Преловская А.В. Формы и методы педагогического сотрудничества в образовательной деятельности

Материалы всероссийской НПК «Наука. Общество. Образование» февраль 2017 г.

Формы и методы педагогического сотрудничества в образовательной деятельности

Methods and forms of pedagogical collaboration in educational activity

 

Преловская Анна Викторовна

Prelovskaya Anna Victorovna

к.э.н., преподаватель, ГАПОУ ИТК, г.  Иркутск

 

Аннотация. В статье автор обобщает опыт педагогического сотрудничества в образовательной организации; рассматривает цели, виды, влияние педагогического сотрудничества на учебный процесс; приводит мнения ученых о влиянии данной формы организации занятий на эффективность учебного процесса. Так же излагаются способы, приемы и примеры применения учебного сотрудничества при решении учебных задач.

Annotation. In this article the author summarizes the experience of pedagogical collaboration in the one of the educational institution, observes goals, types, influence of pedagogical collaboration on studying process, shares scientists’ opinions about such form of learning and its effectiveness. Moreover, some ways, examples and methods of learning collaboration on the lessons are used in the article.

Ключевые слова: Педагогическое сотрудничество, формы педагогического сотрудничества, методы педагогического сотрудничества, образовательная деятельность, формы учебного сотрудничества, способы и приемы учебного сотрудничества.

Key words: Pedagogical collaboration, methods of pedagogical collaboration, forms of pedagogical collaboration, educational activity, and forms of learning collaboration, ways and methods of learning collaboration.

Педагогическое взаимодействие — это основа педагогического общения, которое в современной образовательной деятельности реализуется в виде педагогического диалога, для которого важно контактное взаимодействие. Относительно диалога мы называем контактом особенное положение объединения педагога и учеников, которое характеризуется взаимопониманием, сопереживанием и готовностью к взаимодействию. [1]

Среди основных идей педагогики сотрудничества можно выделить такие как учение без принуждения, опережение, свобода выбора, совместная деятельность учителей и учеников, обучение в зоне ближайшего развития, развитие творческих способностей и самоуважение. Педагоги и студенты рассматриваются в учебно-воспитательном процессе педагогики сотрудничества как равноправные партнеры. При этом педагоги выступают в качестве опытных советчиков и наставников, а ученики получают самостоятельность, достаточную для приобретения необходимых знаний и опыта, а также для формирования собственной жизненной позиции. [2]

Понятие «учебное сотрудничество» используется в педагогической психологии как наиболее емкий, деятельностно-ориентированный и общий термин, обозначающий в то же время многостороннее взаимодействие внутри учебной группы и взаимодействие преподавателя с группой. [3]

Сотрудничество обучающегося с разными субъектами учебного процесса характеризуется особенностями его содержания, структуры, что необходимо учитывать при его организации.

Подавляющее большинство исследований, посвященных сравнительной эффективности разных форм организации учебного процесса, свидетельствует о положительном влиянии специально организованного учебного процесса в форме сотрудничества на деятельность его участников. Это выражается, в частности, в том, что в условиях сотрудничества успешнее решаются сложные мыслительные задачи (Г.С. Костюк, В. Янтос), лучше усваивается новый материал (В.А. Кольцова). В работах Х.И. Лийметса, например, было показано активизирующее и мотивирующее влияние групповой работы учеников на повышение уровня их коммуникативных умений. Доказано, что по сравнению с индивидуальной работой по схеме «учитель-ученик» внутригрупповое сотрудничество в решении тех же задач повышает его эффективность не менее, чем на 10%. Исследования показали также неоднозначность решения вопроса однородности (гомогенности) или разнородности (гетерогенности) состава сотрудничающей группы и преимущества организации внутригруппового сотрудничества по диадному, триадному или общегрупповому принципу. Однако, по данным многих исследований, триада продуктивнее диады (Л.В. Путляева, Р.Т. Сверчкова, Я.А. Гольдштейн, Т.К. Цветкова) и общегруппового (7-12 человек) взаимодействия (Я.А. Гольдштейн), хотя коллективообразующие преимущества группы трудно переоценить (Л.А. Карпенко). Но в любом варианте организации сотрудничества оно эффективнее индивидуальной работы. [4]

Динамику форм учебного сотрудничества мы рассматриваем как последовательное движение ученика: от сотрудничества со сверстниками, к сотрудничеству с учителем и далее – к сотрудничеству с самим собой. Умение студента вступать в отношения сотрудничества становится главным условием формирования личности как субъекта учебной деятельности, способного к самообразованию и самовоспитанию.

Учебное сотрудничество коренным образом изменяет роль преподавателя на уроке. Прямое обучение и инструктирование сокращается. Основная задача педагога как координатора состоит в стимулировании и направлении процесса самостоятельного поиска информации учащимися. Педагог, находящийся в позиции координатора обучения создаёт познавательные проблемные ситуации, направляет усилия учеников в определённое русло, сталкивает различные мнения, создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений, выводов.

Полноценное учебное сотрудничество возможно при использовании разнообразных форм его организации, направленно на развитие у учащегося личностных и коммуникативных универсальных учебных действий, на воспитание ученика, способного учить, менять самого себя, на умение общаться, умение сотрудничать, умение решать проблемы, умение осуществлять самоуправление.

Учебное сотрудничество организуется с помощью различных способов, приемов, которые одновременно регламентируют деятельность участников. Наиболее распространенным способом учебного сотрудничества при решении учебных задач является дискуссия, обсуждение, проблемный вопрос.

