Демироглу Н.Б., Курбанова З.Э. Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения

Материалы Всероссийской НПК «Наука. Общество. Образование» (2017 г.)

Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения

Advantages and disadvantages of the simplified system of taxation

 

Демироглу Н.Б.

К.э.н., доцент ГБОУ ВО РК КИПУ,

Республика Крым

zera.kurbanova@mail.ru

Курбанова З.Э.

Студентка ГБОУ ВО РК КИПУ,Республика Крым

zera.kurbanova@mail.ru

 

Аннотация: В статье определены преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения. Приведена сравнительная характеристика элементов системы налогообложения (упрощенная и общая). Уточнен переход на упрощенную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей.

Annotation: In this article the advantages and disadvantages uspraschennoy tax system. Shows sravnitelnvya characteristic elements of the tax system (upraschennaya and total). Clarifies the transition to upraschennuyu taxation system for individual entrepreneurs.

Ключевые слова: Упрощенная система налогообложения, налоговая ставка, преимущества упрощенной налоговой системы, недостатки упрощенной налоговой ситемы, налоговый режим.

Keywords: Upraschennaya taxation system, tax rate, tax benefits upraschennoy system deficiencies upraschennoy sitemy tax, the tax regime.

 

Упрощенная система налогообложения, можно сказать, — это сплошное преимущество для многих субъектов бизнеса, так как выбор этой системы во многом сокращает затраты на налоги и сборы и помогает развивать свою деятельность. Для малых предприятий необходима поддержка со стороны государства в виде льгот, которые могли бы сократить издержки и увеличить прибыль предприятия. Перед выбором той или иной системы налогообложения, каждый начинающий предприниматель  тщательно анализирует  преимущества и недостатки заинтересованной системы.

Одним из важных преимуществ упрощенной системы налогообложения является то, что предприниматель вправе добровольно перейти на данную  систему налогообложения, причем с того месяца, в котором она организовалась, предпринимателю всего лишь нужно уведомить налоговый орган о выборе данного специального режима налогообложения.

Упрощенная система налогообложения введена в НК РФ и применяется с 1 января 2003 года.  Целью разработки данной системы, для небольших организаций и предпринимателей было — снижение налоговой нагрузки и упрощение бухгалтерского учета [1]. В таблице 1 представлена сравнительная характеристика элементов упрощенной и общей систем налогообложения.

Таблица 1

Сравнительная характеристика элементов систем налогообложения

Упрощенная система налогообложения Общая система налогообложения
1. Бухгалтерский учет
В полном объеме бухгалтерский учет ведется только в ООО, а у остальных – в отношении основных средств и нематериальных активов. Бухгалтерский учет ведется в  обязательном порядке организациями  у всех организационно- правовых формах
2. Налогообложение
Освобождаются от уплаты налогов, таких как:

— Налог на прибыль

-Налог на имущество

-НДС

Вместо всех перечисленных налогов уплачивается только один налог (в связи с применением УСН)

Уплачиваются все указанные налоги в полном объеме.
3. Налоговая отчетность
Декларацию по налогу имущество не предоставляют в ИФНС.

Предоставляют только  декларацию по НДС и декларацию по налогу на прибыль (при наличии в отчетном периоде объекта налогообложения)

Декларацию по уплачиваемому налогу предоставляют в ИФНС один раз в год.

Ежеквартально предоставляют в ИФНС

-декларацию по налогу на прибыль

-декларацию по НДС

 

4. Объект налогообложения
На выбор плательщика:

-доходы

-доходы минус расходы

Доходы минус расходы
5. Порядок признания доходов и расходов
— Кассовый метод — Метод начисления

— Кассовый метод

6. Налоговые ставки
Ставка налога зависит от объекта  налогообложения:

— Доходы- 6%

— доходы минус расходы – 15%

 Ставка налога на прибыль- 20%
7. Налоговый учет
Ведется только по единому налогу в книге доходов и расходов. Ведется по налогам:

-НДС

-Налог на прибыль

 

Сравнивая две системы налогообложения можно выделить преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения.

Преимущества упрощенной системы налогообложения:

  • Бухгалтерский учет ведется в упрощенной форме, тем самым облегчает труд бухгалтера,
  • Нет необходимости предоставлять бухгалтерскую отчетность в ИФНС,
  • Есть возможность выбирать объект налогообложения,
  • Уменьшение налоговой базы на стоимость основных средств,
  • Упрощение налогового учета,
  • Упрощение налогового бремени: один налог вместо трех.

К недостаткам  упрощенной системы налогообложения можно отнести:

  • Отсутствует право открывать филиалы и представительства,
  • Отсутствует право заниматься отдельными видами деятельности,
  • Отсутствие обязанностей уплачивать НДС может привести к потери покупателей — плательщиков НДС,
  • Отсутствует возможность уменьшать налоговую базу на сумму убытков,
  • Необходимость уплачивать минимальный налог при получении убытков в организации.

