Основы педагогической деятельности учителя физической культуры (переподготовка)


Переподготовка по физической культуре с присвоением квалификации «учитель физической культуры». Диплом установленного образца.

Вид программы: профессиональная переподготовка.

Выдаваемые документы: диплом о профессиональной переподготовке установленного государством образца с присвоением квалификации «учитель физической культуры».
Присваиваемая квалификация: тренер-преподаватель.
Промежуточная аттестация: зачеты.
Итоговая аттестация: дистанционный экзамен.
Форма обучения: Заочная (дистанционная) (не отмечается в документах).
Оплата: первоначальный взнос 5000 руб., окончательный взнос после прохождения всего курса и сдачи зачетов
Стоимость обучения: 250 часов — 15000 рублей, 500 часов — 30000 рублей.

Занятия проходят на платформе дистанционного обучения: distant.posidpo.ru.

Срок обучения: 250 часов — 2 месяца, 500 часов — 4 месяца.

Записаться на обучение

Войти на курс

Описание программыКак пройти курсЗаписатьсяВойти в курсФрагмент курса

Модули курса:

Нормативно-правовое сопровождения образовательного процесса

Теория и методика физического воспитания

Структура, типы и разновидности уроков

Учет и оценка учащихся по физической культуре

Особенности занятий в специальной медицинской группе

Основные понятия лечебной физической культуры

Учебная работа по физическому воспитанию

Для того, чтобы пройти курсы повышения квалификации необходимо:

  1. Записаться на обучение (там же выбрать программу)
  2. Ознакомиться с договором.
  3. Оплатить обучение в любом банке (образец квитанции)  или прямо на сайте с помощью банковской карты.
  4. Освоить материалы на сайте edu.posidpo.ru, либо полученные по эл. почте. Для освоения материалов на сайте необходимо создать учетную запись через кнопку «ВХОД« (верхний правый угол).
  5. После прохождения курса и выполнения итоговой работы документ об образовании мы высылаем на Ваш почтовый адрес, указанный при регистрации.

Войти на курс

Фрагмент курса:

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Квалифицированный учитель должен уметь хронометрировать урок физической культуры. Последующий анализ данных хронометража поможет педагогу рационально использовать время отдельных частей и урока.

Хронометрирование урока проводится по следующим видам деятельности учителя и учащихся:

  1. Выполнение учеником упражнений. 2. Слушание (объяснение) учителя, наблюдение (показ) за выполнением упражнений. 3. Отдых, ожидание школьником выполнения очередного задания. 4. Перестроения, подготовка мест для занятий, уборка оборудования, инвентаря. 5. Простой по вине учителя.

Выполнение учеником упражнений. В процессе ведения хро­нометража определяется точное время выполнения учащимися всех упражнений на уроке. В данном случае следует фиксировать то время, которое отводится на выполнение отдельных упражнений с целью решения задач частей и всего урока.

Сюда относят элементы строя и гимнастические перестроения; упражнения на внимание и выполнение заданий, фигурную маршировку, танцевальные упражнения, общеразвивающие упражнения, упражнения на снарядах, бег, прыжки, метание, лазание, акробатические упражнения и др. Наблюдение ведется за одним учеником.

Сумма времени, затрачиваемая учащимися на выполнение упражнений в уроке или отдельных его частях определяет двигательную или абсолютную плотность (АП) в минутах (в процентном отношении) ко времени всего урока.

Слушание учителя (объяснение), наблюдение (показ) за выполнением упражнений. Все объяснения, указания, исправление ошибок занимающихся, показ упражнений учителем, пояснительные наблюдения за выполнением упражнений фиксируются в специальной графе протокола учета данных хронометража. Следует постоянно следить за деятельностью педагога на уроке и своевременно отмечать его руководство учебным процессом. Команды и краткие указания (реплики), занимающие менее 5 секунд времени, фиксации могут не подлежать.

Отдых, ожидание школьником выполнения очередного задания. В данной графе хронометража отражается время ожидания школьником очередного выполнения задания педагога, кратковременный отдых, предоставленный ученикам с целью регулирования физиологической нагрузки.

Перестроения, подготовка мест для занятий, уборка оборудования, инвентаря. Построения и переход к смене снаряда или вида упражнения, подготовка к игре (разбивка на команды), ходьба, проводимая с целью построения по отделениям к основной части урока, различные перестроения, связанные с организационными моментами урока, подготовка и разметка мест занятий, установка и уборка оборудования, укладка матов, раздача и сбор мелкого инвентаря и другое время, затрачиваемое на подготовку к выполнению упражнений и организацию урока, должно быть записано в седьмой графе протокола и учтено при анализе плотности урока.

