Зедгенизова И.И., Гундаров И.С. К вопросу об использовании положений лженаучных теорий в современном российском законодательстве об административных правонарушениях

Материалы Всероссийской НПК «Наука. Общество. Образование» (2017 г.)

К вопросу об использовании положений лженаучных теорий в современном российском законодательстве об административных правонарушениях

To the question about the use of the provisions of pseudoscientific theories in modern Russian legislation on administrative offense

 

Зедгенизова Ирина Ивановна

к.э.н., доцент ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

54irina@bk.ru

Гундаров Илья Сергеевич

студент ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

ilia.gundarov@mail.ru

 

Аннотация. Авторы обращаются к вопросу об использовании положений лженаучных теорий в современном российском законодательстве об административных правонарушениях. Анализируется отечественное законодательство об административных правонарушениях, обозначаются недочёты и предлагаются способы их устранения.

Annotation. The authors refer to the provisions on the use of pseudoscientific theories in modern Russian legislation on administrative offenses. Analyzed the domestic legislation on administrative offenses are identified shortcomings and suggests ways to address them.

Ключевые слова: законодательство об административных правонарушениях, лженаучные теории.

Keywords: Legislation on administrative offenses, pseudoscientific theory.

Конституция Российской Федерации гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру.  [1] Понятие «свобода массовой информации» конкретизируется статьёй 1 Закона РФ «О средствах массовой информации» и включает в себя: поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатацию технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации. [2] Там же указано, что эти права не подлежат ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ о СМИ.

Сложно сказать, является ли Кодекс РФ об административных правонарушениях [3] частью законодательства РФ о СМИ, но им, так или иначе, предусмотрены нормы, ограничивающие вышеуказанные права. Объективно говоря, абсолютное большинство этих норм являются необходимыми для обеспечения защиты прав и законных интересов граждан РФ, поддержания обстановки законности в стране, однако пункт 1 статьи 13.15 КоАП РФ является примером использования положений лженаучных теорий в современном российском законодательстве об административных правонарушениях.

Полностью пункт 1 статьи 13.15 КоАП РФ выглядит следующим образом: изготовление и (или) распространение теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным средствам массовой информации информационных компьютерных файлов и программ обработки информационных текстов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье, — влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от четырёх тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Алексей Николаевич Гуев в своём комментарии к КоАП РФ [4] пишет: объективная сторона этого правонарушения налицо, когда упомянутые выше материалы (программы, файлы) содержат скрытые вставки, воздействующие на подсознании людей (формируя у них, например, агрессивные, расистские, антирелигиозные, преступные и т.п. намерения) и (или) оказывающие вредное влияние на здоровье людей (например, с помощью «эффекта 25-го кадра»).

Известность в широких общественных кругах метод «25-го кадра» получил благодаря вымышленному эксперименту Джеймса Вайкери. В 1957 году он заявил, что провел в кинотеатрах Нью-Джерси следующий эксперимент. Во время показа фильма «Пикник» в моменты смены кадра с помощью дополнительного проектора демонстрировались кадры скрытой рекламы, такие, как «Кока-кола», «Ешьте попкорн». Фильмы показывались на протяжении всего лета 1957 года. Продажа кока-колы в буфете кинотеатра, по заявлению Вайкери, повысилась на 17%, а попкорна — на 50%. Затем Джеймс Вайкери запатентовал эту технологию и открыл компанию по сублиминальной рекламе в фильмах. Позже, в 1962 году, автор признал, что эксперимент 1957 года вместе со всей статистикой продаж был искусственно сфабрикован. [5]

Наукой метод воздействия на психику человека с помощью «25-ого кадра» был опровергнут почти сразу же после того, как Вайкери начал активно продвигать свою «разработку» в коммерческой сфере.

Миф о «25-ом кадре» ожил в 1990-е годы в России. Большинство людей далеки от мира кино и телевидения. Не разбираясь в сути вопроса, огромное количество российских граждан уверовали в эффективность подобных методик, в том числе с целью исцеления от всяческих недугов. К сожалению, нельзя с уверенностью утверждать, что тяга россиян к подобным вещам в ближайшие годы сойдёт на нет – и сегодня многие верят не то, что в «25-й кадр», который ещё десять лет назад являлся предметом научных (подчёркиваем!) исследований во Всероссийском научно-исследовательском институте радиовещания и телевидения (ВНИИТР), а в леших, ведьм и домовых.

Наглядные опыты, демонстрирующие несостоятельность теорий о влиянии «25-ого кадра» на психику человека, можно провести,  не обладая значительными средствами. Так, в 2004 году в Красноярской государственной архитектурно-строительной академии (КрасГАСА) провели эксперимент, с помощью которого за несколько дней изобличили лживую сущность данной теории. [6] С точки зрения физики эта антинаучная выдумка была подробно рассмотрена, например, в статье Виктора Сергеевича Лавруса «Слухи о 25-м кадре подсознательно преувеличены». [7]

Нормы, аналогичные изложенным в пункте 1 статьи 13.15 КоАП РФ, содержатся в статье 4 Закона «О средствах массовой информации». И в КоАП РФ и в Законе речь идёт о воздействии на подсознание людей с помощью скрытых вставок. Между тем, подсознание – не правовой термин. Единого определения и вовсе не существует. Согласно словарю Ожегова, подсознание — область неясных, не вполне осознанных мыслей, чувств, представлений. [8] Само же понятие «подсознания» было введено в оборот Зигмундом Фрейдом, основателем теории психоанализа.

Таким образом, не ясно как именно нужно толковать понятие «подсознание» и определять влияние на него. Вызывает вопросы и «скрытый» характер влияния на пресловутое подсознание. Если отечественный законодатель является сторонником теории психоанализа, то следует напомнить ему, что всё, что оседает в подсознании, так или иначе проходит через сознание, что ставит под вопрос возможность скрытого влияния на подсознание человека и делает саму формулировку «скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей» некорректной.

Не лишним будет упомянуть тот факт, что за время действия КоАП РФ (а это без малого 15 лет) по пункту 1 статьи 13.15 не было проведено ни одного судебного заседания, а государственными органами не было выявлено ни одного случая использования «скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей».

Исходя из вышесказанного, руководствуясь убеждениями в том, что правовые нормы должны быть понятны, а их границы не должны быть размыты; в том, что нормы права  не должны базироваться на положениях лженауки, призываем с целью совершенствования отечественного законодательства исключить из статьи 13.15 КоАП РФ пункт 1, а также аналогичные положения из статьи 4 Закона «О средствах массовой информации».

 

Библиографический список:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. – 1993. – № 237.
  2. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. –  –  № 32.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный Закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Российская газета. – 2001.– № 256.
  4. Гуев А.Н. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. — Специально для системы ГАРАНТ, 2010 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/5872064/. (дата обращения: 12.10.2016).
  5. Смирнов А. А. О проблемах реализации административной ответственности за использование в информационной продукции скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей /А. А. Смирнов //Административное право и процесс. – 2012. — № 11. – С. 24 – 27.
  6. Вотяков Е.И. Некоторые результаты исследования вопроса об эффекте «25-го кадра» / Е.И. Вотяков // Вестник КрасГАСА. – 2004. – № 7.
  7. Слухи о 25-м кадре подсознательно преувеличены [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://n-t.ru/tp/ts/25.htm. (дата обращения: 12.10.2016).
  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 50 000 слов / Акад. Наук СССР. Ин-т рус. яз. – М.: ГИС, 1949.

Добавить комментарий