Вологжин В.К. Ритмика в начальных классах с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития)

Формирование здорового образа жизни, безопасность жизнедеятельности и физическая культура в образовательных организациях: Материалы всероссийской НПК (Иркутск, 2016)

Ритмика в начальных классах с ограниченными возможностями здоровья

(с задержкой психического развития)

 Rhythm in the elementary grades with health disabilities (mental retardation) 

Вологжин Вячеслав Каземирович,

Vologzhin Vyacheslav Kazimirovich

учитель физической культуры

МБОУ г. Иркутска СОШ № 73,

Россия, Иркутск

AnnaVologzina@rambler.ru

 Аннотация. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психо-коррекционных упражнений. Преподавание ритмики в классе  с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обусловлено необходимостью осуществления коррекции нервно-психических процессов поведения, личностных реакций, эмоционально-волевых качеств, недостатков психического и физического развития  детей с задержкой психического развития средствами музыкально-ритмической деятельности.

Abstract. The essence of rhythm is the correction in the correction and development of higher mental functions, music and special physical and psychological exercises. Teaching rhythm in the classroom with health disabilities (HIA) due to the necessity of correction of neuro-psychic processes, behavior, personal reactions, emotional-volitional qualities, deficiencies, mental and physical development of children with mental retardation by means of is musical-rhythmic activities.

Ключевые слова. ритмика, двигательная активность, задержка развития, музыка, игры, танцы.

Key words. rhythm, locomotor activity, developmental delay, music, games, dancing.

Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. [1]

Категория обучающихся с задержкой психического развития — наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа школьников. Все обучающиеся с задержкой психического развития испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями (отмечаются нарушения внимания, памяти, в том числе, и двигательной, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности), замедленным темпом либо неравномерным становлением познавательной деятельности, трудностями произвольной саморегуляции и самоконтроля, нарушениями в организации и целенаправленности деятельности или поведения, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.). Достаточно часто у обучающихся, отмечаются нарушения речевой и общей моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной — привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.

Приходя в школу, ребенок имеет ограниченный запас двигательных навыков, с нарушенной осанкой, координацией. Одни скованы, неподвижны, медлительны, другие — разболтаны и суетливы. Часто дети плохо держатся: гнутся, поднимают плечи, неправильно ставят ноги при ходьбе (носки внутрь) и т.п.[2]

Необходимо создать условия для коррекции этих недостатков и обогащения запасов двигательных навыков детей, давая им специальные тренировочные упражнения.

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада: эмоционально-волевая и личностная незрелость, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психо-коррекционных упражнений.

Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно ~ творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.

Каждый ребенок имеет индивидуальную форму развития и претендует на право валеологического сопровождения его индивидуального маршрута. Не учащиеся должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения должны пристраиваться к ребенку и формировать у него осознанную мотивацию к получению знаний и развитию собственного здоровья.

Преподавание ритмики в классе ОВЗ обусловлено необходимостью осуществления коррекции нервно-психических процессов поведения, личностных реакций, эмоционально-волевых качеств, недостатков психического и физического развития  детей с задержкой психического развития средствами музыкально-ритмической деятельности.

При преподавании ритмики в таких классах нашей целью является, создание условий, способствующих улучшению здоровья учащихся, повышение функциональных возможностей организма средствами двигательной активности.

В настоящее время занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Музыке отводится ведущая роль, а движение рассматривается как проявление эмоций, связанных с музыкальным образом, как средство усвоения музыкальных закономерностей. Несомненно, что такая программа как никому другому нужна детям с ограниченными возможностями здоровья.

Ритмика является начальной ступенью танца.  Ритмика – это разнообразные движения под музыкальное сопровождение. Занятия ритмикой развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют физические недостатки (сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д.)[3]

Ритмика развивает в ребенке, в первую очередь, хорошее владение собственным телом, что является одной из приоритетных задач для детей с ОВЗ.

Также на занятиях ритмикой важным является элемент игры.  Задания даются с учетом дидактических принципов: от простого к сложному, с учетом естественного интереса и желания обучающихся, их психологических и физиологических особенностей и способностей, а также творческих возможностей детей.

Важную роль в проведении занятий ритмики играет  уровневая дифференциация и индивидуализация, системность, поэтапность, конкретные, доступные для выполнения задачи. Во всех упражнения важно правильно и конкретно ставить перед ребенком задачу и добиваться ее выполнения, не доставляя ему излишнего нервного напряжения. Урок ритмики непосредственно связан с уроком музыки. Так как движения выполняются под музыку, необходимо знать, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, уметь различать вступление и основную мелодию. Самая тесная взаимосвязь прослеживается  между ритмикой и физкультурой: и по строению урока, и по его насыщенности.          Особенностью урока ритмики – является  положительный эмоциональный фон. Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию  школьников с ЗПР, исправлению недостатков физического развития, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию. Основными приемами ритмики являются игры-команды, музыкально-ритмические упражнения, танцы и элементы танцев.

Включенные в занятие игры имеют особое значение. Они являются основной формой деятельности дошкольников. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, способствуют развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Соревновательный характер подвижной игры активизирует познавательные качества ребенка, вызывает стремление осознать правила игры, дает возможность почувствовать свое место в команде, социализирует его в детском коллективе. Чтобы быть успешным в игре среди детей, ему необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия. Таким образом, предъявление на занятии коррекционной ритмикой заданий в игровой форме и проведение игр позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего воздействия при работе с детьми с ЗПР.

Коррекционная ритмика является одной из форм активной терапии, направленной на преодоление недостатков развития детей с ЗПР средствами музыкально-ритмических упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова.

Библиографический список:

  1. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. – Москва 2000, с. 136.
  2. Коренева Т.Ф Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В 2 частях. – М: Владос. – 2001, с. 246.
  3. Лифиц И.Ф.  Ритмика: учебное пособие для студентов сред. и высш. учебных заведений.  – М.: издательский центр «Академия» — 1999, с.224.

Добавить комментарий