Гыгмытова К.М. Налоговая амнистия 2015-2016 гг.: опыт и перспективы

Материалы Всероссийской НПК «Наука. Общество. Образование» (2017 г.)

Налоговая амнистия 2015-2016 гг.: опыт и перспективы

Tax amnesty 2015-2016 gg .: Experience and Prospects

 

Гыгмытова Кристина Максимовна

студентка ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

Kristina.gygmytova@mail.ru

 

Аннотация. В статье  анализируется амнистия, проведенная в России в 2015-2016 гг. в ней определены положительные и отрицательные стороны амнистии. Приведены примеры зарубежного опыта проведения амнистии капиталов. На основе приведенного анализа разработаны предложения по дальнейшему проведению налоговой амнистии.

Annotation. The article analyzes the amnesty held in Russia in 2015-2016 gg. which identified:  there are positive and negative aspects of the amnesty are determined. Examples of the foreign experience of the capital amnesty. Based on the above analysis has developed proposals for the further implementation of tax amnesty.

Ключевые слова: налоговая амнистия, декларирование доходов, оффшорная организация, гарантии налоговой амнистии, налоговая декларация, капитал, зарубежные счета.

Keywords: tax, tax amnesty, declaration of income, the offshore organization, the guarantees a tax amnesty, tax declaration, capital, foreign bank accounts.

Под амнистией обычно понимают предложение со стороны государства определенным категориям налогоплательщиков «показать» государству свои реальные доходы, уплатив с них  минимальный налог, государство, в свою очередь, освобождает налогоплательщика от уголовной, административной и иной ответственности за сокрытие доходов.

Последняя налоговая амнистия в России была регламентирована Федеральным законом от 08.06.2015 №140-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», получившим название закон об амнистии капиталов».[1]

Закон предоставил возможность физическим лицам в срок с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года представить декларацию, содержащую следующие сведения:

1) об имуществе, транспортных средствах, ценных бумагах, в том числе акциях, а также долях участия и паях в уставных капиталах российских и (или) иностранных организаций), собственником или фактическим владельцем которого на дату представления декларации является декларант;

2) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых декларант на дату представления декларации является контролирующим лицом (в случае, если основания для признания иностранной организации или иностранной структуры без образования юридического лица контролируемой иностранной компанией не связаны с прямым участием физического лица в капитале путем владения акциями, долями и (или) паями в уставных (складочных) капиталах таких компаний);

3) об открытых физическим лицом на дату представления декларации счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, об открытии и изменении реквизитов которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

4) о счетах (вкладах) в банках, если в отношении владельца счета (вклада) декларант на дату представления декларации признается бенефициарным владельцем в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и описание оснований для признания этого физического лица бенефициарным владельцем.

Задекларировать свои доходы можно было однократно. Повторное представление декларации (кроме случая представления декларации после получения письменного отказа в приеме ранее представленной декларации), представление уточненной декларации не допускалось.

Гарантией налоговой амнистии являлось освобождение от любого вида ответственности, так налогоплательщики освобождались от уголовной ответственности  по ст.193, ч. 1 и 2 ст. 194, ст.ст. 198,199,199.1,199.2 УК РФ; от административной ответственности при наличии оснований, предусмотренных статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; от ответственности за налоговые правонарушения при условии, если эти правонарушения связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации.

Налоговая амнистия проводилась, в первую очередь, для пополнения бюджетных средств за счет поступления просроченных налогов. Кроме того, по логике законодателя,  должно было произойти расширение налогооблагаемой базы за счет выхода предпринимателя из теневой экономики в легальный оборот. Расширение базы должно увеличить поступления в бюджет, что привело бы к снижению налоговых ставок, тем самым должны были уменьшиться стимулы к уклонению от налогов и, следовательно, еще большему расширению налогооблагаемой базы.

С другой стороны, налоговая амнистия – это фактически поощрение нарушителей. Получается, что можно не платить налоги в течение нескольких лет, затем задекларировать свои доходы, тем самым сэкономив, на уплате налогов и законным способом уйти от ответственности.

Еще одним минусом амнистии состоит в том, что закон не распространяется на компании и должностных лиц – главного бухгалтера, единоличного исполнительного органа, директора, которые отвечают за уплату налогов организацией. Если работник организации получает «серую» заработную плату и решит «обелить» ее с помощью амнистии, налоговый орган получит сведения о реальной заработной плате, станет очевидно, что работодатель уклоняется от уплаты налогов. Закон об амнистии не запрещает правоохранительным органам получать информацию о декларированном платеже. Конечно, данные сведения не могут являться доказательствами по уголовному делу, однако могут послужить поводом к налоговой проверке.

