Галушко Н.Н., Говорина О.П. Внеурочная деятельность с детьми c ОВЗ в рамках занятий физической культуры

Формирование здорового образа жизни, безопасность жизнедеятельности и физическая культура в образовательных организациях: Материалы всероссийской НПК (Иркутск, 2016)

Внеурочная деятельность с детьми c ОВЗ  в рамках занятий физической культуры

 Extracurricular activities with children with disabilities within the framework of physical culture 

Галушко Наталья Николаевна

Galushko Natalia Nikolaevna

учитель МБОУ «СОШ №34»

Россия, г. Братск

908640@mail.ru

Говорина Ольга Петровна

Govorina Olga Petrovna

учитель МБОУ «СОШ №34»

Россия, г. Братск

govorina.1974@mail.ru

Аннотация. В статье раскрываются основные методы и формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на занятиях физической культурой в рамках внеурочной деятельности. Приводятся примеры упражнений.

Annotation. The article describes the main methods and forms of work with children with disabilities in the classroom physical culture in the framework of extracurricular activities. Examples of exercises.

Ключевые слова. внеурочная деятельность, ограниченные возможности здоровья, методы работы.

Keywords. extracurricular activities, disabilities, methods of work.

Актуальной проблемой современного общества является ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения. Все чаще появляются как врожденные, так и приобретенные заболевания сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, дыхательной системы, нарушения опорно-двигательного аппарата. Все чаще звучит фраза «Абсолютно здоровых детей нет». А ведь здоровье является высшей ценностью человека. Особенно важно, когда речь идет о детях, ведь именно они – наше будущее, будущее России.

По статистике, более 50% первоклассников уже имеют хронические заболевания. В свете реализации нового государственного стандарта воспитание культуры здоровья охватывает абсолютно всех детей, включая тех, чьи возможности здоровья ограничены. Занятия физической культурой для детей с ограниченными возможностями здоровья ведутся как в рамках урочной, так и в рамках внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в аспекте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования понимается как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения обучающимися основных образовательных программ.

Помимо решения задач общего развития обучающихся в процессе внеурочной деятельности необходима реализация принципов, обеспечивающих коррекцию и компенсацию психофизических недостатков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также определение профессиональных планов обучающихся и их успешную социальную адаптацию.

Внеурочная деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья выполняет следующие функции:

образовательная  обучение  ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

воспитательная  обогащение  и расширение культурного слоя общеобразовательной организации, формирование культурной среды;

компенсационная  освоение  ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

рекреационная – организация  содержательного досуга, как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

функция социализации – освоение  обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в обществе;

функция самореализации – самоопределение  ребенка в социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;

контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени.

Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности предполагает приобщение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к ценностям здорового образа жизни, формирование у них мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование умений использовать средства физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни и досуговой деятельности, а также включение обучающихся в спортивно-зрелищные мероприятия.

Роль учителя физической культуры на уроках и во внеурочной деятельности на сегодняшний день меняется, т.к. занятия физической культурой в образовательной организации является центральным ядром в поддержании и повышении возможного уровня здоровья, обеспечивающего реализацию личностных жизненных потребностей через здоровый образ жизни и физические упражнения.

В работе педагогу важно учитывать и оптимальную нагрузку, и медицинские показания, психологические особенности и личные качества. Ребенку, имеющему серьезные проблемы со здоровьем, зачастую сложно адаптироваться в среде сверстников, поэтому учителю важно помочь ему почувствовать себя комфортно.

Наиболее оптимальные средства работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья:

  1. физические упражнения;
  2. корригирующие упражнения;
  3. коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;
  4. материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;
  5. наглядные средства обучения.

Методы работы:

  1. Метод практических упражнений.

Упражнение Равновесие. И. П.- то же. Вдох: занимаем первую позицию предыдущего упражнения. Выдох: корпус наклоняется вперед, руки вытягиваются вперед. Вдох: переход к прежней позиции (руки поставить на пол). Выдох: возвращение в исходное положение. Затем упражнение повторяется с противоположной стороны.

Упражнение Скручивание. Это упражнение для верхнего пресса выполняется в положении лежа, при этом нога согнута в колене, локти разведены в стороны, а руки находятся за шеей. Медленно поднимаем верхнюю часть туловища. Также медленно опускаемся в исходное положение. Поясница должна плотно прижиматься к полу на протяжении всего упражнения.

  1. Метод дистанционного управления.

Упражнение «Лягушки». Цели: формирование правильной осанки, укрепление мышц нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании свода стопы.

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Ква-ква-ква!

Скачут, вытянувши ножки!

И.п.: встать на четвереньки, присесть, пальцами рук касаться пола. Колени развести, руки между коленями. Подпрыгнуть вверх и вернуться в и.п. (Второй вариант: с продвижением вперед).

Средь деревьев, на болотце,

Есть свой дом у лягушат.

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

Скачут, не жалея ножки.

  1. Метод наглядности.
  2. Метод стимулирования двигательных действий.

Важную роль на занятиях внеурочной деятельностью  с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются коррекционно-развивающие игры. Игры способствуют восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех систем организма, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, сенсорной и других. С помощью игры у детей корректируется и развиваются восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, память, моторика, речь, умственная активность, а, следовательно, познавательная деятельность в целом. В качестве примера можно предложить следующие игры:

«Зоопарк». Цель: развитие воображения, раскованности в движениях. Количество игроков 4-20 человек.

Инструкция. Все участники по очереди показывают движения, характерные для задуманного ими по условиям игры животного. Остальные пытаются отгадать. Затем участники объединяются в подгруппы по 2-3 человека. Ведущий, указывая на любую подгруппу, дает название животного. Участники, не сговариваясь, вместе изображают одно названное животное. Далее подгруппа также может изобразить какое-либо животное, а другие участники отгадывают – какое.

Методические указания. Игру можно повторять несколько раз.

«Поймай мяч». Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча. Количество играющих может быть любым. Инвентарь: один мяч среднего размера.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех бал водящим.

Методические указания. От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры. Если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя, а вся группа хором его повторяет. Играющие, могут свободно передвигаться по кругу.

В семье, где растет ребенок с ограниченными возможностями, зачастую трудности испытывают и родители (законные представители). Внеурочные занятия физической культурой с участием родителей(законных представителей) позволят им получить педагогическую помощь, психологическую поддержку и обрести навык проведения физических упражнений в домашних условиях. Присутствие на занятиях родителей (законных представителей) поможет ребенку чувствовать себя более комфортно, свободно.

Библиографический список:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Совершенствование качества образования: материалы XII (XXVIII) Всероссийской научно-методической конференции. – В 2 ч. – Братск: Изд-во БрГУ, 2015. – Ч.1 – с. 85-88.
  3. Комплексная реабилитация больных и инвалидов: Учебно-методическое пособие / Составители: С.Б. Нарзулаев, Г.Н. Попов. Томск: Издательство Томского педагогического университета, 2006.

Курпан Ю.И. Осанка и корригирующие упражнения // Физическая культура в школе. – 2011. – № 2. – с. 36-39.

 

Добавить комментарий