Павлеченко А.В. Организация физического воспитания в Иркутском Государственном университете путей сообщения на основе циклических упражнений

Формирование здорового образа жизни, безопасность жизнедеятельности и физическая культура в образовательных организациях: Материалы всероссийской НПК (Иркутск, 2016)

Организация физического воспитания в Иркутском Государственном университете путей сообщения на основе циклических упражнений

 The organization of physical education in State Railway University based on cyclic exercises 

Павлеченко Андрей Владимирович

Andrey Pavlechenko

К.п.н., доцент,  зав.кафедрой

физической культуры и спорта

ФГБОУ ИрГУПС

Россия, г. Иркутск

irkrusakov@yandex.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается вариант организация физического воспитания в системе высшего образования. Было доказано, что циклические упражнения в структуре физической культуры студентов вуза позволяют добиться существенного повышения уровня физического и функционального развития

Annotation.

The article designates a kind of organization of physical education in the system of higher education. It has been proved that cyclic exercises in the structure of physical culture of university students allow to achieve a significant increase in the level of physical and functional development.

 Ключевые слова. Физическая культура. Циклические упражнения. Учебно-тематический план. Физического воспитания.

Keywords. physical culture, cyclic exercises, the educational-thematic plan, physical education

К аэробным относятся только те циклические упражнения, в которых участвует не менее 2/3 мышечной массы тела. Для достижения положительного эффекта продолжительность выполнения аэробных упражнений должна быть не менее 20-30 мин, а интенсивность — не выше уровня ПАНО. [1]

Именно для циклических упражнений, направленных на развитие общей выносливости, характерны важнейшие морфо-функциональные изменения систем кровообращения и дыхания: повышение сократительной и «насосной» функции сердца, улучшение утилизации миокардом кислорода и т. д. Различия отдельных видов циклических упражнений, связанные с особенностями структуры двигательного акта и техникой его выполнения, не имеют принципиального значения для достижения профилактического и оздоровительного эффекта. [2]

Как видно, наибольшие показатели аэробной мощности имеют представители циклических видов спорта — лыжники, бегуны, пловцы, велосипедисты.

Формы организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре ИРГУПС было распределено в следующем соотношении (рис. 1):

— 60% упражнения циклического характера + ОФП и 30%, упражнения на тренажёрах 10 %.

 

 

Рис 1. Организация учебно-воспитательного процесса по физической культуре студентов

 

Содержание учебно-тематического планирование было рассчитано на 103 часа.

Таблица 1

Учебно-тематическое планирование физического воспитания

ИРГУПС

№ п/п Виды физкультурной деятельности Время
1 Кроссовая подготовка 20
2 Лыжная подготовка 16
3 Занятия в тренажерном зале 25
4 Общефизическая подготовка (ОФП) 9
5 Легкоатлетические упражнения 25
6 Спортивные и подвижные игры 8
Общее количество часов: 103

 

Из данной таблицы 1 мы видим, что большую часть времени учащиеся факультета ЕГФ тратят на кроссовую подготовку, легкоатлетические упражнения и лыжную подготовку (57 часов), занятия в тренажерном зале и на общефизическую подготовку (34 часа), спортивные и подвижные игры тратят наименьшее количество времени (8 часов).

Учебно-тематический план физического воспитания построен на основе рекомендации по использованию циклических аэробных нагрузок в занятиях со студентами ВУЗов, а также дополнения к содержанию теоретического и методико-практического разделов программы.

Для развития выносливости использовались циклические упражнений (кроссовая подготовка, лыжная подготовка). Так как уровень развития выносливости у студентов находился на низком уровне, на вводном этапе планировалось использование чередования ходьбы и бега.