Россия не единственная страна, которая проводит амнистии. Рассмотрим Индию, как наиболее удачный пример применения налоговой амнистии. Примечательно, что индийское правительство проводит налоговые амнистии приблизительно раз в десять лет. Конечно, подобная регулярность снижает эффективность налоговых сборов. Однако амнистия 1997 года, проводившаяся под руководством министра финансов  П. Чидамбарама, была сверхуспешной. В ней приняло участие 466 тыс. налогоплательщиков и было собрано около 2,5 млрд.долл. Эта сумма  превысила планируемую сумму в 1 млрд. долл.

Ключевым фактором успеха была пониженная ставка налога – 30 % , в то время как в былые времена она достигла 97,5 %.

Бизнесмены декларировали золотые  слитки и драгоценности. Одна семья из Калькутты задекларировала полторы тонны серебрянных монет и утвари (серебряная посуда является традиционным средством накопления во многих районах Индии, а потому именно серебра декларировалось особенно много). Житель Дели уплатил налог на слона, которого он годами скрывал от налоговых органов. [2]

Зато практически не имело успеха предложение правительства налогоплательщикам декларировать свои зарубежные активы. Было разрешено декларировать объекты недвижимости (не более одного) и даже акции зарубежных компаний, причем  владельцу предоставлялся иммунитет от преследования. По данным российских СМИ результаты проводимой амнистии оказались ниже ожидаемых. Глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин заявил, что результаты амнистии капиталов не будут обнародованы. Основными причинами провала налоговой амнистии называют недоверие российских предпринимателей к российскому государству, боязнь налоговых проверок, несовершенство закона и возможность привлечения к ответственности за другие налоговые правонарушения.

Как показывает международный опыт, для эффективного проведения налоговой амнистии необходимо выполнение следующих условий:

Во-первых, государство обязано предоставить гарантии ненаказуемости для налогоплательщиков, раскрывших свои доходы.

Во-вторых, необходимо соблюдать принцип сохранения конфиденциальности информации. Возможно, россияне боятся, что задекларированные сведения станут известны правоохранительным органам, налоговым органам, что приведет к проверкам и заинтересованности со стороны государства.

В-третьих, одноразовость амнистии, когда налогоплательщик понимает, что второго шанса освобождения от ответственности у него не будет. До 2004 г. в Италии налоговые амнистии проводились так часто, что Организация экономического сотрудничества и развития рекомендовала правительству Италии приостановить эту практику, т.к. пришла к выводу, что это может подорвать систему налогообложения страны.

В-четвертых, неконфискационный характер амнистии, то есть задекларированные доходы не будут обращены в пользу государства как мера ответственности за совершение уклонения от уплаты налогов.

В-пятых, широкая разъяснительная и пропагандистская кампания. Последняя европейская налоговая амнистия была проведена в Германии в 2004-2005 гг. Для определения налогооблагаемого дохода в расчет принималось лишь 60 % от задекларированной суммы. Однако вместо ожидаемых 5 млрд. евро в бюджет поступило лишь 1,25 млрд. евро. Среди причин низкой эффективности проведенной в Германии налоговой амнистии специалисты называют слабую  информационную кампанию, приведшую к тому, что многие так и не узнали о предоставленной государством возможности. [3]

В-шестых, сочетание амнистии с реальной угрозой наказания в случае дальнейшего сокрытия доходов.

 

Библиографический список:

 

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (30.12.2003) // Собрание законодательства РФ. — 17.06.1996. — № 25. — Ст. 2954.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от  от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 01.2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1.
  3. О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 08.06.2015г. № 1400-ФЗ // Рос.газ. — № 124. — 10.06.2015.
  4. Рамазанов И. Возможности и опасности налоговой амнистии / И. Рамазанов // Главбух. – 2007. — № 8. — С. 88-92.
  5. Сытова Е.В. Результаты налоговой амнистии: мировой опыт и российская практика / Е.В. Сытова // Налоги. — 2009. —  № 1.  — С. 28-30.

Хейфец Б.А. Антиофшорное наступление мирового сообщества и российская политика / Б.А. Хейфец // Финансы и бюджет: проблемы и решения. – 2010. — № 2. – С. 12-17.

Добавить комментарий