Простой по вине учителя. К этому виду учета времени относят: опоздание класса к началу урока, приведение в порядок неисправного оборудования, поиски инвентаря, т. е. все то, что может быть устранено в результате заранее продуманных действий педагога.

ТЕХНИКА ВЕДЕНИЯ ХРОНОМЕТРАЖА

Точный учет времени деятельности педагога и ученика на уроке определяется по скользящей стрелке секундомера. Секундомер пускается хронометристом со звонком на урок и останавливается после выхода школьников из зала (с площадки).

Временные показатели наблюдений фиксируются в соответствующих графах протокола учета данных хронометража по следующей форме:

протокол

хронометрирования урока физической культуры

— Урок провел

— Класс

— Школа

— Количество учащихся по списку

— Присутствовало на уроке

маль. —                 дев, —

— Количество отделений

— Фамилия, имя наблюдаемого ученика

— Дата

— Место проведения

— Время начала урока

— № урока по расписанию

— Четверть

— № урока с начала четверти

— с начала учебного года

— Тип урока

— Фамилия хронометриста

Задачи урока

1.

2.

3.

Общее время, затраченное на урок (или его часть), принимается за 100 %. Относительно этого и рассчитываются процентные величины. Так, в нашем примере общее время на выполнение учащимися упражнений в первой части урока равно 7,5 минуты. Общая продолжительность части урока — 12,5 минуты (13,5 минуты общее время первой части урока минус 1 минута простоя, непроизводительного времени). Составляя пропорцию, определяют процентную величину ко времени первой части урока:

7,5 — X, 12,5 — 100 %                            Х=7,5х100/12,5=60,0%

Кроме абсолютной плотности урока, вычисляют общую плотность урока (ОП). Общую плотность урока физической культуры составляет сумма времени, затраченного на: а) выполнение учащимися упражнений; б) объяснение, показ упражнений учителем; в) перестроение, подготовку и уборку мест для занятий. Общая плотность всего урока также выражается во времени и в процентах. Вычисляют в процентах отдых — ожидание (О-О) и простой (П).

Примечание. Время окончания I части урока — 13′ 30″ (см. табл. 1) минус 1 0″ — опоздание школьников в физкультурный зал. Итого 13′ 30″- 1 0″ = 12,5 минут продолжительность первой части урока.

Таблица 1

 

 

 

 

 

 

 

Части урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание и виды деятельности педагога и учащихся

 

 

 

 

 Время окончания деятельности секундомера

 

Слушание, объяснение учителем, показ упражнения Наблюдаемые компоненты урока
 Выполнение упражнения Отдых, ожидание очередного задания Перестроения, подготовка мест занятий, оборудования инвентаря Простой по вине учителя Примечание
1

 

Приход класса в

спортивный зал

1′ 00″

 

1′ 00″

 

12,5′ Построение, рапорт 2′ 20″ 1’20»
Сообщение задач

урока

3′ 15″

 

55″

 

Ходьба (совершен-

ствование)

6′ 15″

 

3′

 

Бег в среднем темпе 6’50» 35″ 30″
Ходьба успокаивающая 7’20» 1′ 15″
Построение в колон-

ну «по четыре»

8′ 35″

 

Объяснение

1-го упражнения

9′ 20″

 

45″

 

Выполнение

1-го упражнения

9′ 55″

 

35″

 

Объяснение 2-го ур.ражнения 10′ 15″ 20″
Выполнение 2-го упражнения 11′ 00″ 45″
Объяснение 3-го упражнения 11′ 20″ 20″
Выполнение 3-го упражнения 11′ 45″ 25″
Объяснение 4-го упражнения 12′ 20″ 35″
Выполнение 4-го упражнения 12′ 50″ 30″
Объяснение 5-го упражнения 13′ 05″ 15″
Выполнение 5-го упражнения 13′ 30″ 25″
АП = 60,0 % 3,2′ 7,5′ 1,8′ 1,0′

Условные обозначения: минута — ‘, секунда — «.

Результаты хронометрирования в обработанном виде, с графическим изображением показателей протокола и, в случае необходимости, с письменным анализом демонстрируются на методическом объединении учителей физической культуры, районном (городском) совещании, конференции, семинаре.

Графическое изображение плотности урока применяется с целью придания большей наглядности полученным данным. Для этого используется миллиметровая бумага, на которой различным цветом, соблюдая масштаб, изображаются показатели отдельных видов учета хронометража. Полученные результаты можно выразить в виде графика, сравниваемых геометрических фигур (например, четырехугольников, кругов) или в другой форме.

