Шолохова Ю.В. Формирование и использование налоговых льгот для инновационной деятельности

Материалы Всероссийской НПК «Наука. Общество. Образование» (2017 г.)

Формирование и использование налоговых льгот для инновационной деятельности

Formation and use of tax incentives for innovation

 

Шолохова Юлия Вадимовна

студентка ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

Sholohova.90@mail.ru

 

Аннотация: Данная статья посвящена актуальной проблеме налогообложения инновационной деятельности. В статье рассматриваются вопросы, связанные с законодательным регулированием инновационной деятельности в Российской Федерации, в том числе вопросы предоставления и использования налоговых льгот с целью стимулирования такой деятельности.

Annotation: This article is devoted to the actual problem of taxation of innovation. The article deals with issues related to the legislative regulation of innovation activities in the Russian Federation, including the provision and use of tax incentives to encourage such activities.

Ключевые слова: налоговые льготы, инновационная деятельность, налоговый кредит, стимулирование.

Keywords: tax breaks, innovation, tax credit incentives.

В  условиях финансового кризиса, как известно, особый интерес проявляется к эффективному использованию налоговых стимулов для инновационной деятельности.

На сегодняшний день все развитые и развивающие страны более и менее используют налоговых льготы для инновационной деятельности, поэтому в современных условиях возрастает вопрос об эффективности их использования.

Длительным фактором поддержки инновационной экономики могут служить налоговые льготы, которые считаются одним из главных стимулирующих факторов развития инновационной экономики. С помощью налоговых льгот можно вызвать интерес потенциальных инвесторов делать капиталовложения в инновационный бизнес.

Важность инновационной деятельности, необходимость создания благоприятных условий налогообложения для компаний, осуществляющих научно-техническую, инновационную и внедренческую деятельность достаточно давно осознается российскими политиками и практиками-экономистами, однако многие ее аспекты, прежде всего, в сфере поддержки инновационной деятельности налоговыми методами, остаются недостаточно разработанными в теории и на практике [4].

В первую очередь, необходимо обратить внимание на терминологическую проблему по вопросам инноваций, существующую в настоящее время в российском законодательстве, что создает немалые сложности для грамотного и обоснованного принятия решений в инновационной сфере.

В настоящее время инновационная деятельность законодательно определяется в «Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» (утв. Правительством РФ 05.08.2005 № 2473п-П7), где под инновационной деятельностью понимается: «выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на: создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг); создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования; применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии» [2].

Такое достаточно широкое понимание инноваций позволяет говорить о том, что в настоящее время они стимулируются путем предоставления различных налоговых льгот (хотя в налоговом законодательстве РФ большинство из перечисляемых далее аспектов налогообложения не называются напрямую льготами, но являются таковыми по своему экономическому содержанию).

Итак, применение достаточно широкого подхода к пониманию как инноваций, так и налоговых льгот позволяет перечислить основные содержащиеся в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговые льготы, призванные стимулировать инновационную деятельность.

В первой части НК РФ к числу налоговых преимуществ возможно отнести инвестиционный налоговый кредит.

В соответствие с положениями ст. 66  НК РФ инвестиционный налоговый кредит является формой отсрочки уплаты налога на прибыль, а также региональных и местных налогов сроком до 5 лет на условиях возврата предоставленного кредита и начисленных процентов (по ставке не более 3/4 ставки рефинансирования Банка России) [1]. В части стимулирования инновационной деятельности, следует назвать предусмотренную в ст. 67 НК РФ возможность получения инвестиционного налогового кредита в том числе организациями, осуществляющими:

–          научно-исследовательские или опытно-конструкторские работы, либо техническое перевооружение собственного производства, в том числе направленное на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

  • внедренческую или инновационную деятельность, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов.

В 21 Главе НК РФ слово льгота не используется, но таковым по своему экономическому содержанию является освобождение от налогообложения НДС реализации и ряда операций по реализации.

Согласно 149 ст. НК РФ не подлежит обложению НДС реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Необходимо отметить, что отсутствует определения НИОКР для целей освобождения от НДС, что вызывает многочисленные проблемы при оценке обоснованности применения льготы налоговыми органами и судами. В ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и Глава 38 Второй части Гражданского кодекса РФ «Выполнение  научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» [2] не содержат определения НИОКР.

