Анишина Д.И., Бердникова В.В. Проблемы миграции в современном мире

Материалы Всероссийской НПК «Наука. Общество. Образование» (2017 г.)

Проблемы миграции в современном мире

Migration issues in the modern world

 

Анишина Диана Ивановна,

студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

dianaanishina@mail.ru

Бердникова Валерия Владимировна,

студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

valeriya.berdnikova.97@mail.ru

 

Аннотация: Проблемы миграции в настоящий момент занимают одно из первых мест во всем мире. За последние несколько лет всё большее количество стран выражают свою обеспокоенность данным вопросом. Значительное место уделяется проблеме социокультурной адаптации мигрантов и беженцев в иноэтнической или иной среде.

Summary: Migration at the moment is one of the first places in the world. Over the past few years, a growing number of countries Express their concern with this issue. Considerable space is devoted to the problem of sociocultural adaptation of migrants and refugees, in ethnic or other environment.

Ключевые слова: международное право, проблемы миграции, миграционные процессы, беженцы, мигранты

Keywords: international law, migration issues, migration, refugees, migrants

 

В условиях экономической и политической глобализации изменились не только основные характеристики международных миграционных процессов, но и их ключевые составляющие. Масштабы миграционных процессов в мире имеют склонность к регулярному увеличению – к ним привлекается всё большее число людей.

Проблема изрядной миграции стала одной из существенных проблем и испытаний для объединенной Европы. Уже в течение более чем пяти лет Италия в сущности в одиночку преодолевает свой локальный вызов и усиленно призывает разрешить критическую обстановку на Лампедузе. Жизни итальянского острова Лампедуза посвящен фильм «Море в огне», где показано, как на данный остров по Средиземному морю на переполненных лодках прибывают беженцы с Ближнего Востока и из Северной Африки.

Уже в 2014 году продолжающаяся гражданская война в Ливии привела к росту числа прибывающих морем в Италию ливийцев. При этом некоторые государства Евросоюза отказались оказывать финансовую помощь итальянской спасательной операции Mare Nostrum, от лат. – «Наше море», которую в ноябре 2014 года заменили операцией «Тритон» под руководством европейского бюро по охране границ «Фронтекс»). Французско-британская граница – туннель под Ла-Маншем – подчас превращается в зону спецоперации по подавлению нелегальной переброски мигрантов. А за последние шесть месяцев вопрос беженцев и вовсе приобрел масштабы, ставящие в опасность весь европейский континент.

В 2014-2016 годах миграционный кризис попал в центр внимания Европейской комиссии и правительств стран – членов ЕС. Собственно миграция и её влияние вызывают широкий общественный резонанс. По  опросам «Евробарометра», уже в 2013 году европейские граждане придавали иммиграции большее значение, чем налогам, образованию, пенсиям и даже терроризму, а в 2015 году эта проблема переместилась уже на 2-е место после безработицы. Сам  миграционный кризис в Европе начался в 2015 году, когда в страны Европейского Союза в попытке найти убежище направился массовый поток беженцев и мигрантов, попадая на континент через Средиземное море, а также территорию Юго-Восточной Европы. В отчетах «Евробарометра» за 2015 год акцентируется внимание на том, что решение проблем, связанных с ростом миграции, стало первоочередной задачей для европейских государств. Понятие «европейский миграционный кризис» и «европейский кризис беженцев» получили широкое распространение в апреле 2015 года, после того как в Средиземном море потонули 5 судов, на которых в Европу направлялись почти 2000 мигрантов; общее количество погибших составило тогда более 1200 человек. В условиях непростой социально-экономической ситуации власти стран – членов ЕС с некоторой трудностью объясняют своим гражданам обязательность трудоустройства мигрантов и интеграции их в экономику. Рост протеста в отношении массового наплыва нелегальных мигрантов оборачивается популяризацией националистических и антиевропейских настроений во многих странах ЕС. Особенностью стало усиление авторитета партий, спекулирующих на исламской проблеме, причём «радикализация общественного мнения, нараставшая все последние годы, противоречит основным целям европейской интеграции». Вдобавок к этому, данный протест усилился и потому, что нелегальную миграцию и приток беженцев связывают с высоким ростом преступности. Всего в 2015 году мигранты совершили почти 210 тыс. преступлений (18% из них тяжкие), что в 4 раза больше чем в 2014 г. В основном закон нарушают нелегалы, у которых нет образования, работы и шансов получить официальное убежище. Организованные преступные группировки активно вербуют беженцев, проживающих в лагерях и приютах. Кроме того беженцы из арабских стран объединяются и создают свою мафию. Кроме организованной преступности беженцы вносят все больший вклад и в уличную преступность. 1 января по Германии, Швеции и Финляндии, Австрии и Швейцарии прокатилась волна нападений на женщин. Все подозреваемые арабской и африканской внешности. В начале мая события повторились в Берлине, где снова произошли массовые сексуальные домогательства. Из 10-ти задержанных семеро оказались арабами, трое – турками. Увеличилось и нападение на самих беженцев, это дело рук радикально настроенной молодежи, которые недовольны политикой  своего государства.