Учитель должен стремиться к максимальному использованию времени на уроке, к более рациональной затрате его на решение педагогических задач. В связи с этим подготовка учащихся к уроку (переодевание в физкультурный костюм) должна осуществляться заблаговременно и не проходить за счет времени первой части урока. Нужно отказаться от переклички на уроке и отме­чать отсутствующих по заявлению дежурного, старосты или физорга класса. Иногда рапорт принимает учитель при построении в классной комнате, после чего организованно приводит учащихся к месту занятий. Школьники переодеваются в форму непосредственно в классе. Для быстрого построения учащихся к выполнению общеразвивающих упражнений можно использовать ориентиры.

В подготовительную часть урока рекомендуется включать больше знакомых упражнений, постепенно заменяя их новыми. В основной части урока следует избегать непродуманных и длительных перестроений и пауз, связанных с подготовкой и уборкой мест для занятий, и особенно ожидания выполнения очередного задания, максимально сокращая время на смену видов упражнений. Количество занимающихся в одной подгруппе не должно превышать 6- человек при наличии четырех-пяти отделений.

Большую помощь учителю могут оказать специально подготовленные групповоды (руководители отделений) из числа дисциплинированных и хорошо успевающих по физкультуре школьников. Однако не следует забывать, что даже отличный групповод не сможет заменить учителя, имеющего специальную подготовку и образование. В связи с этим обучение новому материалу должен обязательно осуществлять педагог. Групповоду же вменяется в обязанность закрепление изученного, контроль за дисциплиной, очередностью выполнения упражнений. Желательно через определенные промежутки времени проводить замену групповодов, предоставляя возможность многим школьникам приобретать инструкторские знания и умения. Освобожденных от урока школьников надо привлекать в качестве судьи, раздатчика мелкого инвентаря, разметчика зала, площадки.

С целью повышения плотности основной части урока необходимо применять попарную или групповую форму выполнения учащимися упражнений, например, подтягивание проводить не на перекладине, а на комбинированном гимнастическом снаряде, где одновременно могут упражняться 6-8-10 человек. Следует широко использовать поточную работу занимающихся и фронтальный метод организации обучения. Нужно стремиться к такой организации занятий, при которой учитель объясняет и показывает упражнение всей группе (классу), быстро просматривает два-три человека, а затем предлагает выполнить задание всему отделению одновременно (например, прыжки в длину, метания, акробатические и другие упражнения).

Для увеличения АП нужно обеспечить школьников достаточным количеством оборудования и инвентаря. Для экономии времени в уроке на выполнение физических упражнений и эффективного развития двигательных качеств рекомендуется применять круговое выполнение упражнений типа круговой тренировки (Гуревич И. А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. Минск, 1985.

Важным фактором повышения плотности урока является укрепление дисциплины, воспитание у школьников, начиная с первого класса, сознательности, ответственности, умения слушать групповода, помогать товарищам.

Заключительная часть урока совершенно необходима в педагогическом отношении. Учащиеся должны организованно покинуть зал (площадку, школьный стадион) в относительно спокойном состоянии, с уравновешенным дыханием и пульсом. Сбережение времени за счет сокращения заключительной части недопустимо и является грубым нарушением педагогического процесса.

Плотность урока не является постоянной. Она изменяется в зависимости от задач занятия. Так, например, меньшая плотность будет характерна для уроков изучения нового материала в связи с тем, что учитель значительное время затрачивает на объяснение и показ изучаемых учащимися упражнений. Незначительна моторная плотность на учетных (проверочных) уроках, так как учителю необходимо просмотреть и оценить умения большого числа учеников. Регулирование нагрузки на уроке имеет большое значение и влияет на повышение или понижение плотности урока. Нагрузка регулируется специальными приемами. Основными из них являются: определение числа повторений или времени выполнения упражнений, регулирование темпа движений, изменение веса инвентаря (мяч, обруч, гимнастическая палка, гантель), регулирование дистанции бега, ходьбы, показателей высоты или ширины преодоления препятствий, усложнение или упрощение исходных или заключительных положений при выполнении общеразвивающих упражнений, уменьшение или увеличение пауз между выполнением отдельных упражнений, рациональное использование возможностей оборудования и инвентаря, имеющихся в распоряжении учителя (например, дублирование канатов для лазания на уроке увеличивает число подходов, а следовательно, и общую нагрузку на ученика), изменение эмоционального состояния учеников (бег в одиночку или и в паре, на время, на одно и то же расстояние различно влияет на занимающихся). При этом учитель должен уметь по внешним признакам определить степень утомления учащихся (по Зотову В. А., переработано, табл. 2).

