Гундаров И.С., Юдин Д.В. Практическая реализация конституционных прав граждан на свободу выражения мнения и свободу творчества

Материалы Всероссийской НПК «Наука. Общество. Образование» (2017 г.)

Практическая реализация конституционных прав граждан на свободу выражения мнения и свободу творчества

Practical implementation of the constitutional rights of citizens to freedom of expression and freedom of creativity

 

Гундаров Илья Сергеевич

студент ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

ilia.gundarov@mail.ru

Юдин Дмитрий Викторович

студент ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

super.yudin@bk.ru

 

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы реализации на практике конституционных прав граждан на свободу выражения мнения и свободу творчества. Анализируется отечественное антиэкстремистское законодательство и практика признания материалов экстремистскими. Выявляются недостатки процедуры признания различных материалов экстремистскими, и приводятся  пути решения существующих проблем.

Annotation. The article deals with problems of implementation in practice of the constitutional rights of citizens to freedom of expression and freedom of creativity. Analyzes the domestic anti-extremist legislation and the practice of recognizing extremist materials. Identify shortcomings recognition procedures of various extremist materials, and provides solutions to existing problems.

Ключевые слова: право на свободу выражения мнения, право на свободу творчества, экстремизм, экстремистские материалы.

Keywords: the right to freedom of expression, freedom of creativity, extremism, extremist materials.

Актуальность данной темы заключается в том, что на фоне частых случаев проявления насилия в отношении различных социальных групп в жернова российской судебной системы попадают мнения и творчество, с нашей точки зрения, не имеющие ничего общего с разжиганием какой-либо ненависти или вражды, а тем более не призывающие нарушать права людей независимо от их национальной, социальной или иной принадлежности.

Переходя к рассмотрению темы статьи, обратимся к Конституции РФ [1]. Статья 29, в частности, говорит:

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  3. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Наличие социально опасных общественных объединений, таких как религиозные секты, националистические и террористические организации, не позволяет обойтись без какого-либо ограничения этих прав.

В целях уточнения положений Конституции 25.07.2002 был принят Федеральный закон № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее по тексту – 114-ФЗ), который определил правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности и установил ответственность за ее осуществление [2].

Статья 19 Международного пакта о гражданских и политических правах разъясняет, что каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений; каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору [3]. Пакт был ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973.

Важнейшей частью антиэкстремистского законодательства являются меры по пресечению распространения экстремистских материалов. В 114-ФЗ определение «экстремистские материалы» выглядит следующим образом: экстремистские материалы – предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей НСДАП, ПНФ, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы [2].

В статье 13 114-ФЗ закреплено, что информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему гражданскому, административному или уголовному делу.

Все материалы, признанные судом экстремистскими, вносятся в Федеральный список экстремистских материалов (далее по тексту – ФСЭМ), который ведет Министерство юстиции РФ [4]. Впервые он был опубликован на сайте Минюста 14.07.2007 года и сначала состоял из 14 пунктов. С тех пор список регулярно обновляется и содержит уже около 3900 пунктов. Некоторые одноименные материалы признаются экстремистскими неоднократно, что свидетельствует о том, что даже суды не всегда исследуют материал по тому, признавался ли он ранее экстремистским, не говоря уже об экспертах. Например, известная песня Александра Харчикова признавалась экстремистским материалом четырежды, причём – один раз под видом песни Владимира Высоцкого.

Резолютивные части решений судов зачастую содержат настолько полное описание случайно обнаруженной листовки или иной информационной продукции, что ФСЭМ может служить не только «путеводителем» по экстремистским материалам, но и рекламирует те или иные экстремистские материалы лучше, чем предполагали сами их изготовители – приводится полный список содержимого листовок, текстов и изображений на них. Примером тому служит Примером тому служит п. 326 ФСЭМ: «Листовки, начинающиеся со слов «Солдаты и офицеры!» и оканчивающиеся словами «Долой оккупационный режим!», обнаруженные в период с 24.04.2008 по 25.04.2008 около территории воинской части № 6676 по адресу: г. Киров, ул. Труда, д. 73, у КПП Сызранского ВВАУЛ по ул. Р. Ердякова г. Кирова, КПП № 3 воинской части № 81807 на ул. Горького г. Кирова (решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 29.12.2008)» [4].