Согласно ст. 346 НК РФ банки, организации имеющие филиалы, страховщики, инвестиционные фонды ломбарды, казенные учреждения, иностранные организации и негосударственные пенсионные фонды не вправе применять упрощенную систему налогообложения [1].

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если:

— Численность работников предприятия не превышает 100 человек;

Доход не превышает установленной суммы, например,  для перехода на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2017 г. верхний предел поступлений за девять месяцев 2016 года составит 59,805 млн. рублей.

— Организация не должна иметь филиалы и дочерние организации, доли участия которых больше 25%,

— Остаточная стоимость ОС и НМА не должно превышать 100 миллионов рублей.

Переход на упрощенную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей проще, чем для организаций. Численность сотрудников так же остается  в составе не более 100 человек, нет требований к предельной стоимости основных срдств,   ограничения по видам деятельности примерно такие же — подакцизные товары, игорный бизнес, добыча полезных ископаемых и т.д.

Если организация либо индивидуальный предприниматель изъявил желание перейти со следующего календарного года на упрощенную систему налогообложения, он должен уведомить налоговый орган по месту жительства не позднее 31 декабря. Вновь созданные организации имеют право сразу выбрать упрощенную систему налогообложения, если  проходят по всем критериям и требованиям. Для этого необходимо не позднее 30 календарных дней, с даты постановки на учет в налоговом органе, подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Очень выгодно применять упрощенную систему налогообложения предприятиям:

  • работающими с покупателями, которым не важно указан НДС или нет, например — розничная торговля,
  • с невысокой долей расходов.

В Российской Федерации все предприятия налогооблагались по одной системе налогообложения, которая была практически идентична советской системе налогообложения. Как мы знаем в советском союзе частными были только малые и средние предприятия, которые занимались в основном производством продуктов питания, изготовлением полуфабрикатов и пошивом одежды, так называемы кооперативы [4]. Эта система однотипного налогообложения  длилось до 1996 года, но при этом конечно же предприятие малого типа пользовались некоторыми льготами, одни из которых , например:

  • Льготный период уплаты НДС (каждый квартал);
  • Льготы, позволяющие уменьшить облагаемый доход;
  • Льготы, направленные на освобождение от налогов по «отраслевому» признаку.

Эти льготы и такой порядок налогообложения, конечно, дал свои преимущества при переходе с коммунистической системы на рыночную систему, и конечно же этот результат повлиял на укрепление бизнеса и всего предпринимательского сообщества.

В конце 1995 года был принят Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» который повлек за собой и стал причиной разделения видов налогообложения для частных предпринимателей и более крупного бизнеса (в том числе средний бизнес) [3].

Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, предусматривала замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.

На предприятиях, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохранялся действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Они имели право вести бухгалтерский учет, книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.

При отказе от применения упрощенной системы налогообложения обратный переход к ранее принятой системе налогообложения, учета и отчетности могли осуществляться субъектами малого бизнеса с начала очередного календарного года при условии, что подачи соответствующего заявления в налоговый орган будет не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года. При превышении предельной  нормы численности работающих налогоплательщики переходили на принятую ранее систему налогообложения, учета и отчетности начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть представлен отчет.

Упрощенная система налогообложения является  альтернативой общепринятой системе налогообложения, которую отличает большое количество различных налогов и сложность их расчета. Следует отметить, что одной из целей введения этого налогового режима было упрощение процесса исчисления налогов для субъектов малого бизнеса. На сегодня  налогоплательщик самостоятельно принимает решение о переходе на упрощенную систему, поскольку ее применение не является обязательным.

Единый налог можно рассчитать двумя способами: со всего полученного дохода или с дохода, уменьшенного на величину расходов. Налог с дохода уплачивается по ставке 6 процентов, налог с дохода, уменьшенного на величину расходов — по ставке 15 процентов. Организация вправе сама решить, какой объект налогообложения ей больше подходит, и утвердить его приказом по учетной политике для целей налогообложения.

 

Библиографический список:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электрон. ресурс] : федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 13.07.2015). — Электрон. дан. — М. : Консультант Плюс, 1997-2015. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182838, свободный. — Загл. с экрана.
  2. Федеральный Закон РФ от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [Электрон. ресурс] : федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 13.07.2015). — Электрон. дан. — М. : Консультант Плюс, 1997-2015. — Режим доступа: http://giod.consultant.ru/documents/1155902
  3. Федеральный закон РФ от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» [Электрон. ресурс] : федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 13.07.2015). — Электрон. дан. — М. : Консультант Плюс, 1997-2015. — Режим доступа:   http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10062/
  4. Мустафаева Э.И. Учетная составляющая экономической безопасности предпринимательской деятельности Э.И. Мустафаева // Модернизация учетно-аналитической системы управления предприятием: колл.моногр. — Симферополь: ДИАЙПИ, 2015. — С. 62-75

 

Добавить комментарий