Таблица 2

Признаки утомления Небольшое Значительное Резкое
Окраска кожи лица Небольшое покраснение Значительное покраснение Резкое покраснение (иногда синюшность покровов)
Потливость Небольшая Большая Очень сильная
Дыхание Учащенное Переход к дыханию через рот Непрерывное, учащенное дыхание через рот
Внимание Хорошее Неточность выполнения команд и указаний Замедленное выполнение команд. Воспринимаются только громкие команды

Только творческий подход учителя к своей работе, тщательная и всесторонняя подготовка к уроку, постоянное стремление к повышению педагогического мастерства (а впоследствии приобретение педагогического искусства), неуклонное выполнение всех требований урока обеспечат возможность более рационального его проведения, что в итоге даст большой педагогический эффект.

ПУЛЬСОМЕТРИЯ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Пульсометрия урока физической культуры (или его частей) помогает учителю выявить соответствие нагрузки возрасту и подготовленности учащихся, содержанию и условиям проведения занятия. Она поможет оценить приемы регулирования нагрузки и их эффективность.

Являясь приближенным показателем физиологической нагрузки (определяется реакция на нагрузку одного ученика), данные пульсометрии, несомненно, способствуют более высококачественному проведению занятий и, в сочетании с методическим анализом урока и результатами хронометража, содействуют улучшению всего учебного процесса.

Техника получения данных пульсометрии. Наблюдения прово­дятся на одном из занимающихся. С этой целью следует выбрать наиболее дисциплинированного, исполнительного и активного ученика. Показатели пульса до урока должны быть обязательно в норме и соответствовать возрастным особенностям школьников. Результаты проб (подсчет количества пульсовых ударов) фиксируются в протоколе учета пульсовых данных. Продолжительность одной пробы равна 10 секундам. Каждая очередная проба берется общепринятым способом на левой руке тотчас же после выполнения упражнения (табл. 30).

Приводим протокол учета пульсовых данных урока физической культуры.

протокол

учета пульсовых данных урока физической культуры

— Урок провел                                              — Место проведения

— Класс                                                          — № урока по расписанию

— Школа                                                         — № урока с начала четверти

— Фамилия, имя наблюдаемого ученика   — Время начала урока

— Количество учащихся по списку              — Тип урока

— Присутствовало на уроке

маль. —                  дев. —                                               ЗАДАЧИ УРОКА

— Количество отделений                                           1.

— Фамилия, и., о. пульсометриста                            2.

                                                                                     3.

Обработка протокола учета данных пульсометрии состоит из подсчета количества ударов пульса в одну минуту и вычисления процентной величины к его показателю в спокойном состоянии.

Таблица 3

№ п/п

 

 

Время измерения Пульс Характер физических упражнений

 

в 10 сек. в 1 мин %
до занятий 14 84 0 В спокойном состоянии
1 5 16 96 14,2 Ходьба на носках и на полной ступне
2 7 17 102 21,4 Упражнение на подтягивание
3 9 20 120 42,8 Наклоны в стороны
4 10 20 120 42,8 Приседания в среднем темпе
5 11 21 126 50,0 Наклоны вперед

В нашем примере исходная величина пульса равна 84 ударам в минуту, что в расчетах принимается за 100 %. Так, в пятом

измерении на одиннадцатой минуте показатель пульса за 10 секунд равен 21 и в одну минуту (21 х 6) составляет 126 ударов. Разность пульса в сторону его повышения (126-4) определяется цифрой 42. Составляя пропорцию, получаем изменение пульса в процентах к исходной величине:

84 — 100 %;42 –X;             Х= 42х100/84=50,0%

Для графического изображения кривой пульса может быть использована миллиметровая бумага, на которой строят оси координат. На вертикальной оси откладывается показатель частоты пульса. На горизонтальной -продолжительность всего урока в пятиминутных отрезках времени.

Пользуясь расчетными цифрами из протокола учета пульсовых данных по временному показателю замера пульса и величине его за одну минуту, находят координаты различных точек. Последовательно соединяя точки цветным фломастером, получают истинную кривую пульса ученика на уроке физической культуры.

За день-два до проведения урока можно предварительно наметить, исходя из содержания и дозировки упражнений, возраста и подготовленности учащегося, предполагаемую кривую. Сопоставление предполагаемой и истинной кривой (выполняют на одном листе бумаги разным цветом) способствует развитию умения предварительно оценивать физическую нагрузку на предстоящем уроке.

Всесторонний разбор урока физической культуры в форме методического анализа, хронометража и пульсометрии позволит разносторонне подойти к его характеристике, полнее оценить качество проведения урока, дать обоснованные рекомендации учителю на перспективу.

Записаться на курс

Добавить комментарий