Продолжительность отрезков в ходьбе и беге регламентировалась таким образом, чтобы на основном этапе осуществить переход на непрерывный бег. Для этого продолжительность ходьбы постепенно сокращалась, а продолжительность бега – увеличивалась. Индивидуализация непрерывных аэробных нагрузок обеспечивалась путем самостоятельного регулирования темпа бега в зависимости от субъективных показателей самочувствия и ЧСС (140-150 уд/мин). [3]

Кроме аэробных нагрузок, в занятиях использовались упражнения, направленные на развитие гибкости, силы основных мышечных групп, в небольшом объёме прыжковые упражнения, в том числе со скакалкой. Из средств развития силовых возможностей в программу были включены упражнения с преодолением собственного веса, а также с использованием эспандеров и гантелей небольшого веса (2-3 кг).

Использовались методы стандартно-повторного упражнения и круговой тренировки. При проведении круговой силовой тренировки в паузы отдыха включалась ходьба. ЧСС во время выполнения упражнений поднималась до 140-150 уд/мин, в паузах восстанавливалась до 120-130 уд/мин. В начале учебного года существенное внимание уделялось упражнениям для укрепления свода стопы (до 10% от времени отдельного занятия). В дальнейшем эти упражнения также выполнялись, но в значительно меньшем объеме (не более 3%). Средства развития силы включались в каждое занятие в объеме от 10 до 20 мин во всех группах.

При такой организации учебного процесса по физической культуре на отдых отводилось меньше времени. Это объясняется тем, что использование циклических аэробных нагрузок значительно повышает двигательную плотность занятий.

Таблица 2

Показатели функциональной подготовленности в начале и в конце семестра

Показатели Начало Конец Достоверные различия
Проба Штанге 53,4 ± 1,16 59, 2 ± 2,26 Р<0,05
Проба Генче 29,1 ± 0,8 34,5 ± 1,2 Р<0,05

Из показаний таблицы 2 мы видим что, в 1 экспериментальной группе в начале эксперимента проба Штанге была равна 53,4 ± 1,16, а в конце эксперимента 59,2 ± 2,26, проба Генче в начале эксперимента равнялась 29,1 ± 0,8, а в конце была равна 34,5 ± 1,2, это говорит о том, что в конце эксперимента показатели функциональной подготовленности возросли.

Таблица 3

Показатели физической подготовленности в начале и в конце семестра

Показатели Начало Конец Достоверные различия
Гибкость 10 ± 4,6 11 ± 1,83 Р>0,05
Координация 10,28 ± 1,6 9,5 ± 0,4 Р>0,05
Выносливость 4,67 ± 0,26 3,58 ± 0,22 Р<0,01
Сила 10,49 ± 0,41 11,31 ± 2,83 Р>0,05

Из показаний таблицы 3 мы видим что, в экспериментальной группе в начале эксперимента показатели гибкости были равны 10 ± 4,6, координации 10,28 ± 1,6, выносливости 4,67 ± 0,26, силы 10,49 ± 0,41, а в конце эксперимента гибкость равна 11 ± 1,83, координация 9,5 ± 0,4, выносливость 3,58 ± 0,22 и сила 11,31 ± 2,83. Это все говорит о том, что показатели физической подготовленности возросли.

Библиографический список:

  1. Русаков А.А. Курсы по выбору в составе профессиональной подготовки / А.А. Русаков // Проблемы и пути подготовки компетентных специалистов к профессиональной деятельности средствами физической культуры и спорта, посвященной 80-летию ИрГСХА : Материалы международной научно-практической конференции, Иркутск – М : Издательство «Перо», 2014. – С. 139-143.
  2. Русаков А.А. Особенности индивидуальной двигательной и физической активности студентов, занимающихся легкой атлетикой / А.А. Русаков // Интеграция национально-этнических традиций в физическом воспитании и спорте для профилактики экстремизма в молодежной среде: Материалы круглого стола V Международного этнокультурного фестиваля «Ёрдынские игры» / Ирк. Филиал ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ. – Иркутск: ООО «Мегапринт», 2015. – С. 148-152.
  3. Русаков А.А. Силовой атлетизм в структуре физического воспитания педагогического вуза / А. А. Русаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, №1 (131): Научно-теоретический журнал / НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 2016. – 201-205.

Добавить комментарий