Мурзина И.В. Проблема трудоустройства современной молодежи (на примере выпускников Иркутской области)

Материалы всероссийской НПК «Наука. Общество. Образование» февраль 2017 г.

Проблема трудоустройства современной молодежи (на примере выпускников Иркутской области)

The problem of employment for modern youth (for example, graduates of irkutsk region)

 

Мурзина Ирина Владимировна

Murzina Irina Vladimirovna

Студентка ВСФ ФГБОУВО,  г. Иркутск

 

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема трудоустройства выпускников учебных заведений. Перечислены основные причины проблемы, указаны возможные пути решения.

 

Ключевые слова: Образование, выпускники, работа, труд, субьект, проблема, учебные заведения.

Keywords: Education, graduates, job, work, subject, problem, educational institutions.

Образование получили — что делать дальше? Способны ли сами выпускники решить проблему трудоустройства? Поиск работы, как правило задача не из легких. В настоящее время написано огромное количество публикаций на тему труда и занятости молодежи в современном обществе, в большинстве рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются выпускники на первом месте работы. Пролистав множество книг, научных статей и публикаций я решила провести собственное исследование данного вопроса, так как сама скоро буду являться выпускником, и меня волнуют мои будущие перспективы.

Проблема трудоустройства выпускников высших учебных заведений — одна из самых серьезных молодежных проблем в современных условиях. Молодым специалистам после окончания вуза неизбежно приходится сталкиваться с различными сложностями на рынке труда. Если раньше во времена СССР выпускник ВУЗа мог не задумываться по поводу своего дальнейшего трудоустройства, получая путевку по результатам распределения, то для современного выпускника закончить ВУЗ еще не значит получить гарантированное место работы.

В настоящее время ситуация с кадровым составом во многих отраслях производства, сфере услуг, да и в образовании приобрела критический характер. Работники с большим стажем покидают рабочие места в связи с возрастом, а необходимого притока молодежи не наблюдается. Многие выпускники вузов работают не по специальности.

Трудоустройство после окончания вуза, поиск работы, планирование своей профессиональной карьеры — вот те проблемы, с которыми приходится сталкиваться выпускникам высших учебных заведений. Получив профессию, они не всегда могут реализовать свой потенциал в той или иной сфере, так как не умеют самостоятельно искать работу и проводить переговоры, планировать свой профессиональный путь.

Основными причинами, сдерживающими эффективное трудоустройство выпускников учреждений высшего профессионального образования, являются:

— кадровая политика большинства российских организаций, ориентированная в основном на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие;

— отсутствие у большинства выпускников необходимых навыков самоопределения на рынке труда, развития трудовой карьеры, ведения переговоров с работодателями по вопросам трудоустройства;

— неадекватная самооценка выпускниками своей профессиональной квалификации. Основной причиной отказа молодым специалистам в работе (71%) работодатели указывают «завышенные зарплатные ожидания».

Мой опрос показал, что 51% опрошенных согласны на зарплату в 25-30 тысяч рублей, что находится в диапазоне средней заработной платы по стране равной 27 250 рублей, озвученной Президентом РФ на «Прямой линии» от 14.04.2016 года. 4% опрашиваемых согласны работать за заработную плату, находящуюся на пороге прожиточного минимума, который для трудоспособного населения в Иркутской области составляет– 10 753 руб. Зарплатные ожидания 16% находятся где-то между прожиточным минимумом и средней заработной платой по стране. 25% опрашиваемых согласно на минимальную зарплату в размере 40 тысяч рублей. Иркутская область находится на 13 месте, средняя сумма выплат выпускникам равна 33 873 рублей, а средний возраст составляет 27 лет.

Кроме того, необходимо учитывать и такие факторы:

— на рынке труда появились востребованные профессии, которые отсутствуют в федеральном перечне профессий;

— профессиональные и квалификационные требования работодателей по многим профессиям вышли за рамки образовательных стандартов;

—    помимо профессионально-квалификационных требований работодатели на первое место стали выдвигать требования к личностным качествам работников, не входящим в перечень обязательных умений и навыков.

Успешное трудоустройство требует иметь только качественное образование, а также необходимые практические навыки общения с работодателями, знание психологических аспектов интервьюирования и правил написания резюме, владение информацией о состоянии современного рынка труда, знание технологий поиска места работы.

Молодые специалисты – это будущее России. Именно они должны быть востребованы на рынке труда. Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда обусловливается рядом обстоятельств. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, они — будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие нашего государства. Молодежь уже сегодня во многом определяет политическую, экономическую и социальную структуру общества. Вместе с тем она является одной из особо уязвимых групп в нашей стране.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс рассматривал молодое поколение как наследующее и продолжающее традиции старшего поколения. По их мнению, молодежь с одной стороны продолжает унаследованную деятельность, а с другой стороны благодаря трудовой деятельности видоизменяет старые условия.  [1]  В. Т. Лисовский одним из первых выдвинул определение молодежи в 1968 году: «это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образование, профессиональные, культурные и другие социальные функции». [2]

В Федеральном законе «О молодежи» сказано, что молодежью являются лица, проживающие на территории Российской Федерации физические лица (граждане Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации так же иностранные граждане и лица без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет. [3] По данным Росстата в июне 2016г., по итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости, в численности рабочей силы 72,7 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,2 млн. человек — как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). Среди безработных (по методологии МОТ) доля женщин в июне 2016г. составила 48,5%, городских жителей — 66,9%, молодежи до 25 лет — 23,7%, лиц, не имеющих опыта трудовой деятельности — 26,0%.

