Климова Е.А. Проблема развития деофшоризации в Российской Федерации с учетом последних изменений налогового законодательства

Материалы Всероссийской НПК «Наука. Общество. Образование» (2017 г.)

Проблема развития деофшоризации в Российской Федерации с учетом последних изменений налогового законодательства

The problem deofshorizatsii development in the Russian Federation, taking into account recent changes in tax legislation

 

Климова Евгения Александровна

студентка ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

klimovaevgenia@inbox.ru

 

Аннотация. В статье приведен анализ  антиофшорной политики проводимой в Российской Федерации, которая вызвана целым рядом причин, например, такими как риск снижения доходов бюджета, критическое неприятие в обществе «оффшорной аристократии», а также усиление роли моральных принципов, например, принципа справедливого налогообложения.

В целях сведения к минимуму отрицательного воздействия оффшорной экономики, в данном вопросе необходим системный и комплексный подход.

Annotation. The article provides an analysis of Anti-offshore policy pursued by the Russian Federation, which is caused by a number of reasons, for example, such as reducing the risk of budget revenues, the critical rejection of society «offshore aristocracy», as well as strengthening the role of moral principles such as the principle of fair taxation.

In order to minimize the negative impacts of the offshore economy in this matter requires a systematic and comprehensive approach.

Ключевые слова: Бюджет, экономика, политика, бизнес, налогообложение, деофшоризация, офшор, резидент, бенефициар.

Keywords: Budget, the economy, politics, business, taxation.

 

Тема деофшоризации экономики России в современных условиях становится все более актуальной, по причине того, что сегодня, общегосударственным приоритетом становится остановка и дальнейшее предотвращение оттока капитала из страны. Активно проводимая в последнее время антиофшорная политика вызвана целым рядом причин, например, такими как риск снижения доходов бюджета, критическое неприятие в обществе «оффшорной аристократии», а также усиление роли моральных принципов, например, принципа справедливого налогообложения.[1]

Деофшоризация, как и любой процесс, имеет свои преимущества, так и недостатки, в частности, это может спровоцировать целенаправленный уход бизнеса в теневой сектор экономики и усиление бюрократических тенденций. Неоднозначность результатов, к которым могут привести меры, направленные на борьбу с офшорами, подтверждает тот, факт, что в данном вопросе необходим системный и комплексный подход, выражающийся в использовании положительного потенциала офшорной экономики и сведения к минимуму ее отрицательного воздействия.[2]

Ряд мер по антиофшорной политики, был принят в 2008 году, в результате мирового экономического кризиса,  не только в мировом сообществе, но и в нашей стране. Президент РФ в своем послании Федеральному Собранию от 04.12.2014 предложил «провести полную амнистию капиталов, возвращающихся в Россию», также задал направление работы по раскрытию налоговой информации и сведений о конечных бенефициарах.[3]

Претворение в жизнь  разработанных мер невозможна без устойчивости в законодательстве, которое в последнее время претерпевает  множество изменений, которые будут рассмотрены ниже.

Одной из значимых изменений в  налоговом кодексе, предусмотренная в ФЗ № 376 от 24.11.2014 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ)» стало введение правил резидентства юридических лиц. Теперь резидентство юридических лиц определяется по месту его фактического управления. Данное правило не является принципиально новым и давно известно мировой практике.

Проблема двойного резидентсва, которая может возникнуть на практике, решается посредством международного налогового соглашения. Зачастую в таких соглашениях четко не указаны критерии, по которым определяется место фактического управления организацией.

Следующим нововведением стало обязательное уведомление об участии в иностранных компаниях. Штраф за непредоставление сведений об участии в иностранных организациях составляет, согласно ст. 129.6 НК РФ, 50 тыс. рублей, а за неуведомление о контролируемой иностранной компании – 100 тыс. рублей.