Поэтому налоговыми органами и судами при квалификации реализованных работ в качестве НИОКР принимается во внимание фактическое содержание выполненных работ, направленных на получение новых знаний и решений; формулировки договоров; экспертные заключения о соответствии произведенных работ критериям научной деятельности [5].

По налогу на прибыль в главе 25 НК РФ также не применяется слово льгота, но по своему экономическому содержанию в части стимулирования инновационной деятельности к таковым можно отнести следующие положения главы 25 НК РФ.

В 251 ст. НК РФ предусмотрено освобождение от налога на прибыль средств целевого финансирования, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций, а также иных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Законом РФ от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [2].

Согласно ст. 259 НК РФ организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (признаваемые таковыми в соответствие с положениями НК РФ), имеют право учитывать в налоговом учете затраты на приобретение электронно-вычислительной техники в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода ее в эксплуатацию при одновременном выполнении определенных условий [1].

В ст. 259.3 НК РФ предусмотрен ускоренный порядок амортизации основных средств, используемых исключительно для осуществления научно-технической деятельности путем применения специального коэффициента не выше 3 [1]. В ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно- технической политике» под научно-технической понимается «деятельность, направленная на получение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы» [2].

Согласно ст. 262 НК РФ расходы на определенные виды НИОКР (в том числе не давшие положительного результата) подлежат налоговому учету у заказчика таких работ исходя из фактического размера расходов с коэффициентом 1,5. При этом НИОКР должны относиться к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг) и быть направлены на развитие приоритетных технологий (в настоящее время 32 вида), определенных в Постановлении Правительства РФ от 24.12.2008 № 988 «Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 2 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5».

Кроме того в ст. 262 НК РФ предусматривается возможность учитывать в составе расходов для целей налогообложения прибыли, отчисления на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Законом о науке в размере, не превышающем 1,5% доходов (валовой выручки) налогоплательщика.

28 сентября 2010 года приняты закон № 244 «Об инновационном центре «Сколково» и № 243 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием закона «Об инновационном центре «Сколково», которыми с 30 сентября 2010 года предоставлены существенные налоговые льготы, что является предметом отдельного исследования. Здесь же авторы позволят себе констатировать, что говорить о практике его применения и эффективности принятых законодательных новаций пока что не представляется возможным.

Подводя итог рассмотрению стимулирования инновационной деятельности налоговыми методами, следует отметить, что из среди более чем 350 положений НК РФ, которые возможно трактовать как льготы, на стимулирование инноваций направлено только порядка 10, что вряд ли достаточно для провозглашенного курса на всестороннюю поддержку инновационной деятельности.

В этой связи значительный интерес для дальнейшего совершенствования благоприятных условий налогообложения для компаний, осуществляющих инновационную деятельность, представляет изучения зарубежного опыта в данной сфере.

Следует отметить, что многие страны, такие как  Австралия, Испания, Камбодже, Япония, Чехия Канада, Люксембург и др., предоставляют значительное количество льгот по налогу на прибыль своим предприятиям, тем самым, стимулируя многочисленные направления деятельности.

Устранение пробелов в законодательном регулировании инновационной деятельности в РФ, осознанное глубокое изучение зарубежного опыта налогового стимулирования инноваций позволит поднять на качественно более высокий уровень комплексное решение проблем создания благоприятных условий налогообложения для компаний, осуществляющих инновационную деятельность.

 

Библиографический список:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 31.08.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 148.
  2. О науке и государственной научно-технической политике: федеральный закон от 23.08.1996 № 127 -ФЗ (в ред. ред. от 23.05.2016) // Собрание Законодательства РФ от 08.1996, № 35, ст. 4137.
  3. Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5: постановление Правительства РФ от 24.12.2008 № 988 (ред. от 06.02.2012) // «Собрание законодательства РФ», 12.01.2009, № 2, ст. 202.
  4. Соболева Г.В., Яковлева В.С. Эффективность налоговых льгот в стимулировании инновационной деятельности» // Экономика. Налоги. Право. –2014. – № 3 – с. 84-88.
  5. Переверзева А.А., Сирбиладзе К.К. Налоговые льготы ка способ стимулирования инновационной деятельности // Векторы развития современной науки. – 2015. – № 1 – с. 153-159.

Добавить комментарий