Логоша М.В. Пауэрлифтинг как эффективное средство развития физических качеств и укрепления здоровья будущих рабочих

Формирование здорового образа жизни, безопасность жизнедеятельности и физическая культура в образовательных организациях: Материалы всероссийской НПК (Иркутск, 2016)

Пауэрлифтинг как эффективное средство развития физических качеств
и укрепления здоровья будущих рабочих

 Powerlifting as an effective tool of developing the physical characteristics
and health promotion of future workmen
 

Логоша Максим Викторович

Logosha Maxim Victorovish

руководитель физвоспитания,

Иркутский техникум машиностроения им. Н.П. Трапезникова

Россия, г. Иркутск

maksimviktorovich.logosha@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос организации занятий пауэрлифтингом в профессиональной образовательной организации как средство формирования умения использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. Дано краткое описание программы занятий пауэрлифтингом в техникуме. Проанализировано влияние данного вида спорта на здоровье.

Annotation. The article considers the question of the organization of powerlifting training in professional educational institutions as a means of forming the ability to use sports and health activities for health promotion, achieving life and career goals. It also contains a brief description of a training session in college. The impact of powerlifting on health is analyzed.

Ключевые слова. пауэрлифтинг, спорт, здоровье, развитие физических качеств, среднее профессиональное образование, программа занятий пауэрлифтингом.

Keywords. powerlifting, sports, health, developing the physical characteristics, secondary vocational education, the powerlifting training session.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования в числе требований к знаниям, умениям и практическому опыту выпускника называет умение использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. Разрабатывая рабочие программы по физической культуре для студентов по профессиям технического профиля (будущих сварщиков, автомехаников, монтажников и др.) в качестве одного из инструментов, позволяющих сформировать у них указанное умение, мы рассматриваем занятия пауэрлифтингом как на уроках, так и на внеаудиторных занятиях.

В данной статье мы рассмотрим вопрос организации занятий пауэрлифтингом в профессиональной образовательной организации как средство формирования умения использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Актуальность темы обусловлена тем, что такие занятия позволяют обеспечить двигательную активность подростков, улучшение их самочувствия, состояние здоровья, коррекцию телосложения, достижение физического и психологического комфорта. Упражнения пауэрлифтинга, будучи универсальными, находят применение во всех видах спорта, а также в подготовке к службе в армии.

Новизна состоит в том, что пауэрлифтинг как вид спорта относительно недавно начал развиваться в нашей стране (в советское время занятия пауэрлифтингом, как и восточными боевыми искусствами или бодибилдингом, не поощрялись, и официально пауэрлифтинг признан в нашей стране с 1987 г.), соответственно, в педагогической практике применение пауэрлифтинга широко не распространено.

Занятия пауэрлифтингом достаточно актуальны и представляют сложный тренировочный процесс, конечной целью которых является значительное увеличение мышечной массы и силы обучающихся.

Пауэрлифтинг — (силовое троеборье) это вид спорта, способствующий укреплению здоровья, исправлению и коррекции многих врожденных дефектов телосложения и развития физических способностей человека. Этот вид спорта включает приседания со штангой, жим штанги лежа и становую тягу. Он направлен на развитие максимальной (фундаментальной) силы. [1]

Приседания со штангой на плечах – одно из самых эффективных силовых упражнений в плане набора мышечной массы. Движение является многосуставным, вовлекает в работу большое количество крупных и мелких мышц. Практически все мышцы нижней части тела включаются в работу при выполнении приседания со штангой. Различные варианты движения смещают акцент нагрузки на разные группы мышц. Классические приседания со штангой на плечах вовлекают в работу, прежде всего, квадрицепсы, синергистами (мышцами, помогающими в движении) выступают большие ягодичные мышцы, приводящие мышцы бедра, а также камбаловидные мышцы. Стабилизаторами являются бицепсы бедра, а также икроножные мышцы. Также нагрузка приходится на мышцы брюшного пресса, разгибатели спины и некоторые другие мелкие мышцы ног.

