Петрова Е.В. Развитие движений рук и ручной умелости в процессе обучения дошкольников аппликации

Материалы всероссийской НПК «Наука. Общество. Образование» февраль 2017 г.

Развитие движений рук и ручной умелости в процессе обучения дошкольников аппликации

Development of hand movements and hand skills in teaching preschoolers appliques

Петрова Елена Викторовна

Petrova Elena Viktorovna

Воспитатель  МБДОУ г. Иркутска  детский сад № 133

 

Аннотация. В статье приведен опыт работы педагога с детьми среднего дошкольного возраста по развитию движений рук в процессе обучения аппликации. На основе приведенного анализа определены направления работы с детьми.

Annotation. The article presents the experience of the teacher with children of middle preschool age on development of hand movements in the learning process of an application. Based on the analysis of the directions of work with children.

Ключевые слова: дети, обучение, моторика, аппликация, умелость, рука, развитие, речь, деятельность, игра.

Keywords: children, learning, motor skills, application, skill, hand, development, speech, activities, game.

Почему же так важно развитие движений рук и ручной умелости у дошкольников?

В дошкольном возрасте происходят глубокие изменения в моторике ребёнка. Кант писал «Рука — вышедший наружу мозг». Что он хотел этим сказать? А именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или не осознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев.

Учёные исследователи (Вайнерман  С.М.,  Большев А.С.,  Силкин Ю.Р., Рыжова Т.Н. и др.), изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. [1]

Если пальцы развиты недостаточно, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Формирование речевых областей мозга совершенствуется под влиянием импульсов от пальцев рук. Стимулировать речевое развитие рекомендуется путём активных движений пальцев.

В будущем, для успешного овладения школьными навыками, ребёнку необходимо иметь хорошо развитую моторику руки, так как,  большая нагрузка на руку в школе может вызвать и чувство усталости, и напряжение, и нарушения при формировании почерка. Овладение ребёнком сложными видами двигательных умений создаст необходимые условия не только для процесса школьного обучения, но и для трудовой деятельности. [1]

Для развития движений рук и ручной умелости у детей среднего дошкольного возраста я использую разные виды деятельности. Основной формой работы являются занятия по изодеятельности (рисование, лепка, аппликация). В процессе изодеятельности дети усваивают целый ряд навыков и умений, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Поэтому занятия изодеятельности в детском саду являются эффективным средством для формирования мелких движений пальцев рук. Почему я решила заострить своё внимание на занятиях аппликацией. Я считаю, что эти занятия не только интересны, увлекательны, но и крайне полезны. Дошкольный этап развития мышления называют наглядно- или предметно-действенным, «ручным» — ведь только манипулируя предметами, ребёнок познаёт их свойства и особенности. Рука «познаёт», а мозг фиксирует ощущения и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными рецепторами в сложные интегрированные образы и представления. Занятия аппликацией формируют целый ряд ручных умений, стимулируют развитие внимания, восприятия, воображения, что является основой для дальнейшего умственного развития ребёнка. Выполняя поделки из различного материала (бумаги, крупы, природного материала, пуговиц, ваты и др), ребёнок достигает хорошего результата развития ручной умелости и мелкой моторики рук. И что особенно важно — подготавливает руку ребёнка к письму. В своей работе с детьми я использую технологии таких авторов, как Л.А.  Парамоновой, И.А. Лыковой,  А.В. Белошистой,  О.Г.Жуковой. [2]

Прежде чем начать работу по данной теме, я провела обследование ручной умелости детей 4-5 лет. В ходе обследования мною были использованы авторские методики:

— «Диагностика ручной умелости» (М.А. Илюк, Г.А. Волкова)

— «Диагностика по аппликации» (А.Н. Малышева,  Н.В. Ермолаева). [3]

По результатам диагностики к высокому уровню были отнесены 13% детей, к среднему уровню 50% детей и к низкому уровню 37% детей.