На данном этапе наблюдается устойчивый рост легальных и нелегальных миграционных наплывов в европейские страны, в первую очередь,  из стран с шаткой социально-экономической ситуацией. По данным Организации Объединенных Наций, в 2014 году количество мигрантов в мире оказалось равным 232 млн человек, что на 57 млн человек больше, чем в 2000 г. Десятку основных стран по числу принимаемых мигрантов составляют 5 европейских государств, в том числе и Российская Федерация (2-е место), Германия (3-е место), Франция (7-е место). [1]

Когда осенью минувшего года канцлер Ангела Меркель приняла решение открыть страну для беспрепятственного въезда беженцев, это вызвало раскол в обществе и власти, а страны ЕС одна за другой отказывали Германии в поддержке выбранного ею пути. Данный курс привел страну к кризису, т.к. страна была неспособна настолько стремительно перестроиться на экстренный режим работы. Но с начала этого года отмечается ощутимое снижение притока мигрантов в Германию по причине закрытия в одностороннем порядке Венгрией, Македонией и Австрией «балканского маршрута», по которому в течение 6 месяцев люди беспрепятственно прибывали в ФРГ. Австрия же общеизвестна своими суровыми правилами в части приема мигрантов.

Главными регионами – снабженцами мигрантов являются Западная и Южная Азия, Африка и Западные Балканы. Согласно данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, из миллиона прибывших через Средиземноморье людей наибольшее количество составляют граждане Сирии (49%), Афганистана (21%) и Ирака (8%). Основная масса беженцев и мигрантов – это мужчины (58 %), большинство из них попадает в возрастную группу от 14 до 34 лет. Такая статистика уже привела к тому, что впервые за 250 лет мужчин в Европе стало больше, чем женщин. При этом средний возраст жителей ЕС составляет от 42 до 45 лет. Некоторые аналитики в связи с этим прогнозируют серьёзные изменения в составе жителей Евросоюза.

Для обозначения причин, по которым мигранты покидают места постоянного проживания, существуют установленные определения: пуш- и пул-факторы. К пуш-факторам относят значительную разницу распределения ресурсов в мире, преследования по религиозным и иным убеждениям, этнические конфликты, войны, чрезвычайные ситуации. К пул-факторам относят нехватку в стране трудовых ресурсов, функционирование в других государствах таких формирований, которые занимаются транспортировкой нелегальных иммигрантов и т.п., т.е. все те факторы, которые притягивают мигрантов в определённую страну.

Краеугольной причиной увеличения миграционных потоков называют обострение военных конфликтов на Ближнем Востоке и в ряде стран Африки. Так, бегущие в Европу сирийцы одновременно и ищут спасения от террористической группировки «Исламское государство», и уклоняются от призыва в национальную армию. Беженцы из стран Африки чаще выбирают в качестве убежища Европейский Союз по причине большой несоразмерности экономического развития между европейским и африканским континентами. Немаловажно и то, что в глазах среднестатистического мигранта из вышеуказанных регионов Европа выглядит местом, где всё самое жизненно важное предоставляется беженцам бесплатно.