Рассмотрим наиболее яркие примеры признания различных материалов экстремистскими.

Одним из самых скандальных случаев стало признание экстремистской Южно-Сахалинским городским судом книги «Мольба (дуа) к Богу: ее значение и место в Исламе» в августе 2015 года. Позже данное решение было отменено в апелляционном порядке Сахалинским областным судом. После этого случая, вызвавшего широкий резонанс, в закон были внесены поправки, согласно которым «Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами» [2].

Но не только религиозные тексты признаются экстремистскими в России. Творчество различных музыкальных коллективов также может быть признано экстремистским. Известная рэп-группа «25/17» в своем творчестве поднимает острые социальные вопросы. Их песня «Линия фронта», выпущенная в 2009 году, в 2016 году была признана экстремистской (п. 3780 ФСЭМ) [4].

К сожалению, даже образчики самого народного жанра – анекдотов –могут быть признаны экстремистскими. Индустриальный суд города Ижевска вынес решение о признании экстремистским материалом анекдота, который является примером классического советского анекдота про человека, посматривавшего на свои часы в общественном транспорте. Однако ознакомиться с решением по данному делу не представляется возможным ввиду того, что оно было удалено с сайта суда. Этот случай, сам по себе являющийся анекдотом, был широко освещен в СМИ [5], благодаря чему мы и узнали об этом решении.

Но это не единственный случай признания анекдота экстремистским в России, в то время как статья 5 Декларации о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации разъясняет, что юмористический и сатирический жанр, защищаемый статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, допускает большую степень преувеличения и даже провокации при условии, что общество не вводится в заблуждение относительно фактической стороны дела [6]. Россия Декларацию ратифицировала.

Учитывая скорость признания различных материалов экстремистскими, примеры можно приводить бесконечно. Не вникая в суть вопроса, правоприменитель, на наш взгляд, допускает излишнюю спешку при рассмотрении дел о признании материалов экстремистскими. Это приводит к тому, что под запрет попадают даже такие незначительные вещи, как демотиваторы и отдельные фразы, высказанные на личных страницах в социальных сетях.

По смыслу закона суд должен оценивать именно высказывания, то есть не сам скопированный текст (изображение или видеозапись), а публикации как целое. Не менее важным при исследовании такого материала должно быть субъективное отношение распространителя, выраженное в комментарии или отсутствии такового, а также контекст – содержание блога или аккаунта в целом. В отношении СМИ Верховный Суд РФ придерживается позиции о том, что репост – это цитата, которая всегда должна оцениваться в контексте [6]. Увы, в отношении рядовых обитателей всемирной паутины данное правило не действует, и суды не оценивают публикации целостно. Из этого следует необходимость  принятия такого Постановления Пленума Верховного Суда РФ, которое бы конкретизировало критерии признания материалов экстремистскими до степени общепонятности.

Считаем, что в деле признания материалов экстремистскими суды должны руководствоваться общим смыслом спорных материалов, намерениями изготовителей (распространителей, пользователей) и не должны бояться брать на себя ответственность за осуждение данных лиц и за запрет соответствующих материалов, дабы в РФ реально соблюдались права и свободы человека и гражданина, установленные общепризнанными нормами международного права.

 

Библиографический список:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993. // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
  2. «О противодействии экстремистской деятельности»: федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ. // Собрание законодательства РФ от 29.07.2002, № 30, ст. 3031.
  3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966: ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973, № 4812-VIII. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978 г., вып. XXXII, с. 44.
  4. Федеральный список экстремистских материалов // Сайт Министерства юстиции РФ [Электронный ресурс]. URL: http:// minjust.ru/ru/extremist-materials?field_extremist_content_value=0&page =18.
  5. Не смешно // Сайт «Лента.ru» [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/articles/2014/11/19/anekdot/.
  6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»» // Российская газета, 18.06.2010 № 132.

Добавить комментарий