Битюкова Г.А. О чем расскажут Байкала-озера сказки

Битюкова Галина Анатольевна, МБУДО СЮТ г. Ангарск, Иркутская обл.

Скачать сертификат 

Помните чем заканчиваются последние майские дни в школе?

Каждый учитель пытается дать учащимся задание на лето. Учитель литературы вручает неподъемный список для внеклассного чтения. Учитель биологии просит собрать растения для гербария. Учитель иностранного языка просит заняться углубленным изучением предмета в путешествии или языковом лагере. И каждый из нас чего-то хочет. А что мы получаем в результате? …

А ведь все можно сделать иначе.

На последнем уроке предложите ученикам отгадать интерактивный кроссворд. Более младшим этот:
Кроссворд по 1 разделу 2 тома сборника «Байкала-озера сказки»

Более старшим следующий:
Кроссворд по 1 разделу 1 тома сборника «Байкала-озера сказки»

Конечно же учащиеся кроссворд не отгадают. Вручите им «Абонемент душеполезного чтения»

Рисунок 1.

Пригласите детей прочитать Байкала-озера сказки т.1 или Байкала-озера сказки т.2 

А для мотивации прочитайте им введение к сказкам:

Меж высоких гор, в бескрайней тайге раскинулось величайшее в мире озеро Байкал — славное сибирское море.
Неизведанной и загадочной страной была Сибирь в давние времена — дикая, студеная, пустынная. Немногочисленные племена сибирских народностей — буряты, якуты, эвенки, тофалары и другие — кочевали по необъятным сибирским просторам.
Нелегкой была судьба коренных обитателей Сибири. Суровый климат, зависимость от природных условий, незащищенность от болезней, неумение вести натуральное хозяйство, гнет мелких князей, купцов и шаманов — все это формировало особый характер и духовный склад сибирских народностей.
Письменности у народов Сибири не было. Но жажда познания мира, его образного осмысления, жажда созидания неудержимо тянула людей к творчеству. Замечательные поделки из дерева, кости, камня и металла создавали сибирские умельцы. Слагались песни и былины, сказки и легенды, мифы и предания. Эти творения — бесценное наследство сибирских народов. Передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, они несли в себе огромную духовную силу. В них отражалась история народа, его идеалы, его стремление к освобождению от векового гнета, мечта о свободной и радостной жизни, о братстве народов.

Покажите мотивационный (рекламный) видеоролик в зависимости от возраста и времени каникул: Видео №1 или Видео №2. А может смонтируете свой!

Попросите учащихся завести Дневник читателя.

Название сказки Герои сказки Что узнал интересного? Чему научила меня сказка?

Вот несколько страниц из Дневника читателя.

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

Содержание Дневника учитель может изменять в зависимости от раздела и педагогических целей.

А по возвращении учащихся с каникул предложите еще раз отгадать кроссворд.

Затем сказки можно использовать в воспитательных целях и для экологического воспитания.

  1. КАК БЫЛ НАКАЗАН МЕДВЕДЬ о грубости.
  2. ЗАЯЦ-ВРУН о вранье.
  3. ЛИСИЦА И РОСОМАХА о воровстве и взаимопомощи.
  4. СОРОКА-ВОРОВКА
  5. КАК ВНУК ДЕДА СПАС
  6. ЛЕНИВЫЙ ФИЛИН После прочтения, можно на уроке Технологии или на занятиях кружка предложить детям сделать героев сказок из различных материалов в разной технике.

Рисунок 11.

В помощь есть великолепные мультфильмы:

Медвежьи историиТаежная сказка.

Это все для учащихся начальной школы. А что можно предложить для более старших учеников. Можно изучать по сказкам географию.  Предложите детям решить проектную задачу «Семейный портрет» по Легенде об Иркуте. Я предложила решить эту задачу участникам моего мастер-класса «Интерактивный калейдоскоп. Байкал-Чудодей» (там же найдете другие кроссворды по Байкала-озера сказкам, составленные участниками мастер-класса). Взрослые эту задачу решить не смогли. Поэтому, хочу Вам во избежании ошибок предложить решение проектной задачи с пояснениями:

Решение 1-го задания:

Рисунок 5

Решение 2-го задания:

Рисунок 6

Изучая тему «Ветер» можно предложить прочитать сказку «Омулевая бочка».

Рисунок 7

А затем можно поработать со схемой:

Рисунок 8.

Можно с учащимися, прочитав сказку «Ангарские бусы», выполнить проект «Красавица Ангара». Можно исследовать каскад ангарских гидроэлектростанций, можно затронуть проблемы экологии городов на Ангаре и т.д.

Сказки можно использовать на уроках биологии и экологии. Например попросите учащихся прочитать сказку «Как журавли стали небесными оленями». Спросите их о том, что интересного они узнали из жизни птиц. А затем попросите их выполнить упражнение (интерактивное видео) «Журавли из Красной книги Иркутской области».

Сказки можно использовать на уроках информатики и ИЗО. По сказкам можно изучать географические названия. Так в сказке «Хозяин Ольхона»  рассказывается о Шаманской пещере. Предложите ученикам нарисовать «картину маслом» Остров Ольхон в Технике рисования по фотографии, обработанной в программе FastStone Image Viewer.  Можно также посмотреть  Видеоинструкцию.

Рисунок 9

Рисунок 10

Рисовать можно все что угодно: и животных, и растения.

Вся работа по решению задач экологического воспитания должна базироваться на системно-деятельностном подходе. Особое внимание должно уделяться формированию у детей понимания неразрывного единства с окружающим миром и это единство должно стать основой гуманного отношения к природе.
Для того, чтобы усилия педагога по экологическому воспитанию подрастающего поколения были более эффективны, нужно чтобы одновременно работали и голова, и руки.

Подробнее об экологическом воспитании можно прочитать в моем посте «Голова и руки должны работать вместе».

Добавить комментарий