Лавровский А.В., Рыбалко Н.А. Формирование государственных (муниципальных) заданий и порядок контроля над их выполнением

Материалы всероссийской НПК «Наука. Общество. Образование» февраль 2017 г.

Формирование государственных (муниципальных) заданий и порядок контроля над их выполнением

The formation of the state (municipal) tasks and the order of the control over their implementation

 

Лавровский Александр Владимирович

Lavrovsky Alexander Vladimirovich

Студент ГПА (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ» им. В.И.Вернадского»

к.э.н., доц. Рыбалко Наталья Алексеевна

ГПА (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ» им. В.И.Вернадского»

 

Аннотация. В статье определена суть государственных (муниципальных) заданий, их формирование. Проанализирована динамика расходов государственного бюджета на государственные задания в 2014-2016гг. Охарактеризован порядок контроля за выполнением государственного  задания.

Annotation. The article defines the essence of the state (municipal) tasks, their formation. The dynamics of state budget expenditures on state job in 2014-2016. Described the procedure for monitoring the performance of the state task.

Ключевые слова: задание, бюджет, формирование, перечень гсударственных услуг, финансирование, контроль, потребитель услуги.

Keywords: job, budget, formation, the list gsudarstvenny of services, financing, control, consumer services.

Актуальность. Государственное регулирование имеет очень, важное значение, для развития страны и роста значений социально-экономических показателей. Одним из элементов государственного регулирования является формирование государственных заданий с последующим контролем за их выполнением. Источником финансирования выполнения заданий является бюджет, поэтому контроль за целевым использованием выделенных средств имеет первостепенное значение.

Государственное (муниципальное) задание – это инструмент органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя, который обеспечивает деятельность учреждений. [1]

Требования к государственному (муниципальному) заданию отмечены в статье 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой государственное (муниципальное) задание должно содержать:

— наименование услуги (работы);

— категорию потребителей услуг (работ);

— показатели, которые характеризуют качество и объём оказываемых услуг (работ);

— порядок оказания государственных услуг;

— порядок контроля над исполнением государственного задания;

— требования к отчётности об исполнении государственного задания. [2]

Стоит указать на то, что государственные услуги оказываются определённому физическому или юридическому лицу. Например,  услуги в сфере социальной защиты населения, медико-санитарная помощь, библиотечное обслуживание и пр. А государственные работы предоставляются неопределённому количеству лиц или общества. Например, научно-исследовательские, опытно-конструкторские общества, организация соревнований или выставок и т.д. Все государственные работы выполняются согласно государственному заданию.

Объём задания зависит от планируемых услуг (выполненных работ), от количественных, а также от качественных показателей. Так как без них невозможно дать объективную оценку выполненному заданию.

Формируется государственное (муниципальное) задание для бюджетных и автономных учреждений. При этом порядок расчёта затрат на оказание государственной услуги у них одинаков. Следует подчеркнуть, что формируют государственное задание и финансируют его выполнение – Федеральные органы исполнительной власти, они же учредители, в подчинении которых находится определённое учреждение. [3]

Размер субсидий непосредственно связан с объёмом оказываемых услуг, поэтому  учреждение должно быть заинтересовано и стремиться к качественному и эффективному выполнению этого объёма, для своего развития и финансовой устойчивости.

Итак, учредитель составляет государственное задание при формировании Федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период до 3-х лет. Таким образом, согласно Постановлению Правительства РФ от 6 октября 2016 года №1006 расчёт объёма финансового обеспечения выполнения государственного задания производится на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. [3]

При формировании государственного задания необходимо учитывать все источники финансирования государственных услуг, в том числе и субсидии, поступающие из других бюджетов.

Важно отметить, для кого и кем формируется государственное задание.

  • для органов исполнительной власти – (кем) органами исполнительной власти в соответствии с решением Президента РФ или Правительства РФ;
  • для служб и агентств – (кем) Министерствами, в ведении которых находятся эти службы и агентства;
  • для бюджетных учреждений – (кем) главными распорядителями средств бюджета (ГРСБ), в ведении которых они находятся;
  • для государственных автономных учреждений – (кем) учредителями.

Формирование государственного задания может осуществляться как по одному виду деятельности, так и по нескольким видам государственных услуг.

При составлении перечня государственных услуг (работ), рекомендуется распределить бюджетные учреждения по отраслям, а внутри отраслей – по группам, типам, видам и т.п. При этом, для каждой группы устанавливается отдельная государственная услуга, например:

— для библиотек – библиотечное обслуживание;

— для музеев – обеспечение возможности доступа к культурным ценностям;

— для поликлиник – оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи и т.д.