Жим лежа – это базовое упражнение в бодибилдинге и пауэрлифтинге со свободными весами, предназначенное для развития мышц груди, рук (трицепсов) и переднего пучка дельтовидных мышц. Классический жим делается лёжа на спине на скамье для жима лежа. В исходном положении штанга удерживается на вытянутых руках над грудью. Затем штанга опускается на грудь и выжимается снова вверх на вытянутые руки. Есть и альтернативный вариант: штанга в исходной позиции покоится на ограничителях рамы на высоте груди и затем выжимается из этого положения на вытянутые руки и снова опускается на упоры.

Становая тяга – это упражнение со штангой. Наклонившись и слегка согнув ноги в коленях, выполняющий это упражнение берётся руками за гриф штанги и выпрямляется. Данное упражнение является одной из трёх основных дисциплин в пауэрлифтинге и прекрасно развивает мускулатуру при условии правильной техники. Становая тяга — это сложное движение, в котором участвуют практически все мышцы, либо в поднятии веса, либо в стабилизации положения тела.

Для достижения хороших результатов на занятиях применяются довольно сложные тренировочные методы, выполнение которых обеспечивает активизацию кровообращения во время интенсивной работы мышц. Современные системы физического развития с использованием многочисленных тренажеров и отягощений, позволяют добиться хороших результатов в формировании атлетической фигуры, развития силы, силовой выносливости и укрепления здоровья.

Необходимо отметить, что выполнение перечисленных упражнений хорошо влияет на больных сколиозом. Например, для выравнивания осанки хорошо приседание, особенно при разновидности сколиоза «кифоз», а при «лордозе» лучше тяга. Для больных с межпозвоночными грыжами оптимально выполнять жим лежа и гиперистензии. Главное при этом не нагружать сам позвоночник, а только упражнения для укрепления мышц спины и мышц пресса.

Нами разработана и успешно апробируется программа занятий пауэрлифтингом на уроках физической культуры. Она предусматривает 20-26 часов аудиторных занятий (число варьируется в зависимости от профессии студентов) и не менее 2 часов еженедельных тренировок в рамках внеаудиторной самостоятельной работы. Основными целями данной программы являются:

— сохранение и укрепление здоровья студентов;

— развитие и совершенствование физических качеств и двигательных способностей;

— формирование красивого телосложения

— улучшение физической подготовленности и физического развития подростков посредством занятий пауэрлифтингом и атлетической гимнастикой.

Условно всю подготовку можно разделить на следующие виды:

— специальная подготовка;

— теоретическая подготовка;

— практическая подготовка;

— восстановительные мероприятия.

Специальная физическая подготовка включает в себя наряду с соревновательными упражнениями большое количество вспомогательных упражнений. В конце учебного года нами проводятся тесты по общей физической подготовке и внутри техникумовские соревнования по пауэрлифтингу.

Что касается внеаудиторных самостоятельных занятий пауэрлифтингом, необходимо отметить, что техническая несложность упражнений и малые габариты снарядов позволят студентам заниматься этим видом спорта даже у себя дома. Плюс еще один: результат виден и без участия в соревнованиях. Любой человек может улучшить свои силовые показатели без партнера и тренера, конечно, на любительском уровне. Студентам, которые хотят улучшить свои физические способности, мы рекомендуем вести дневник самонаблюдений, в котором фиксировать каждую свою тренировку, поражения и победы над новым весом. При этом, конечно, особое внимание уделяется разъяснительной работе, беседам о том, что не нужно гнаться за весами с помощью запрещенных препаратов, ведь давно уже  отмечено, что спорт высоких достижений, очень изнашивает наш организм.

В результате двух лет применения пауэрлифтинга на занятиях физической культурой у студентов технического профиля (юношей) мы можем сделать вывод о том, что этот вид спорта в силу своей доступности и специфики упражнений является одним из эффективных средств развития физических качеств и укрепления здоровья будущих рабочих, развивает у подростков желание самостоятельно заниматься физической культурой, сознательно применять полученные знания в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

Библиографический список:

  1. Иванова Ж. Новый век пауэрлифтинга (рус.) // Железный мир : журнал. — 2008. — № 3. — с. 122 — 124.

Добавить комментарий