Делегеоз Е.Г. Россия и ВТО: история отношений

Материалы Всероссийской НПК «Наука. Общество. Образование» (2017 г.)

Россия и ВТО: история отношений

Russia and WTO: the History of Relations

 

Делегеоз Елена Геннадьевна

к.и.н, доцент ФГБОУ ВО ИрГУПС г. Иркутск

delegeozy@yandex.ru

 

Аннотация. Процесс присоединения России к Всемирной торговой организации стал самым продолжительным в истории существования этой организации. На отношения стран-участниц с Россией повлияли не столько финансово-экономические вопросы, сколько политические и идеологические. Однако преодоление существенных разногласий и вступление России в ВТО не явились основанием равноправного членства нашей страны в данной организации. Подтверждением чему стало введение «антироссийских санкций».

Ключевые слова: Всемирная торговая организация, Россия, мировая экономика, глобализация, интеграция.

Annotation. The process of Russia’s accession to the World Trade organization was the longest in the history of this organization. On by-wearing member countries with Russia is not so much influenced by the financial and economic issues, as political and ideological. However, to overcome existing differences and Russian accession to the WTO were the basis of equal membership of our country in this organization. As demonstrated by the introduction of «anti-Russian sanctions».

Key words: world trade organization, Russia, the world economy, globalization, integration.

 

Длительность и низкая продуктивность переговоров России с государствами-участниками ВТО явилась последствием существования биполярного мира и распада социалистической системы. Для преодоления кризисных явлений в экономике, вызванных со Второй мировой войной, европейские страны в 1947 г. подписали Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Совет экономической взаимопомощи, созданный в 1949 г., стал формой торгово-экономических отношений между социалистическими странами во главе с СССР. Это стало важным шагом на пути глобализации всех мировых процессов.

Ситуация осложнилась присоединением в 1961–1970 гг. к ГАТТ ряда соцстран при политической и финансовой поддержке США и ЕЭС. Однако энергетический (сырьевой) кризис 1973–1974 гг., охвативший индустриальные страны после повышения цен на нефть странами-участницами ОПЕК, был преодолен во многом благодаря альтернативным поставкам нефти и газа из СССР. Мировые позиции Советского Союза в международном обмене значительно упрочились. Но распад СЭВ и СССР существенно изменили внешнеэкономическое положение России.

С начала 1990-х гг. начался период рыночных форм в экономике России, изменивших плановую (командно-административную) основу экономики. В 1992 г. была реализована политика либерализации: основными инструментами регулирования внешней торговли стали использование таможенных тарифов, ликвидация государственной монополии внешней торговли. Предприятия получили доступ на мировой рынок, но только в качестве поставщиков сырья, полуфабрикатов и оружия. Основными торговыми партнерами России стали ведущие страны Запада и ближайшие соседи по СНГ. В сложившейся конъюнктуре Россия обозначила желание вступить в международную торговую систему, подав в 1993 г. официальную заявку на присоединение к ГАТТ.

Это событие совпало с подготовительным периодом трансформации ГАТТ в ВТО. Охвативший Восточную Европу и Латинскую Америку долговой кризис 1990-х гг. изменил правила игры в мировой экономике, потребовав введения режима наибольшего благоприятствования для национальных экономик с учетом транспарентности. Поэтому ВТО приобрело торгово-политический характер для обеспечения функционирования системы мировой торговли на основе единых правил таким образом, чтобы рынки оставались открытыми и чтобы доступ на них не мог быть нарушен введением внезапных и произвольных ограничений на импорт. В то же время страны-члены ВТО имеют право на введение защитных антидемпинговых и компенсационных мер для ограничения доступа на свой рынок.

Создание Рабочей группы по решению вопросов вступления России в ВТО и начало консультаций в 1995 г. шло на фоне превращения слаборазвитых стран в капиталистические державы, развития и модернизации национальных экономик периферийных стран. Процесс создания и развития корпораций не обошел и Россию. Его не смогли остановить даже финансово-экономические трудности 1990-х гг. (галопирующая инфляция, резкое падение курса рубля, катастрофическое снижение уровня жизни населения, финансовый кризис в августе 1998 г.). Однако Россия интересовала Запад как сырьевая база, поэтому технологические отрасли народного хозяйства приходили в упадок и становились невостребованными. Для проведения обходимых социальных преобразований некогда супердержаве предоставлялись многомиллиардные кредиты, которые должны были в итоге подорвать финансовую самостоятельность государства. В таких условиях в 1998 г. были озвучены первоначальные предложения по доступу на рынок ВТО российских товаров и начались множественные двусторонние переговоры России с участниками ВТО по вопросам тарифов, сельского хозяйства, доступа на рынок услуг, системным вопросам.

Уже к 2000 г. переговоры носили полномасштабный характер. Однако сроки вступления России в ВТО постоянно откладывались: российские власти понимали пагубность влияния мирового рынка на слабую национальную экономику, но руководители США и ряда западноевропейских стран не торопились идти на принципиальные уступки. Российское правительство координировало процесс присоединения к ВТО с программами отраслевого развития национального хозяйства. Для проведения государственной политики по поддержке и стимулированию российского экспорта, а также контроля для обеспечения безопасности России была создана Федеральная служба по техническому и экспортному контролю [3]. Для достижения указанных выше целей был принят Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» [1].

Нежелание России идти на существенные уступки западным партнерам объясняется упрочением позиций страны в качестве активного участника рынка и ростом прибылей. В период 2002–2008 гг. явно обозначилась недостаточность энергоресурсов, что в свою очередь привело к росту цен на нефть и газ. Российское Правительство благодаря росту цен на энергоресурсы создало т.н. стабилизационный фонд и досрочно рассчиталось по внешним долгам, разрушив тем самым механизмы прямого  финансового воздействия на страну.

