Лубнина Е.В. Кейс-технология как эффективный метод формирования профессиональных и общих компетенций специалистов среднего звена

Материалы всероссийской НПК «Наука. Общество. Образование» февраль 2017 г.

Кейс-технология как эффективный метод   формирования профессиональных и общих компетенций специалистов среднего звена

Keys-tehnologiya as effective method of forming of professional and general competences of specialists of the average link

 

Лубнина Елена Васильевна

Lubnina Elena Vasilevna

К.б.н, преподаватель ГАПОУ ИО «ИТК», г. Иркутск

 

Аннотация.  Обобщен опыт использования кейс-технологии на занятиях по учебной дисциплине «Менеджмент». Показана его эффективность для освоения студентами умений и знаний, формирования профессиональных и общих компетенций по специальности 38.02.04 Коммерция. Разработаны рекомендации по использованию кейс-стади в учебном процессе.

Annotation. Experience of use a case-technology on classes in a subject matter «Management» is generalized. Its efficiency for mastering by students of abilities and knowledge, forming of professional and general competences in 38.02.04 Commerce is shown. Recommendations about use a case-stadi in educational process are developed.

Ключевые слова: образовательный процесс, кейс-технология, менеджмент, умения, знания, профессиональные компетенции.

Keywords: educational process, case technology, management, abilities, knowledge, professional competences.

В свете требований ФГОС СПО, а также новых профессиональных стандартов кардинально изменился подход к подготовке специалистов среднего звена. Целью новых Федеральных образовательных стандартов является формирование профессиональных и общих компетенций, обеспечивающих возможность выполнения выпускником определенного вида профессиональной деятельности и трудовых функций.  В связи с этим  изменились требования к организации учебного процесса, содержанию, средствам и методам обучения. Современный урок  предусматривает использование интерактивных методов и технологий, таких как сотрудничество, личностно-ориентированное и проблемное обучение, а студент становится полноправным участником образовательного процесса. Использование кейс-технологий позволяет вовлекать обучающихся   в коллективную работу, исследовательскую и поисковую деятельность, самостоятельный анализ материала при условии  индивидуальной оценки каждого.

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Он предназначен для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей, навыки групповой работы. [1]

Кейс-технология активно используется для формирования умений и знаний по учебной дисциплине «Менеджмент» у студентов, обучающихся по специальности «Коммерция», направленных на формирование ПК 1.7. Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения, а также общих компетенций. [2]  С этой целью разработан сквозной «кейс предприятия», который дополняется «мини-кейсами» для изучения отдельных аспектов менеджмента, а также заданиями по основным изучаемым темам.

На первом этапе изучения дисциплины, когда студенты знакомятся с историей возникновения, основными понятиями, современными подходами и национальными особенностями менеджмента, в учебном процессе используются видео-кейсы, знакомящие  с опытом деятельности наиболее успешных мировых компаний. С этой целью используются фрагменты из передач «Корпорации монстров» (Ford,Apple, Mikrosoft,Toyota и др.), после просмотра которых организуется коллективная дискуссия. Студентам предлагается ответить, какие факторы позволили компании добиться успеха, какой вклад они внесли в развитие менеджмента, какие управленческие инновации применяют. К сожалению, аналогичный качественный видеоматериал об отечественных компаниях, пригодный для анализа,  найти значительно сложнее.

На следующем этапе изучения, качающемся функций менеджмента, основой для анализа является «Кейс предприятия» дает обширную информацию, касающуюся различных организационных аспектов и основных показателей деятельности организации. Он содержит сведения о виде деятельности и производимых товарах производственно-сбытовой компании, специализирующейся на переработке и реализации даров природы, что актуально экономики региона. На примере этого предприятия студенты развивают умение применять в профессиональной деятельности методы, средства и приемы менеджмента; делового и управленческого общения; учитывать особенности менеджмента в профессиональной деятельности. Используя материал кейса на практических занятиях, студенты самостоятельно разыскивают необходимую для выполнения заданий информацию заданий информацию, разрабатывают миссию и ставят цели организации, анализируют внешнюю и внутреннюю среду предприятия, оптимизируют  организационную структуру и распределяют должностные обязанности между подразделениями и сотрудниками, что направлено на формирование умения планировать и организовывать работу подразделения, предусмотренного ФГОС.

Изучая психологические аспекты менеджмента, студенты используют мини-кейсы – ситуационные задачи на принятие управленческих решений, трансактный анализ, а также разрешение конфликтов. Анализ кейсов на учебных занятиях, как правило, проводится в парах или небольших группах, что позволяет студентам развивать умение  работать в команде. Предполагается, что в бизнесе не существует однозначно правильных решений. Суть обучения методом case-study состоит в том, что каждый предлагает варианты, исходя из имеющихся у него знаний, практического опыта и интуиции. Результаты анализа презентуются, аргументируются и обсуждаются в процессе групповой дискуссии, способствующей развитию логического мышления, навыков устной речи.  Метод case-study — инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы. Применение современных дистанционных образовательных технологий (в частности программы «MOODLE»), позволяет использовать кейс-технологию для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов. «Кейс предприятия», дополненный домашними заданиями, служит основой  для углубления знаний и умений по дисциплине, развития навыков самостоятельной работы.

На этапе промежуточной аттестации студенты создают собственный проект «Фирма моей мечты» в форме мультимедиа-кейса  виртуальной компании с последующей публичной защитой. Это позволяет продемонстрировать освоенные ими умения и знания, а также оценить формирование общих компетенций (ОК), необходимых в будущей профессиональной деятельности.

Следует отметить, что использование кейс-технологии на уроках менеджмента способствует формированию профессиональной компетентности специалиста не только благодаря освоению умений и знаний, но и формированию общих компетенций: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;  ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; ОК 10. Логически верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь.

Признанными достоинствами кейс-технологии является актуальность решаемых проблем и профессиональных задач, реализм ситуаций, формирование у студентов навыков целеполагания, поиска профессионально-значимой информации, нахождения оптимального решения, формулировки выводов, изложения точки зрения, критического оценивания собственного и чужого мнения.

Таким образом, использование кейс-технологии  позволяет модифицировать современный урок в соответствии с требованиями ФГОС, а также повышает мотивацию к учебной деятельности посредством включения студентов в активную исследовательскую и поисковую деятельность. Метод case-study необходимо шире внедрять в программы подготовки специалистов среднего звена по современным рыночным специальностям, таким как менеджмент, коммерция, экономика т.п. Его применение должно быть методически обосновано и обеспечено как на уровне организации учебного процесса по образовательной программе в целом, так и на уровне планирования его отдельным преподавателем.

Список источников

  1. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения // http: //www.evolkov.net/ case/case.study.html.
  2. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от15 мая 2014 г. «Об утверждении федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02. 04 Коммерция (по отраслям)» (Зарегистрировано в Минюсте России 25 июня 2014 г. № 32855) // Консультант Плюс.

Добавить комментарий