Агеева Е. В. Российская наука и образование на современном этапе

Материалы всероссийской НПК «Наука. Общество. Образование» февраль 2017 г.

Российская наука и образование на современном этапе

Russian science and education at the present stage 

Агеева Екатерина Валентиновна

Ageeva Ekaterina Valentinovna

преподаватель ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»

Прибрежненский аграрный колледж (филиал)

Россия, Республика Крым, г. Саки

 Аннотация. Роль науки в образовании заключается в том, что она охватывает все компоненты образовательного процесса: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы. Модернизация системы образования и ее пути реализации в развитии образования – приоритетные задачи в области науки.

Annotation. The role of science in education lies in the fact that it covers all components of the educational process: objectives, means, results, principles, forms and methods. Modernization of the education system and its ways of implementation in developing education – priorities in the field of science.

Ключевые слова: наука, образование, образовательная система, государство, развитие, качество, модернизация.

Keywords: the science, education, educational system, state, development, quality, modernization.

 

Какое будущее ждет современного человека, который только начинает свой образовательный путь? На этот вопрос можно долго дискутировать. Современное российское образование – это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование [1].

В основу государственной политики Российской Федерации в области образования положены идеи гуманизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации (1993), Законе РФ «Об образовании» (1992). [2] В документах отмечается, что образование должно осуществляться в интересах личности, общества и государства. В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается, что, двигаясь по пути гуманизации общества, можно надеяться, что образование станет высшей потребностью личности и будут созданы благоприятные условия для реализации этой потребности, для развития общей и профессиональной культуры личности.  В качестве ведущих принципов государственной политики в области образования в России закон утверждает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободы развития личности; защиту национальных культур, культурных традиций народов России; общедоступность и др.

Также немаловажным документом в решении этого вопроса является Концепция развития образования РФ до 2020 года. Целью государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. [2] Проанализировав Концепцию по предложениям ее реализации можно сделать вывод, что для позиционирования России как конкурентоспособного государства станет модернизация системы образования.

В основу развития системы образования должны быть положены такие принципы, как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений. [3]

Возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности. Чтобы соответствовать требованиям стремительно меняющегося общества, не оказаться за бортом жизни, человек должен постоянно пополнять, расширять, уточнять багаж своих знаний, повышать общую и профессиональную культуру, развивать свой творческий потенциал.

Воздействие науки на человека непосредственно происходит через образование. То есть «наука – образование – человек». Любое образование тесно связано с такими понятием, как «наука».  Английский теоретик науки Томас Гексли пишет: «Наука есть не что иное, как вышколенный и организованный здравый смысл. По мнению сподвижников Дарвина, от обыденного житейского опыта научный опыт отличается лишь в той степени, в какой старый ветеран – от молодого рекрута: их методы различны столько же, сколько приемы современного воина и первобытного дикаря». [4]

С помощью науки разрабатывается подходящая методология для учащейся молодежи. Наука в существенной мере расширяет кругозор учащихся, ибо все новое в школу приходит через науку. Ученый изучает новый объект, тем самым происходит расширение мировоззрения человека. Формирование научного мировоззрения происходит тоже благодаря системе образования, которая играет существенную роль в формировании личности. Современная цивилизация стремится к тому, чтобы подготовить и использовать огромный потенциал специалистов с высшим образованием. Об этом свидетельствует, тот факт, что «объем научной деятельности, рост научной информации, открытий, число научных работников удваивается в среднем примерно каждые 5-10 лет». [5]

В качестве главных критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных функций:

  1. познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой – познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;
  2. мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, главная цель ее – разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру: ведущую роль в этом деле играет философия;
  3. производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др.;
  4. культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования.

Роль науки в образовании заключается в том, что она охватывает все компоненты образовательного процесса: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы. Основными единицами образовательной матрицы выступают научные смыслы, которые включают личность обучаемого в реальный процесс жизнедеятельности.

«Образовательный процесс выступает в качестве «исходной территории», на которой происходит встреча индивида и науки, а также его подготовка к жизнедеятельности в данном обществе и формирование зрелой личности». [6]

На сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства. Это объясняется динамичностью социально-экономического и духовного развития современного общества.

Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален,  как никогда. Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека.

Список источников

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» № 3266-1 от 10 июля 1992 года (в ред. Федерального закона № 11-ФЗ от 10 января 2003 года).
  2. Концепция развития образования РФ до 2020 г. от 29 декабря 2014 года (№ 2765-р).
  3. Кохановский, В.П. Философия для аспирантов /В.П. Кохановский, Е.В. Золотухина и др. – Ростов-н/Д, 2003.
  4. Кохановский, В.П. Основа философии науки: учебное пособие для аспирантов /В.П. Кохановский (и др.). Изд. 3-е, Ростов-н/Д, 2006, с. 346.
  5. Титов В.А. История педагогики: Конспект лекций. – М.: «Приор-издат», 2003. – 240 с.
  6. Шафранов-Куцев Г.Ф. Социология: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. Тюмень: издательство Тюменского государственного университета, 2004. –332 с.

Добавить комментарий