Первый протокол о завершении двусторонних переговоров был подписан 26 ноября 2003 года с Новой Зеландией [2]. В ходе двусторонних переговоров 2003—2004 гг. своё согласие на членство России в ВТО документально подтвердили Чили, Тайвань, Сингапур, а также Китай, Южная Корея, Венесуэла и Грузия. Однако долгое время российским дипломатам не удавалось достигнуть положительных результатов в диалоге с Европейским союзом. Но уже в мае 2004 г. министр экономического развития РФ Герман Греф и комиссар ЕС по торговле Паскаль Лами подписали протокол о завершении двусторонних переговоров [3].

После успешного завершения переговоров с Турцией, Египтом, Канадой, Филиппинами, Парагваем и Никарагуа в 2005 г. стал активно обсуждаться вопрос о вступлении России в ВТО в 2006 г. Лишь 19 ноября 2006 г. на саммите АТЭС был подписан двусторонний протокол между США и РФ о вступлении в ВТО. Вопрос вступления России ВТО казался решенным, т.к. считается, что с США страны-кандидаты подписывают соглашения в последнюю очередь.

Однако ситуация изменилась после официального отзыва согласия на вступление России в ВТО Грузией, недовольной позицией России по отношению к таможенно-пропускным пунктам на российско-грузинской границе. А также были подвергнуты сомнениию договоренности РФ и ЕС со стороны нового комиссара по торговле Питера Мандельсона. Кроме того, истек 12-летний срок рассмотрения кандидатской заявки на вступление в ВТО. Поэтому Россия была вынуждена вступить в новые переговоры со странами-участницами. К счастью, большинство договоров было перезаключено без дополнительных согласований. Россия продолжала уверенное приближение к вступлению в ВТО: были ратифицированы договоры с Сальвадором, Коста-Рикой, Камбоджой, Вьетнамом, Гватемалой. Даже были преодолены претензии Финляндии по планируемому повышению пошлин на экспорт древесины [4]. В 2008 г. вышла окончательная редакция Доклада по присоединению России к ВТО.

Режим наибольшего благоприятствования для вступления России в ВТО неожиданно рухнул в 2008 г. Меньше всего на это повлиял мировой финансовый кризис, начавшийся в США и охвативший практически всю мировую банковскую систему. «Отбросил Россию в переговорном процессе на много лет назад» вооруженный конфликт в Южной Осетии, произошедший 08 августа 2008 г. [5]. В напряженной международной обстановке министр торговли США Карлос Гутьеррес заявил, что в сложившейся ситуации под вопросом не только членство России в ВТО, но и в «большой восьмерке» [6]. Переговоры о вступлении в ВТО Правительство России было намерено прекратить и выйти из ряда обременительных и не всегда выгодных соглашений с партнерами по ВТО [7]. В Москве даже обсуждался вопрос о невозможности в ближайшей перспективе продолжать взаимоотношения.

Стратегия развития национальной экономики и интеграции в мировую экономическую систему требовали от России восстановления экспортного потенциала. Обладание экономическим потенциалом, крупными запасами природных ресурсов, включая энергетическое сырье, руды черных и цветных металлов, другие виды сырья, относящегося к классу стратегического, в количествах, достаточных не только для собственных нужд, но и для экспорта дало возможность стране вступить в конструктивный диалог с ВТО и выдвигать встречные требования. В результате в 2009–2011 гг. переговоры о вступлении России в ВТО подошли к завершению. В 2010 г. были устранены разногласия с США и ЕС по вопросам сельского хозяйства и квот на ввоз мяса. Достигнута договоренность по спорным вопросам о членстве России в Таможенном союзе с перспективой создания Единого экономического пространства с Белоруссией и Казахстаном. Все конструктивные изменения были внесены в итоговый Доклад рабочей группы. В ноябре 2011 г. удалось достигнуть соглашения и с Грузией.

Протокол о присоединении России к ВТО 16 декабря 2011 г. подписал В.В. Путин (Председатель Правительства России). После чего Министерская конференция в Женеве окончательно одобрила вступление России в данную организацию. Так завершилась самая длинная история переговоров (17 лет) о вступлении во Всемирную торговую организацию. [8]

Вступление России в ВТО должно было способствовать улучшению отношений с западными странами и продвижению России в мировое хозяйство. Однако присоединение Крыма к России и конфликт на востоке Украины стали поводом для введения ограничительных политических и экономических мер против России. Сложившаяся вокруг России ситуация не позволяет строить  цивилизованную внешнеэкономическую систему взаимодействия с «партнерами» по ВТО на взаимовыгодных недискриминирующих условиях.

 

Библиографический список:

  1. Арсюхин, Е. Принять Россию в ВТО // Режим доступа: http://www.rgwto.com/archive.asp?id=3556&full_mode=1.
  2. Добрынина, Е. ВТОрое окно в Европу // Режим доступа: http://www.invur.ru/index.php?page=sotr&doc=wto_putewka
  3. Комендантов С.В. Проблемы законодательного обеспечения вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию // Международное публичное и частное право. — М., 2005. — № 4.
  4. Куликов, С.; Егоров, М. Путин ставит крест на ВТО // Режим доступа: http://www.ng.ru/economics/?id_user=Y&%3BPAGEN_1=2&PAGEN_1=1134
  5. Поливанов, А. Единым строем. — Lenta.ru, 10 июня 2009 г.
  6. Терехов, А. У Москвы — большой список встречных санкций. — Независимая газета, 25 августа 2009 г.
  7. Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» // СЗ РФ. — 15.12.2003. — № 50. — Ст. 4851.
  8. Шарипова А.; Бутрин Д. Россию и Финляндию разделил лес // Режим доступа: http://fontanka.fi/articles/21047/

Добавить комментарий