Среди второстепенных факторов, способствовавших интенсивному развитию миграционного кризиса, можно выделить ещё и то, что политика принятия в состав Европейского Союза новых стран и присоединения их к Шенгенскому соглашению благоприятствовали ликвидации пограничного контроля между новыми членами ЕС и ослаблению его на внешних границах Евросоюза.

20 апреля 2015 года Еврокомиссия предложила план из 10-ти пунктов по урегулированию кризиса:

  1. Усиление совместных операций в Средиземноморье путём увеличения финансовых, людских и материальных ресурсов, затрачиваемых на данные мероприятия;
  2. Систематизация усилий и уничтожение кораблей, используемых контрабандистами в Средиземном море;
  3. Европейским агентствам по делам полиции, охраны границ, убежищ и юстиции предписывалось регулярно проводить совещания и обмен информацией о целях контрабандистах;
  4. Европейскому агентству по вопросам убежищ необходимо было направить свои силы в Италию и Грецию с целью проверки запросов о предоставлении убежища;
  5. Стран – участниц ЕС обязали провести дактилоскопию всех мигрантов;
  6. Предполагалось детально проработать вопросы, связанные с перемещением названных лиц;
  7. Всему ЕС выполнить добровольную программу переселения или предложения места жительства людям, нуждающимся в защите;
  8. Претворить новую программу по быстрому возвращению мигрантов из пограничных стран – участниц ЕС во взаимодействии с Европейским агентством по охране границ;
  9. Взаимодействие со странами вокруг Ливии по линии Еврокомиссии и Европейского агентства по внешним сношениям;
  10. Направить офицеров из отдела миграционных связей в ключевые третьи страны с целью сбора информации о миграционных потоках и усиления роли делегаций ЕС.

Но уже летом 2015 года сложившаяся в некоторых странах ЕС ситуация показала нежизнеспособность этого плана. В рамках ЕС возникло противоречие, которое непосредственно касалось желания одних стран принять мигрантов, так называемых «сторонников открытых границ» (Германия), а других – предпринять попытки пресечь миграционный поток «сторонников жестких мер» (Польша, Болгария).

Встаёт вопрос о культурно-социальной интеграции беженцев, который для стран, принимающих беженцев, становится одним из самых значимых в комплексе миграционных проблем. [2] Решение данного вопроса осложняется увеличением роста террористической угрозы в Европе.  На первый план выдвигается необходимость успешной социокультурной интеграции огромного числа людей, принадлежащих к далёкой от европейской культуры общности, что стало серьёзным вызовом для Европы. Но и для самих мигрантов — это непростая задача, основу которой составляет восприятие новой культуры, достижение некоторого экономического статуса, выстраивание новых социальных связей. Определяющим фактором является различия в религиозных убеждениях. Данный фактор обуславливает и серьёзные ментальные разногласия.  В Европейском Союзе постоянно идёт «поиск баланса интересов и взаимный «торг» по всему комплексу миграционных проблем. Возникает вопрос, чьи права имеют первоочередное значение для государства: права коренных граждан или права мигрантов – будущих граждан страны, прибывших из иностранных государств?

Когда встаёт вопрос, касающийся предоставления гражданства, необходимо учитывать, как мигранты воспринимают страну прибытия – как ресурс для самореализации на своей второй родине или как возможность жить в новом месте по своим собственным законам, не учитывая мнения коренного населения.

К примеру, Великобритания предлагала изменить правила приёма мигрантов в страну, но лишь в том случае, если Соединенное Королевство выйдет из состава ЕС (напомним, что по результатам референдума сторонники выхода Великобритании из ЕС победили, но окончательно выйти из ЕС ей удастся только через несколько лет, т.к. Лондону еще предстоит договориться с каждой страной ЕС об условиях «раздельного сосуществования»). Страна должна перейти на бальную систему при приёме беженцев – подобная процедура на данном этапе введена в Австралии и Канаде. Она заключается в следующем: чем нужнее государству специалисты из числа переселенцев, тем выше у него будут баллы, поощряться станет иммиграция тех людей, которые владеют профессиями наиболее востребованными и дефицитными в Великобритании, к их числу относятся медицинские работники, учителя и инженеры. Также мигрант должен хорошо знать английский язык. На наш взгляд, это достаточно мягкие, но весьма разумные и достаточно действенные меры, как показывает практика, которые позволяют сохранить и однокультурный баланс, и профессиональный баланс и превращает миграцию из фактора разрушения страны в один из инструментов ее созидания.