Таким образом, на основе анализа обследования был сделан вывод, что для полноценного развития ручной умелости у детей дошкольного возраста необходим новый подход, как к организации, так и к содержанию и методам работы с детьми.

Учитывая это, были поставлены  цели и задачи.

Цель: Разработать систему мероприятий по развитию движений рук и ручной умелости у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Разработать систему занятий с использованием разных видов аппликации.
  2. Разработать и систематизировать комплекс игр и упражнений по развитию движений рук и ручной умелости.
  3. Организовать преемственность в работе ДОУ и семьи.

Исходя из поставленной цели и задач, а также опираясь на Основную образовательную программу учреждения и ФГОС ДО, выделила следующие задачи работы с дошкольниками:

  1. Учить детей действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать), помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддаётся преобразованию и имеет свои свойства и качества.
  2. Учить использовать дополнительные материалы — ткань, пуговицы, природный материал (сухие листья, трава семена, плоды).
  3. Учить детей правильно держать ножницы и действовать с ними.
  4. Обогатить содержание аппликации, обеспечив более широкое ознакомление детей с окружающим миром.
  5. Развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок.
  6. Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с различными материалами, стремление выполнять их самостоятельно.
  7. Развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться результату.

Для решения поставленных задач мною был изучен передовой опыт по теме, составлен перспективный план работы с детьми, создана необходимая развивающая среда: подобран и изготовлен ряд дидактических игр и пособий по данной теме.

В своей работе я использую пальчиковые, дидактические игры, строительно-конструктивные игры, графические упражнения, так как эти виды деятельности по своей сущности — проявление детского творчества. [4]

Использование различных технологий очень полезны для развития ручной умелости и мелкой моторики пальцев рук, тактильной чувствительности, а также фантазии, воображения, творческого самовыражения. Используя пальчиковые игры, игровые упражнения (по Марии-Мантессори), игровые ситуации, потешки, стихи, загадки, видно как возрастает у детей интерес к занятиям, проявляется активность. [5]

Была проведена большая работа с родителями. Чтобы расширить их кругозор, систематически в родительский уголок помещаю консультации, благодаря которым они знакомятся с методическими рекомендациями по использованию различных пальчиковых игр, «творческих» игр в домашних условиях. Организовываю для родителей «Мастер-класс», на котором более подробно знакомлю их с той работой, которую провожу с детьми. Родители с огромным интересом и увлечением выполняли аппликации из природного материала и ткани. Также провожу открытые занятия для родителей,  выставки детских работ в группе и в ДОУ, фотовыставки, видеопросмотры повседневной деятельности детей в режимных моментах. Кроме того,  для более углублённой работы по развитию движений рук и ручной умелости в группе организован кружок «Умелые ручки», в котором занимаются дети,  у которых есть проблемы психологического характера (малообщительные, либо наоборот очень активные и подвижные), привлекаются те  дети, у которых есть явные способности и желание проявлять себя в творчестве. Многие детские работы используются как украшения в интерьере группы. Естественно, что это радует и детей и их родителей.

Таким образом, анализируя полученные результаты работы с детьми по этой теме можно сделать следующий вывод: уровень способностей у детей значительно возрос, у детей развился устойчивый интерес к занятиям аппликацией, дети уверенно справляются с предлагаемыми заданиями, работы стали более творческими, более оригинальными.

Мною проводится работа и с педагогами: приглашаю на открытые просмотры занятий, консультирую по всем интересующим их темам, знакомлю с используемой мною литературой, провожу «Мастер-класс» для молодых специалистов, воспитателей, заинтересованных в изодеятельности.  Принимаю активное участие в педсоветах, семинарах ДОУ.

Список источников

  1. Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству // Владос Гуманитарный Издательский центр. — 2001 г.
  2. Парамонова Л.А. Бумажная пластика // Издательский дом «Карапуз». – 2003.
  3. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду // Академия развития – 2002.
  4. Белая А.Е. Пальчиковые игры // Москва, АСТ – 2000.
  5. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют // Развитие мелкой моторики. – 2002.

Добавить комментарий