Теоретический анализ проблемы решения задач в совместной деятельности показывает, что не всякая задача адекватна сотрудничеству: активный диалог и совместное решение возникают в том случае, когда требуется логическое рассуждение, взаимный анализ и взаимная оценка разных точек зрения. Соответственно задача, адекватная учебному сотрудничеству, должна объективно предполагать существование более чем одной точки зрения на содержание и способ ее решения. Проблемные учебные задачи наиболее адекватны сотрудничеству. Такие задачи по критерию доминирования познавательного процесса при их решении являются мыслительно-мнемическими. Они требуют определенного уровня владения теоретическими знаниями и умения применять их в конкретных ситуациях.

Совместное решение задач в условиях учебного сотрудничества предполагает обсуждение участниками подзадач предметно-познавательного, предметно-коммуникативного и предметно-рефлексивного планов (Е.Н. Емельянов, Е.Д. Маргулис). Первые непосредственно связаны с поиском решения предложенной группе задачи, вторые — с организацией общения и совместной деятельности, третьи — с формированием в сознании каждого участника совместной деятельности адекватного представления о том, как его партнеры понимают предмет и условия задачи. Решение задачи, как известно, проходит три последовательных этапа: знакомство с условиями, решение и контроль. При совместном решении задачи в условиях учебного сотрудничества все этапы обладают определенной спецификой по сравнению с индивидуальным решением, однако особую важность приобретает своевременный и эффективный контроль индивидуальных версий. Отсутствие или низкая эффективность его могут сделать работу группы непродуктивной или даже бесполезной (Е.Д. Маргулис).

Основным условием формирования полноценного учебного сотрудничества является процесс планирования и организации учебной деятельности. Деятельность преподавателя должна структурироваться в соответствии с формированием учебной деятельности студента и с учетом уровня развития последнего. При структурировании взаимодействия преподавателю необходимо, во-первых, прогнозировать ситуации учебной деятельности и, во-вторых, разрабатывать специальные задания, отражающие компоненты учебной деятельности. В качестве примера исследователи приводят такие задания [5]: определите собственные цели занятия (его этапа); подумайте, ради чего вы хотите сегодня работать на занятии; определите важность, значимость изучаемого материала; проанализируйте свои мысли, не возникли ли у вас дополнительные предложения по изучению учебного материала; сформулируйте свои учебные задачи (или выберите из предложенных); определите способ решения своей учебной задачи; ответьте себе, удалось ли вам решить свою учебную задачу; определите свои затруднения во время занятия; оцените свою работу (результаты выполнения заданий); поставьте преподавателю вопросы, которые у вас возникли; представьте себя на месте преподавателя: что бы вы предложили для получения ответов на свои вопросы, нерешенные задачи и др.

Преподаватель выбирает и использует систему методов соответственно постав­ленным целям. Поскольку они являются «инструментами прикосновения к лич­ности» (А.С. Макаренко), постольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности воспитанника. Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность решения воспитательных задач зависит от мно­гих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.

В общем контексте предложенной В.Я. Ляудис схемы продуктивной ситуации сотрудничества учителя – студентов В.П. Панюшкин разработал динамику становления их совместной деятельности. Две фазы этого процесса включают шесть форм учебного сотрудничества, меняющихся в процессе становления новой деятельности учащихся. Первая фаза — приобщение к деятельности. Она включает следующие формы:

  1. разделенные между учителем и учащимися действия,
  2. имитируемые действия учащихся,
  3. подражательные действия учащихся. Вторая фаза динамики совместной деятельности — согласование деятельности учащихся с учителем.

В эту фазу входят следующие формы:

  1. саморегулируемые действия учащихся,
  2. самоорганизуемые действия учащихся,
  3. самопобуждаемые действия учащихся. В.П. Панюшкиным прогнозируется третья фаза — партнерство в совершенствовании освоения деятельности. Равнопартнерство в этой модели совместной деятельности учеников и учителя является результатом ее развития и становления. Можно полагать, что чем старше обучаемые, тем быстрее будет пройден путь становления подлинно совместной деятельности и достигнуто равнопартнерское, субъектно-субъектное взаимодействие в образовательном процессе. [6]

Таким образом, можно сделать вывод, что учебное сотрудничество – это  результат  сознательной  целенаправленной  творческой деятельности самого преподавателя,  желания  включиться  в  круг  общения  со студентами не  только  по профессиональному долгу, но и как с заинтересованными партнерами, дополняющими друг друга в стремлении  к обучению.

Список источников

  1. Сластёнин В.А. Педагогика: учеб. Пособие для студентов высших учеб. Заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 576 с
  2. Зимняя И. А. Педагогическая психология [электронный ресурс] http://www.coolreferat.com/Педагогическая_психология_Зимняя_И_А_часть=51 (дата обращения 18.12.16)
  3. Педагогическое взаимодействие [электронный ресурс] http://bibl.tikva.ru/base/ B352/B352Chapter1-4.php (дата обращения 18.12.16)
  4. Цветкова Т. К. Влияние совместной учебной деятельности а процесс решения вербальных задач. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. псих. наук [электронный ресурс] http://www.childpsy.ru/dissertations/id/20025.php (дата обращения 29.12.16)
  5. Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников. – М.: Просвещение, 2011 [электронный ресурс] http://catalog.prosv.ru/item/17211 (дата обращения 28.12.16)
  6. Иванова М.В. Технология сотрудничества как средство формирования активной познавательной деятельности учащихся в начальной школе. Библиотека методических материалов для учителя [электронный ресурс] https://infourok.ru/ (дата обращения 19.12.16)

Добавить комментарий