Будаева С.В. Налоговые каникулы для малого бизнеса

Материалы Всероссийской НПК «Наука. Общество. Образование» (2017 г.)

Налоговые каникулы для малого бизнеса

Tax holidays for small businesses

 

Будаева Сэсэг Владимировна

студентка ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

anchikova.sesega@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматриваются, анализируются налоговые льготы, в частности «налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей». Рассмотрены отрицательные и положительные стороны ведения налоговых каникул на период 2015-2020 гг. для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, которые решили принять упрощенную систему налогооблажения и патентную систему.

Annotation: The article describes and analyzes the tax relief, in particular for individual entrepreneurs. Considered negative and positive aspects of the introduction of tax holidays for the period 2015-2020, for the newly registered individual entrepreneurs who have decided to accept the simplified taxation system and the patent system.

Ключевые слова: индивидуальные предприниматели, «налоговые каникулы», малый бизнес, налоговые льготы, сфера деятельности.

Key words: individual entrepreneurs, «tax holidays», small business, tax exemptions, field of activity.

В непростых экономических условиях власти пытаются предпринять меры, которые должны стимулировать развитие малого бизнеса. Одной из принципиально новых форм поддержки малого бизнеса, предложенных государством, можно отнести «налоговые каникулы» для индивидуальных предпринимателей. [1]

Налоговые каникулы – это освобождение на основании нормативного акта организаций и (или) индивидуальных предпринимателей от уплаты одного или нескольких налогов в течение определенного в таком нормативном акте периода.

Применять налоговые каникулы могут только впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели. На предпринимателей, уже действующих на момент вступления в силу регионального закона, налоговые каникулы не распространяются. Также могут применять индивидуальные предприниматели, которые в течение двух лет со дня регистрации перешли на УСН (упрощенная система налогооблажения) или ПНС (патентная система налогооблажения). [2]

Решение о введении «налоговых каникул» на территории регионов, отводится на усмотрение властей субъекта Российской Федерации. Деятельность должна осуществляться в производственной, социальной и научной сферах. Доля дохода в таких видах деятельности должна быть не менее 70% от общего объема доходов. Право на налоговые каникулы дается только на 2 года деятельности.

Данные ФНС свидетельствуют о том, что в 2015 году количество вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей составило 653400 (не учитываются индивидуальные предприниматели, зарегистрированные и прекратившие деятельность в течение года). Количество индивидуальных предпринимателей на 1 января 2016 года оказалось на 9,8% меньше, чем за 2013 год.

Можно выделить несколько не вполне приятных и спорных ограничений.

Под налоговые каникулы подпадают только индивидуальные предприниматели, работающие в научной, производственной или социальной сферах. Однако, даже среди них 0% ставки светит далеко не всем, т.к. конкретные виды деятельности, достойные поддержки, каждый субъект Российской Федерации определяет сам исходя из ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности). Возможности регионов в этом плане законопроектом не ограничены, а это значит, что в каждой сфере они могут выбрать всего по одному виду деятельности.

По данным Минэкономразвития России, в стране сейчас всего 3,5 млн индивидуальных предпринимателей. Из них 54% работают в сфере торговли, 12,4% — в сфере транспорта и связи, 11,7% занимаются операциями с недвижимым имуществом, аренды и услуг, 9,2% осуществляют прочие виды деятельности, 5,3% работают в сельском хозяйстве, 4,4% заняты в сфере промышленного производства, 3% — в сфере строительства. Нулевая налоговая ставка коснется очень небольшого количества предпринимателей.

Далеко не все субъекты Российской Федерации в принципе ведут налоговые каникулы, т.к это повлечет выпадение доходов региональных бюджетов (за счет снижения поступления от УСН) и муниципальных бюджетов (за счет снижения поступлений от патентной системы налогооблажения). Кроме того, есть риск того, что общий объем налоговых поступлений от бизнеса в 2016 — 2020 годах резко снизится. Есть опасения, что индивидуальные предприниматели будут просто переоформлять свой бизнес на «впервые зарегистрированных» родственников или друзей, чтобы продлить налоговые каникулы или получить право на них. Переводом своего бизнеса в формат индивидуального предпринимателя могут заняться и хозяйственные общества. [3]

Большая проблема налоговых каникул – это то, что их введение отдается на усмотрение субъекта Российской Федерации. Но не более 20% введут налоговые каникулы. Необходимо убеждать региональные администрации, что нужно воспользоваться возможностью вести налоговые каникулы.

Регионы могут и вводить налоговые каникулы в полном объеме. Согласно законопроекту, они вправе установить ряд ограничений и таким образом сузить круг индивидуальных предпринимателей, которые попадают под нулевую ставку. Региональные власти вправе установить для индивидуальных предпринимателей для применения нулевой ставки, а именно:

— предусмотреть ограничения по средней численности работников у индивидуального предпринимателя;

— предусмотреть предельные размеры доходов от реализации, которые будут получены индивидуальным предпринимателем от «льготного» вида деятельности.

Налоговая поддержка малого бизнеса и освобождение их от дополнительных расходов определенно поможет развитию, а налогоплательщик воспользуется этой ситуацией. Это дает время также на улучшение качества предоставляемых государственных услуг, которыми пользуется налогоплательщик. Бюджет государства также в значительной степени пополняется за счет налоговых поступлений от малого бизнеса. Помимо этого малый бизнес оказывает существенное влияние на повышение среднего уровня социальной ответственности, экономической инициативы и осведомленности граждан каждой страны. [5]

В качестве дополнительных мер по стимулированию развития бизнеса можно было бы рассмотреть возможность расширить круг лиц, которым предоставляется право воспользоваться налоговыми каникулами. Реализация президентских инициатив должна не только стимулировать механическое создание новых малых предприятий, но и позволить малому бизнесу стать ресурсом для увеличения рабочих мест, привлечения инвестиций.

Налоговые каникулы – отличная возможность «выйти из тени» для тех предпринимателей, кто официально не зарегистрирован, и для тех, кто хочет открыть свое дело. Нулевая ставка в начале деятельности позволит набрать обороты.

 

Библиографический список:

  1. Российская Федерация. Закон. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации [Текст] : федер. Закон: [принят Гос. Думой 16 декабря 2014 г. : одобр. Советом Федерации 24 декабря 2014 г.].
  2. Российская Федерация. Закон. Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст] : [федер. Закон : принят Гос. Думой 16 июля 1998 г. : по состоянию на 25 окт. 2016 г.]. – Москва. : Проспект, 2016. – 1136 с.
  3. «Основные направления налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» // Информационно – правовой портал Консультант–Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_183748/ [Электронный ресурс] (дата обращения: 27.11.2016).
  4. <Письмо> ФНС России от 19 февраля 2016 № СД – 4 — 3/2691 «о направлении письма Минфина России от 26.01.2016 № 03-11-09/2852» (Вместе с письмом Минфина России от 26.01.2016 № 03-11-09/2852).
  5. Гадалиев М.М., Осипов В.А., Дашков И.К. Особенности налогообложения малого бизнеса [Текст] : Учебное пособие. 2014. – 115 с.

Добавить комментарий