такие формы, которые являются результативными и интересными:

— просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением;

— проведение тренингов и ролевых игр которые начинаются с притчи(например: притча о женщине, которая покупала у Господа Бога здоровье, а получила маленькую коробочку с семенами. Смысл этой притчи для всех ясен – здоровье нельзя купить, наше здоровье,  в наших руках).

— Выполнение творческих заданий: напиши эссе, создай буклет, сочини сказку, придумай рекламу. (Например: придумать свой дизайн сигаретных пачек с предупреждением курильщикам и своим «страшным» рисунком)

— Проведение социологических опросов, анкетирования, тестирования, выполнение практической работы;

Осуществление межпредметной связи с литературой, используя Хрестоматию здоровье в художественной литературе академии педагогических и социальных наук московского психолого-социального института, в  которой, герои литературных  произведений встают на службу здоровья [2]. Главная задача — это рациональная организация урока, использование методов и активных форм обучения, использование ведущих каналов восприятия информации, а также индивидуальный подход к обучающимся. Благодаря этому мы добиваемся снижения утомляемости, повышение продуктивности и работоспособности; формирование позитивного мышления и его отношение к  собственному здоровью. Формированию здорового образа жизни обучающихся, способствует  и внеурочная деятельность. В качестве педагога организатора я со своей инициативной группой подготавливаем и всегда по-разному проводим мероприятия, посвященные таким датам: 7 апреля Всемирный день здоровья; 20 марта Всемирный день ребёнка; 15 мая Всемирный день семьи;  22 апреля Международный день Земли;   сентябрь акция «Мы чистим мир»; 16 сентября Международный день охраны озонового слоя;  16 ноября Всемирный день толерантности; 31 мая Всемирный день без табака; 1 декабря Всемирный день борьбы со СПИДом;  5 октября Всемирный день учителя. Проведение всех мероприятий по здоровому образу жизни носят систематический, адресный характер.

Пропаганда  здорового образа жизни  в Ангарском техникуме общественного питания и торговли имеет следующие направления;

— Анкетирование обучающихся,  об их отношении к здоровому образу жизни;

— Десант «За здоровый образ жизни» совместно со специалистами отдела по молодежной политике, спорту и культуре Департамента по социальной политике администрации города Ангарска;

— Дни профилактики наркомании в группах с привлечением специалистов (медиков)  городской программы «Выбор»

— Индивидуальная работа со студентами, замеченных в употреблении алкоголя, табако-курения в кабинетах профилактики;

— Выставка рисунков «Я выбираю жизнь»

— Акция «Меняю сигарету на конфету», «Жизнь без курения»

— Часы общения «Профилактика вредных привычек», «Умей сказать нет», «Хочешь жить долго – бросай курить»;

— Тренинги, конкурсы рефератов, трудовые десанты, конференции, классные часы;

— Уроки профилактики;

— Медицинское обследование, профилактические прививки, Дни здоровья;

— Участие в городских, областных соревнованиях, в спортивных праздниках техникума.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: здоровый образ жизни – это цельная, логически взаимосвязанная спланированная система поведения человека, которую соблюдают с удовольствием. Чтобы созданная система здорового образа жизни имела приятность и привлекательность, чтобы всегда можно было увидеть конечную цель. Главная наша задача – научить обучающихся иметь четко сформулированную цель жизни и обладать психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях. Они должны знать формы своего поведения, которые помогут сохранить и укрепить здоровье. Мы должны научить их быть хозяином своей жизни, развивать у них чувство самоуважения и тогда им легко будет соблюдать эти правила, опираясь на научные знания.

Библиографический список:

  1. Марченко В.Б. Методика работы учителя по формированию здорового образа жизни и основам безопасности жизнедеятельности школьников // ОБЖ. – 2016. – №5-6. с. 5-12.
  2. Психология здоровья в художественной литературе: Психология жизни и смерти. Человек в чрезвычайных ситуациях. Образ жизни и здоровье: Хрестоматия / Сост. Тверская С.С. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. – 240с.
  3. Фельдман Р.И., Савиных Т.П. Безопасность жизнедеятельности и здоровье / Учеб. Пособие. – Иркутск: Изд-во ГОУ «ВСГАО» 2010 – с. 127.

Добавить комментарий