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности рабочей силы) в июне 2016г. составил 5,4% (без исключения сезонного фактора). (в соответствии с методологией Международной Организации Труда). В Иркутской области уровень безработицы составил 8,5 % от численности рабочей силы равной 1251 тысяч человек. [4]

Минобрнауки России провело второй мониторинг трудоустройства выпускников вузов, проанализировав данные по трудоустройству и средней заработной плате выпускников вузов 2014 года по итогам их трудоустройства в 2015 году, предоставленные Пенсионным фондом Российской Федерации, Рособрнадзором и образовательными организациями. В ходе мониторинга были обработаны данные о более 1 млн. 172 тысячах выпускников. Согласно результатам мониторинга, самый высокий процент трудоустройства (от 80 до 90%) у выпускников, окончивших инженерные и медицинские направления подготовки. Среди ведущих специальностей и направлений по данному показателю – ядерная энергетика и технологии, сестринское дело, фармация, электро- и теплоэнергетика, химические технологии. Хуже всего трудоустраиваются выпускники с юридическим и экономическим образованием: почти 40% юристов и около 20% тех, кто обучался по направлению экономика и управление, не находят себя на рынке труда в первый год после выпуска.

Одна из наиболее важных проблем в трудоустройстве выпускников с юридическим образованием это низкое качество образования, получаемого студентами не только высших учебных заведений, но и средне профессионального образования. По данным исследований, в нашей стране по направлению юриспруденция обучают не только классические и профилирующие ВУЗы, но и педагогические, технические. Фактически, около 25% студентов страны обучаются на юридических специальностях. Премьер-министр России Дмитрий Анатольевич Медведев в рамках совещания кабинета министров подчеркнул, что эти «юристы <…> разного качества, не говоря уже о том, <…> что наше государство в таком количестве людей на этих специальностях не нуждается».

Один из аспектов этой проблемы- это недостаточная ориентация юридического образования на практику. Под этим подразумевается и неготовность выпускников к юридической работе, и несоответствие уровня их подготовки запросам работодателей.

Среди пробелов юридического образования, также вызывающих серьезную обеспокоенность — невнимание к вопросам профессиональной этики. Именно она имеется в виду, когда идет речь о готовности выпускников включаться в коррупционные схемы, об отсутствии у молодых юристов правового сознания, о непонимании нравственных основ профессии и пр.

Проблема трудоустройства молодых специалистов многогранна и актуальна, а также подразумевает изучение различных аспектов функционирования институтов образования, семьи, занятости, профессии. На данном этапе пока отсутствует подготовка специалистов для оказания качественных профориентационных услуг молодежи с учетом специфики образовательного учреждения: школы, детские дома, школы-интернаты, профессиональные учебные заведения разного уровня подготовки. Это обстоятельство напрямую связано с эффективностью всей социальной политики, которая определяет развитие человеческих ресурсов, человеческого потенциала через образование и профессию наряду с обеспечением продолжительной и достойной жизни. С этих позиций образование предстает институтом социальной интеграции индивида, основой его социального самочувствия, реальных шансов постоянного выбора.

При выходе на рынок труда в отсутствие адаптивности у молодых выпускников преобладают наивные ожидания от будущей трудовой деятельности и профессиональной карьеры. Позже при встрече с рыночной ситуацией социальные ожидания не оправдываются и приводят к разочарованию, тревожным и депрессивным психологическим состояниям. В итоге столкновение с трудовой реальностью провоцирует переориентацию либо деградацию базовой системы ценностей. [5]

Таким образом, сложившаяся ситуация на российском молодежном рынке труда является достаточно напряженной. Проблемы занятости молодежи во многом связаны с объективными процессами — сокращением рождаемости, ухудшением физического и психического состояния здоровья, снижением уровня жизни населения и влиянием социально-экономических факторов на образ жизни молодого человека. Трудовая социализация молодежи происходит в условиях противоречивых и неоднозначных структурных изменений в политической, экономической, социальной и духовной сферах. А поскольку молодежный контингент крайне неоднороден по возрасту, образовательному и профессиональному уровню, каждый нуждается в особом подходе к решению проблемы занятости.

Список источников

  1. Головатый Н. Ф. Социология молодежи: Курс лекций [Электронный ресурс]. — Киев, 1999. — 170с. URL: www.socioline.ru.
  2. Лисовский В. Т. Социология молодежи [Электронный ресурс] — Санкт Петербург, 1996 год, 362с. — URL: http://www.kodges.ru/nauka/history/127620-sociologiya-molodezhi.html
  3. Исследовано в России [Электронный ресурс]: «Гарант» — информационно-правовой портал. — URL: http://www.garant.ru.
  4. Исследовано в России [Электронный ресурс]: Федеральная служба государственной статистика Росстат «Занятость и безработица в Российской Федерации в июле 2015г. (по итогам обследования населения по проблемам занятости). –URL: http://www.gks.ru.
  5. Гарифуллина, А. Ф. Государственная политика в области трудоустройства молодежи [Текст] / А. Ф. Гарифуллина, А. А. Бахтигареева // Экономика и социум: Институт управления и социально-экономического развития — Саратов, — 2014. — № 1-1(10), – С. 392-393.

Добавить комментарий