Что же касается современной России, то вынужденная миграция стала проблемой, которая до сих пор не получила достаточного осмысления и проанализированных государственных решений. Отсутствие у нашего государства способности оказать помощь вынужденным мигрантам, таким образом, может привести к неисполнению международных обязательств и снижению международного престижа страны на мировой арене. Россия, руководствуясь принципами гуманизма и братских отношений с народом Украины, поочерёдно проводит политику открытых дверей, несмотря на тяжелое бремя, связанное с притоком мигрантов. Так, гражданам Украины была дана возможность узаконить своё правовое положение в соответствии с ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» или обратиться с просьбой об убежище на основании ФЗ «О беженцах».

Последняя статистика указывает на то, что на данный момент в России находятся приблизительно 2,6 млн. украинских граждан. [3]   И сегодня украинцы регулярно обращаются в подразделения ФМС России по вопросам определения своего правового статуса. Кроме того, в этом году на территорию РФ въехали более 9,2 тыс. граждан Сирии, что почти на 3% больше, чем в прошлом году.  Приём мигрантов – это, несомненно, важнейшая общечеловеческая задача и принципиально важная миссия. Однако главным критерием должны оставаться стабильность собственного политического и экономического развития. [4]   В противном случае миграционные процессы, которые одолели Европу, могут привести как минимум к двум возможным результатам. Во-первых, это «исламизация» Европы. Данный сценарий предполагает поэтапный приход к власти в некоторых странах ЕС «мусульманских партий», которые в дальнейшем, несомненно, начнут продвигать нормы шариата, что, однозначно, в первую очередь, коснется сферы  образования. Второй возможный вариант развития событий подразумевает приход к власти в странах ЕС политиков правого и ультраправого толка, которые будут осуществлять достаточно жесткое регулирование миграционных процессов и депортацию этих лиц туда, откуда они прибыли на европейский континент. К примеру, уже во Франции, в декабре 2015 г. на первом туре местных выборов победу одержала партия «Национальный фронт», одним из лозунгов которой является «0% мигрантов!»

Странам ЕС необходимо скоординировать свои усилия и начать оперативно работать над поиском пути к урегулированию миграционного кризиса. Ведь современные мигранты «штурмуют» государственные институты, вторгаются во все сферы деятельности государства и пытаются повлиять на перераспределение финансовых ресурсов. Они идут в Европу не работать – они идут получать социальное пособие и жить своей жизнью, принципиально не интегрируясь в жизнь европейских обществ.  К тому же, встаёт острый вопрос о проблеме обеспечения безопасности. В последнее время растёт число терактов, совершённых в странах приёма мигрантов данными лицами, главным образом, по радикально-религиозным мотивам. А пока мы видим, что Европа показала себя беззащитной перед лицом этой диверсии и за последние полтора года не выработала никаких инструментов реального сопротивления.

 

Библиографический список:

  1. Волох В.А. Вынужденная миграция в Европе: состояние, проблемы, пути оптимизации управления и миграционного законодательства в России / А.В. Волох // Власть. – 2016. – № 1. – С. 158-163.
  2. Закаурцева Т., Культурно-социальная интеграция мигрантов в Европейском союзе (на примере Германии, Великобритании, Дании) / Т. Закаурцева, С. Гаврилова // Международная жизнь. – 2016. – № 8. –  С. 99-114.
  3. Микитченко Д.С. Европейский миграционный кризис: проблемы и перспективы / Д.С. Микитченко, И.В. Толмачев // Свободная мысль. – 2016. – № 2. – С. 81-86.

Пименова Е.В. План «Б» для канцлера: миграционный кризис в политике Германии / Е.В. Пименова // Свободная мысль. – 2016. – №3. – С. 189-200.

Добавить комментарий