Потапова Т.А. Проблемы нравственного воспитания в школе

Материалы Всероссийской НПК «Наука. Общество. Образование» (2017 г.)

Проблемы нравственного воспитания в школе

Moral education issues in school

 

Потапова Татьяна Андреевна

Учитель МБОУ «ООШ № 3» ЭМР г. Энгельс

tanryabkova@gmail.com

 

Аннотация: В статье рассматривается вопрос нравственного воспитания человека и роль учебных заведений, а в частности непосредственно роль воспитателя, в нем. Статья описывает проблему установления нравственного воспитания как конечной цели, и вопросы, связанные с такой постановкой.

 

Annotation: The article discusses the moral education of the person and the role of educational institutions, and in particular the role of the tutor directly in it. The article describes the problem of establishing a moral education as the ultimate goal, and the issues associated with this approach.

 

Ключевые слова: Воспитание, Нравственность, Образование, Школа, Учитель, Нравственное воспитание, Общество

Keywords: upbringing, morality, education, school, teacher, moral upbringing.

 

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, и, следовательно, о молодежи. Можно много говорить о том, что в настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение бездуховно, его обвиняют в безверии, агрессивности, что участились случаи детской преступности. «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества» писал Рузвельт [1].

Поэтому всем очевиден запрос общества на повышение качества духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

В этой связи принятие новой редакции федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [2] взвешенное и необходимое политическое решение.

В Национальной доктрине образования Российской Федерации сформулированы следующие задачи, стоящие перед системой образования: «Обеспечение исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры, воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью».

И если начальные задачи, озвученные в доктрине, не вызывают сомнений, то задача нравственного воспитания вызывает много спорных вопросов.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Итак, задача перед школой поставлена. Но! сейчас, работая в школе, я вижу «школу», в виде конкретных людей. Я вижу учителей начальной школы, учителей-предметников, главная задача которых замотивировать детей на изучение школьных предметов, учителей-предметников с дополнительной «опцией» классное руководство. И возникает вполне закономерный вопрос. Кто же именно должен осуществлять эту задачу, и каким образом? На каком уроке? И что следует включать в содержание нравственного воспитания (далее НВ)?

Некоторые современные педагоги предлагают осуществлять нравственное воспитание на основе ценностей православной церкви. С одной стороны, христианские ценности были традиционны на Руси и в Российской Империи, они, безусловно, несут в себе только положительное; но с другой стороны – в школах современной России обучаются представители разных религий, и давление православной церкви не корректно. Следовательно, православная педагогика может выступать в современной школе лишь как вспомогательная.

При осуществлении нравственного воспитания возникает ряд проблем. «… Попытки интерпретировать НВ как некоторое особое направление наряду с физическим, эстетическим и другим воспитанием иными словами, профессионализированную сферу педагогической деятельности, рано или поздно наталкиваются на ряд непреодолимых трудностей. Прежде всего, это касается участников процесса Н. в. Логично считать, что применительно к НВ воспитатели должны выделяться среди остальных людей своими моральными качествами. Однако одной из отличительных особенностей подлинно нравственного человека является осознание им собственного несовершенства, чувство недовольства собой, в результате чего он не может безоговорочно принимать на себя роль учителя морали. Если же человек рассматривает себя достойным такой роли, то это как раз доказывает, что он менее всего к ней пригоден.

Возникает парадокс: тот, кто имеет основание обучать нравственным принципам (именно потому, что обладает необходимыми качествами), никогда учителем морали не станет; тому же, кто охотно стремится выполнять подобные обязанности (именно потому, что он этого желает), опасно вверить эту роль.

НВ не укладывается в логику целенаправленной деятельности. Нравственность не является обычной целью, которую можно достичь в определенный отрезок времени с помощью конкретных средств: ее скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, которая делает возможным существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности. Точнее нравственность, можно назвать не целью, а идеалом.

Но что же такое нравственность?

«Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение», – определяет современное толкование нравственности С. И. Ожегов.

Итак, «нравственность» — осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств.

Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

«Нравственное воспитание, одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. Сложность трансформации обшей идеи воспитания в конкретные педагогические рекомендации и рационально организованные действия, в ходе которых достигался бы заранее планируемый нравственный результат, свидетельствует об условности понятия НВ.

Наиболее полно ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» [3] он писал: «Конечно, образованием ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой….

Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что… влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…»

Соответственно, обучение специалиста, учителя — предметника, только с точки зрения знаний и навыков не может дать нам на выходе человека, способного на высоком уровне производить нравственное воспитание. И так как мы знаем, что основным принципом нравственного воспитания является не прямое действие на объект, а наглядное для объекта действие субъекта на самого себя, т.е. попросту «на личном примере», выявляется еще одна проблема, которая состоит в том, что перед высшими учебными заведениями задача НВ стоит не так высоко в рейтинге, как оно же в школе. Т.е. в общем случае на выходе из института мы получаем специалиста, о нравственности которого можно только догадываться.

Таким образом, нельзя просто поставить перед школой задачу НВ. Эту задачу необходимо поставить для страны в целом, и частности для его общественных институтов, таких как средства массовой информации, высшие учебные заведения, школа, семья. Таким образом учитель сам становится объектом НВ, и можем рассчитывать на получении из него качественного субъекта НВ.

Но что же делать если такая установка не слышится нам из всех рупоров и телевизоров? Что если такая идея осознается только самим обществом, но не его организационными структурами и институтами?

В таком случае задачу НВ должен взять на себя каждый член общества. Таким образом мы получаем иерархическую цепочку, в которой каждый «верхний» является примером, и осуществляет НВ для каждого нижнего.

То есть мы не можем требовать от не зависящих от нас людей производить нравственное воспитание. Мы не можем требовать этого от родителей, учителей или воспитателей. Мы можем и должны производить НВ. Каждый из нас. Своим примером. Таким образом, преследуя и так витающие в обществе в виде идей постулаты, мы формируем собственный образ в глазах окружающих, и главное, зависящих от нас людей, которые следом начинают формировать уже свой. Таким образом, мы переводим нравственность из идеи в общественный порядок.

То есть мы не воспитываем других, мы воспитываем себя.

Тут очень важно понимать, что воспитание нравственности в себе не снимает с нас ответственность за нравственность наших подопечных. То есть,  то, что ваш ученик, в силу уже заложенного в него какого-то НВ, не следует вашему примеру, или примеру родителей, то наша задача определить причины этого и возможные методы решения. Причем с силу специфики НВ эти решения не могут включать прямую передачу норм нравственности к подопечному. Скорее всего, это будет воспринято как «морализаторство», и будет иметь даже обратный эффект. И вот тут опять начинаются проблемы. Этим методам нельзя обучить, т.к. метод в каждом конкретном случае должен быть разный. Помножьте количество людей на вариативность ситуаций с ними, и вы получите необходимый объем преподавания.

Итак, мы не можем рассчитывать на какие-то критерии качества нравственного воспитания, осуществляемого воспитателем, за отсутствием конкретного метода такого воспитания. Мы не можем поставить нравственное воспитание целью, но можем поставить установкой.

 

Библиографический список:

  1. Уткин А. И. Теодор Рузвельт. Москва, 2003 г.
  2. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Том II, 1867 г.
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ – 2016г. // СПС Консультант Плюс

Добавить комментарий