Силантьева Ю.В., Меркушева И. А. Организация спортивной работы с обучающимися в рамках Программы воспитания и социализации

Формирование здорового образа жизни, безопасность жизнедеятельности и физическая культура в образовательных организациях: Материалы всероссийской НПК (Иркутск, 2016)

Организация спортивной работы с обучающимися в рамках Программы воспитания и социализации

 Organization of sports activities with students according to education and socialization programs

Силантьева Юлия Васильевна

SilantevaYuliaVasilevna

учитель МБОУ СОШ № 18

Россия, г. Братск

aminsila@mail.ru

Меркушева Ирина Александровна

Merkysheva Irina Aleksandrovna

учитель МБОУ СОШ № 18

Россия, г. Братск

irina.merckuschewa2017@yandex.ru

 

Аннотация. В статье приведён анализ  организации спортивной работы с обучающимися в МБОУ «СОШ № 18» г. Братска в рамках Программы воспитания и социализации Основных образовательных программ начального и общего образования. На основе приведённого анализа подчёркивается роль спортивно-массовой работы для успешной социализации личности школьника.

Annotation. This article contains analysis of the organization of sportsactivities with students according to education and socialization programs from MBOU «School № 18» Bratsk. According to this article we can emphasize the role of sports activities for the successful socialization of students

Ключевые слова: спортивная работа, социализация, социальное партнёрство, здоровье, безопасность, физическое развитие, сотрудничество, традиции.

Keywords: sportsactivities, socialization, social partnership, health, safety, physical development, partnership, traditions.

Необходимость реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни начального общего образования и Программы воспитания и социализации основного общего образования объясняется прежде всего тем, что «низкая физическая активность, по данным исследований, выявляется у 80% школьников. Показатель физической подготовленности современных школьников достигает лишь 60% от результатов их сверстников 60-70 годов». Физкультурно-оздоровительная работа образовательного учреждения реализуется посредством ресурсов внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Цель программы внеурочной деятельности учащихся заключается в «формировании устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни и досуга». [1]. Нет никакого сомнения в том, что грамотная организация спортивной работы, целью которой является «формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей»  – одно из важнейших условий успешной социализации личности школьника. [2] Для решения этого вопроса заключены договоры о социальном партнерстве с учреждениями города. В самой школе есть все необходимые материально-технические условия для организации спортивно–оздоровительной работы.  Для успешного решения задач социализации обучающихся проводится работа педагогов и администрации в организации как внутришкольной спортивно–массовой работы, так и участие в различных городских спортивных мероприятиях. Большой популярностью пользуются соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья!», где с удовольствием принимают участие родители, а право проведения соревнований предоставляется старшеклассникам. Соревнования проводятся в рамках Наумова дня и Дня семьи. Традиционным стало проведение соревнований по волейболу между сборными учащихся 9-11 классов и учителями школы, товарищеских встреч по волейболу со школами–соседями, турслёт с активным привлечением родителей. Учащиеся принимают участие в месячнике военно-патриотического воспитания, где имеют возможность показать не только свои строевые способности в рамках конкурса «Потешные полки», но и проявить физические возможности в полосе препятствий, продемонстрировать свои таланты в стрельбе из пневматической винтовки. В каникулярное время двери спортивного зала всегда открыты для всех учащихся. Для младших классов проводятся «Весёлые старты», для учащихся среднего уровня игры по мини-волейболу и мини-баскетболу с привлечением старшеклассников–судей.  Юноши 9-11 классов занимаются в секциях по баскетболу, девушки — по волейболу. В рамках социального партнёрства образовательное учреждение успешно сотрудничает с детским садом № 101 города Братска. Мы приглашаем малышей не только на экскурсии, но и проводим с ними такие спортивные мероприятия как «Джунгли зовут», «Весёлые старты», «Олимпиада для дошкольников». Главная роль при проведении отводится участникам Школы социального опыта, где они могут проявить своё творчество и организаторские способности. По инициативе преподавателей физической культуры нашей школы организовано сотрудничество с воинской частью города. Юноши 9-11 классов состязаются с военными в силе, ловкости и выносливости в соревнованиях «Испытай себя», посвящённых Дню Защитника Отечества и Дню Победы. Кроме того, мы приглашаем военнослужащих для состязаний в спортивных играх по волейболу и баскетболу.

Учащиеся нашего образовательного учреждения – активные участники всех традиционных городских спортивных мероприятий: «Кросс Здоровья», «Братская лыжня». «Испытай себя», «Вперёд, мальчишки!», «Легкоатлетическая эстафета, посвящённая Дню Победы», «Кубок по баскетболу, посвящённый Дню Победы». Вот уже более 10 лет учащиеся начального уровня образования успешно участвуют в известной городской программе «Олимпийские надежды». Роль этой программы велика для формирования у детей потребности с детства заниматься физкультурой и спортом. Она помогает выбрать вид спорта, которым они в будущем занимаются более серьёзно. Наши маленькие спортсмены завоёвывают 1 место по итогам года в таких видах, как «Президентские тесты», лыжные гонки, «Весёлые старты с Дедом Морозом», в соревнованиях по лыжным гонкам.  Все это благодаря созданной материально-технической базе, социальному партнерству с лыжной базой «Снежинка» и помощи Попечительского совета, который принимает участие в процессе подготовки.

В рамках «Большой Спартакиады школьников» школа принимает участие во всех видах. Мы считаем это целесообразным с точки зрения создания прецедента получения социального опыта детей через апробацию своих физических возможностей  в разных видах спорта и выбора для себя наиболее полюбившегося. В городских соревнованиях по лыжным гонкам среди сборных команд 5-7 классов, в соревнованиях «Весёлые старты» среди сборных команд 1-3 классов в «Президентских играх – 2014» команды школы всегда являются призерами.  Следует отметить, что у школьников нашего учреждения имеется огромный потенциал для успешного участия во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне». С целью изучения возможностей и способностей каждого учащегося проводится мониторинг уровня физического развития школьника. Диагностика физической подготовленности учащихся проводится учителями физической культуры в течение учебного года 2 раза (сентябрь,  май), что позволяет отслеживать физическое состояние организма, поддержать необходимую мотивацию на выполнение индивидуальных программ обучения, а также своевременно вносить определенные коррективы в реализацию индивидуальной двигательной активности физического здоровья учащихся, то есть позволяет решить проблему личностно-ориентированного подхода. Мониторинг показывает положительную динамику по основным показателям, переход учащихся специальной медицинской группы «Б» в группу «А».

Результатом кропотливого ежедневного труда учителей физкультуры является повышение интереса к спорту и выбор дальнейшей профессии, связанной с данным направлением.

Список источников:

  1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. — М.: Просвещение, 2015. – 339 с.
  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. — М.: Просвещение, 2015. – 560 с.

Добавить комментарий