Перечни государственных услуг (работ) до утверждения проходят несколько этапов рассмотрения и обсуждения на совещаниях в Аппарате Правительства РФ и Минфине России. Они должны содержать не только наименование услуги (работы), но и ряд показателей, характеризующих процесс и результаты оказания каждой услуги. При этом одна и та же услуга, оказанная в разных регионах, формируется по-разному. В связи с этим был создан единый перечень услуг (работ). [4]

Различают два вида перечней – базовый (отраслевой) и ведомственный, включающий основные виды деятельности.  С 1 января 2016 г. вступила в силу статья 69.2 часть 3.1, согласно которой  ведомственные перечни формируются на основании базовых перечней и утверждаются Федеральными органами Исполнительной власти. Ведомственные перечни должны формироваться на основании базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ.

На настоящий момент утверждены следующие базовые перечни:

— сфера здравоохранения (поликлиники, больницы, санатории и т.п.);

— сфера социального развития, труда и защиты прав потребителей;

— сфера культуры, искусства, архивного дела, историко-культурного наследия, кинематографии;

— сфера образования и науки;

— сфера спорта и физической культуры;

— сфера транспорта.

Таблица 1

Динамика расходов государственного бюджета на государственные задания за период 2014-2016 года

Год 2014 2015 2016
Показатели проект %  к пред. году проект %  к пред. году проект %  к пред. году
Национальная оборона 2011,2 109,0 1883,5 93,7 2074,1 110,1
Жилищно-коммунальное хозяйство 170,3 124,4 143,9 84,5 115,4 80,2
Охрана окружающей среды 22,8 102,7 24,6 105,3 24,1 100,4
Образование 597,4 97,2 544,3 91,1 573,0 105,3
Культура 88,6 97,5 67,5 98,8 90,8 103,8
Здравоохранение 506,6 91,3 466,4 92,1 383,3 82,2
Соц. политика 3901,4 99,3 4008,5 102,7 4197,0 104,7
Физ. культура 41,2 97,4 28,7 69,7 30,4 105.9

 

Следует подчеркнуть, что для потребителей и всех заинтересованных граждан  необходимо обеспечить прозрачность и доступность  информации о перечнях государственных услуг (работ). Утверждённые перечни опубликовывать и размещать в СМИ, в сети Интернет, в справочниках и буклетах, на информационных стендах государственных учреждений.

Бюджетные и автономные учреждения не вправе отказываться от выполнения государственного (муниципального) задания. В противном случае, это является нарушением, влечёт за собой санкции и финансовые последствия. Причины невыполнения государственного задания тщательно оцениваются специальной комиссией, которая выявляет проблемы и принимает окончательное решение.

Государственное задание может быть досрочно прекращено по результатам проверки или при нарушении условий. Для того чтобы во время принять соответствующие меры к руководителю учреждения или откорректировать показатели государственного задания существует контроль над выполнением гос. задания, осуществляемый учредителями и Главным распорядителем бюджетных средств (ГРБС). [4]

Порядок контроля осуществляется:

— путём камеральных проверок, которые проводятся на основании отчётов о выполнении заданий;

— путём выездных проверок, которые проводятся для контроля достоверности информации;

— путём сбора дополнительной информации (опросы, исследования и т.д.).

Минфином России вносятся изменения и дополнения в ряд нормативно-правовых актов, регулирующих формирование и выполнение государственных (муниципальных) заданий. Так, в Положении, утверждённом постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 года №640, были внесены изменения и дополнения от 25.05.2016, 06.10.2016, 04.11.2016.

В 2015 году было внесено уточнение в Постановление №640 относительно корректировки государственного задания. Например, учредитель  в середине года решил уменьшить или увеличить задание, следовательно, он должен оформить новое задание с учётом внесённых изменений. Оно будет с тем же номером, но показатели изменятся. Задание можно будет дополнить новым  показателем, или, наоборот уменьшить. При уменьшении объёма субсидия уменьшится, а при увеличении – увеличится.

Таким образом, по формированию государственных заданий в России  и их финансовому обеспечению, необходимо разработать единые и чёткие требования, а также крайне важно дальнейшее совершенствование законодательства по данной теме. Основная задача учреждения, состоит в том, чтобы выполнить государственное задание в заданном объёме в соответствии со стандартом и при этом желательно с должным качеством, так как на сегодняшний день одним из направлений развития нашей страны рассматривается именно повышение качества государственных услуг.

Более того, уже сейчас некоторыми распорядителями средств федерального бюджета разрабатываются целевые программы, в рамках которых нормативно-правовое обеспечение этих процессов возлагается на органы государственной власти, а оказание государственных услуг в большей степени – на бюджетные учреждения.

Список источников

  1. Акперов И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: курс лекций/ И.Г. Акперов — М.: Финансы и статистика, 2012.-218с.
  2. Алёшин С.М., Нефедов В.П. Анализ исполнения смет и расходов. контроль и ревизия в бюджетных учреждениях: учебное пособие/ С.М. Алёшин — М.: Проспект, 2013. — 400 с.
  3. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (редакция от 28.12.2016)
  4. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебное пособие/ Г.Б. Поляк — М.: Юнити, 2013. — 320 с.
  5. Постановление Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год».
  6. Федеральный закон от 03.11.2015 № 301‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2016 год».

Добавить комментарий