Следующее изменение затрагивает так называемой «концепции бенефициарного собственника» (ст. 312 НК РФ), которая предполагает «возможность применения пониженных ставок налогообложения, предусмотренных соглашениями об избежании двойного налогообложения в зависимости от того, является ли лицо, получающее доход, его бенефициарным собственником». [4]

Налоговые агенты получили право запрашивать у таких собственников информацию, подтверждающую их право на получение дохода, но несмотря на это, четких критериев для такого определения, помогающих достоверно определить бенефициарную собственность, законодатель не выработал. Эта норма вызвала наиболее бурную дискуссию среди экспертов, так как в Законе не указан перечень документов, которые может запрашивать налоговый агент. По это вопросу Департаментом налоговой и таможенно — тарифной политики Минфина России было издано информационное письмо от 24 июля 2014 №03-08-05/36499, в котором указан перечень документов, необходимых для определения фактического получателя дохода в виде дивидендов. Введение указанной нормы призвано обеспечить «налоговую прозрачность» и исключить возможность применения льготных налоговых ставок для транзитных, или так называемых, кондуитных компаний.

Новые правила меняют подход в части планирования для российских налоговых резидентов и нацелены на стимулирование возвращения капитала в Россию. Закон вводит значительные издержки для лиц, которые используют различного рода финансовые структуры, которые могут быть признаны контролируемыми иностранными компаниями.[5]

Опыт развитых стран показал то, что в современном мире использование бизнесом офшорных юрисдикций является неотъемлемой частью экономической сферы любого общества, и добиться полной деофшоризации не представляется возможным.

Одни эксперты в данной области, например, Б. А. Хейфец, считают, что антиофшорная политика, проводимая в России, должна быть более жесткой и последовательной, так как это будет отвечать национальным интересам и способствовать улучшению имиджа страны на мировой арене.[6] Такой подход может спровоцировать спад активности среди предпринимателей, но с другой стороны, крупный бизнес может активизироваться в направлении привлечения дополнительных инвестиций.

Другие специалисты, например, Эльвира  Набиуллина, считает, что на ряду с ужесточающими, государство должно вводить и стимулирующие меры. Среди выдвинутых предложений, можно выделить расширение налоговых льгот для инвесторов, раскрытие информации, повышение прозрачности бизнеса.[7]

Учитывая данные походы, можно прийти к выводу, что меры по деофшоризации должен носить комплексный и системный характер. Среди таких мер должны быть в первую очередь следующие:

  1. Кардинальное улучшение условий для ведения бизнеса;
  2. Улучшение инвестиционного климата в стране, так как многие предприниматели заинтересованы в офшорах по причине отсутствия надлежащего уровня правовой защиты со стороны государственных органов при инвестировании денежных средств Усиление ответственности за налоговые правонарушения, так как существующие нормы не содержат существенных угроз для правонарушителей.
  3. Улучшение политики деофшоризации среди стран Таможенного союза, развитие международного сотрудничества, в частности, путем обмена информации.8

Главной задачей, которую предстоит решить не только Российской Федерации, но и всему мировому сообществу, является максимальное использование положительных возможностей офшорных зон при минимальных издержках в виде отрицательного воздействия «налоговых гаваней» на экономические процессы.

 

Библиографический список:

  1. Тетерин Ю. А. Деофшоризация российской экономики // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 280-282.
  2. Хейфец Б. А. Деофшоризация российской экономики: возможности и пределы. – М.: Институт экономики РАН, 2013, с. 4-5.
  3. Кутаков Р. Б. Оффшорные территории в мировой и российской практике: дис…канд. эконом. наук: 08.00.14. – Москва, 2008. С. 49.
  4. [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/by-date/04.12.2014. (Дата обращения: 05.11.2016).
  5. Закон по деофшоризации подписан Президентом. Суммируем новые правила. — Налоговый обзор от экспертов PwC. — Ноябрь 2014 / Выпуск № 40
  6. [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70634916/. (Дата обращения: 05.11.2016).
  7. Хмелев А., Калинин М., Жестков С. Информационное письмо Baker& McKenzie, ноябрь 2014.
  8. Хейфец Б. А. Деофшоризация российской экономики: возможности и пределы. – М. : Институт экономики РАН, 2013. С. 53.

[Электронный ресурс] URL: http://www.forbes.ru/news/232200-nabiullina-predlagaet-vyvesti-ekonomiku-iz-ofshora-s-pomoshchyu-nalogovyh-lgot. (Дата обращения: 05.11.2016).

Добавить комментарий