Пришпетливая О.С. Тестирование — как один из методов проверки знаний и умений учащихся

Материалы всероссийской НПК «Наука. Общество. Образование» февраль 2017 г.

Тестирование — как один из методов проверки знаний и умений учащихся

Testing as one of a method of control of knowledge and skills of students

 

Пришпетливая Оксана Самсоновна

Prishpetlivaya Oksanа Samsonova

Преподаватель-организатор  ОБЖ МБОУ Хадаханская  СОШ

с. Хадахан Иркутской области

 

Аннотация. Статья посвящена особенностям применения тестового контроля  — как одного из методов проверки знаний и умений учащихся. В статье описаны положительные стороны тестового контроля, которые активизируют учебный процесс.

Annotation.  The article is devoted to peculiarities of using of test control as one of the methods of  testing  the knowledge and skills of  the students. The article describes the positive side of the test control, which activates the learning process.

Ключевые слова: тестовый контроль, тестирование, учебный процесс, метод, учащиеся, знания.

Key words: test control, testing, learning process, method, students, knowledge.

Одним из важнейших направлений в работе учителя является умение правильно использовать и планировать время без пустых потерь, научиться отыскивать резерв своего времени в основе анализа своей работы и использовать их для совершенствования методов и форм своей работы. На сегодняшний день  традиционные приемы стали устаревать  и порой не способны обеспечить мотивацию обучению, обратную  эффективную связь и сотрудничество учителя и учащихся. Традиционная система контроля и учета знаний –  на мой взгляд, та «болевая» точка, где недостатки старых методов обучения ощущаются в наибольшей степени.  В школе распространены  следующие методы диагностики учебных достижений, как зачеты и экзамены, устный и письменный опрос, рефераты, контрольные работы. Все они имеют как достоинства, так и недостатки. Опрос прост и универсален, активизирует знание, развивает речь, но не дает нам возможность проверить знания всех. Экзамен позволяет нам определить уровень знаний учащихся в целом, но многие из учащихся испытывают неуверенность и чувство страха и потому порой  не могут реализовать свои возможности. Традиционные методы контроля зачастую  бывают  субъективны, ведь у каждого экзаменатора свои требования: одни ценят оригинальность в суждении, другие – логичность ответа и т.д. Да и критерии оценивания у каждого учителя разные. Чтобы объективно оценить знания учащихся, их необходимо измерить. И наиболее корректным и лучшим методом измерения знаний обучаемых, на мой взгляд, является педагогический тест, который имеет  много положительных сторон:

  1. Во время прохождения тестирования ученик может использовать в знании не 2-3 темы, а гораздо больше;
  2. Объективность – достигается она путем стандартизации процедуры тестирования и проверки работ;
  3. Емкий инструмент контроля – ориентирован на определение уровня сформированности ключевых навыков, понятий, умений;
  4. Все учащиеся находятся в равных условиях, что снижает нервное напряжение.

От других методов контроля тесты отличаются тем, что:

  1. Предлагают стандартизованную, выверенную процедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретацию.
  2. Сокращают временные затраты на проверку знаний.
  3. Практически исключают субъективизм преподавателя, как в прцессе контроля, так и в процессе оценки. [1]

Доступная и полная информация о тестах приведена у Аванесова В.С.[2], Майорова А.Н.[3].

Актуальность этого метода контроля диктуется и введением ЕГЭ в качестве итоговой аттестации выпускников школ. Педагогический опыт использования  мною тестовых заданий является весьма хорошим инструментом, повышающим мотивацию к  изучаемому  предмету, стимулирующим подготовку учащихся к уроку, а также повышающим качество знаний учащихся. Кроме того с появлением компьютерных классов, использование тестов стало эффективнее и удобнее.

Поэтому перспектива на будущее – это компьютерное тестирование, которое во многом увеличивает  преимущества этого вида контроля.

Тестирование обеспечивает одновременность контроля большого количества учащихся, минимальные затраты и усилия на проверку тестовых работ, экономию времени на ответе, дает возможность выявить индивидуальный темп обучения учащихся. Показатели тестов также ориентированы на измерение степени, определения уровня усвоения ключевых понятий, тем  и разделов учебной программы, а не на констатацию наличия у учащихся  определенной совокупности усвоения знаний.

Тесты всех учащихся ставят в равные условия, используя единые критерии оценки. Существенным отличием тестов от контрольных работ является его оснащение, то есть существование жесткой  процедуры проведения, регламентирующей отношения между учителями и учащимися.

Кроме того большинство технических средств контроля рассчитано на применение тестовых заданий с выборочными ответами.

Тестовый контроль обеспечивает равные  условия проверки для всех обучающихся, что повышает объективность проверки знаний. Также этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету. Варианты заданий индивидуальны для каждого, что очень важно для психологически неустойчивых учащихся. Оптимальные тесты содержат 8-12 вопросов при 4-5 выборочных ответах, из которых правильный лишь один.

Но нужно подчеркнуть. Что использование одного лишь тестового контроля может привести к одностороннему развитию учащихся. Поэтому для того чтобы развивать их устную речь, умение давать развернутый ответ, составлять план ответа, приводить доказательства, необходимо сочетать разные формы контроля знаний учащихся.

Успешное и эффективное применение методов тестирования зависит от двух основных факторов. Во-первых, это отсутствие доступа посторонних к данным, содержащим информацию о правильных ответах. И, конечно же, лучше не использовать одни и те же  варианты тестов в различных классах. Во-вторых, это качество самих тестовых заданий. Подобный подход, а также отсутствие учета ряда особенностей при составлении тестовых заданий приводит к ошибкам. Встречаются варианты, которые содержат неоднозначное толкование вопросов и предлагаемых ответов, однотипные или повторяющиеся вопросы, некорректные формулировки. При использовании  контроля в течении ряда лет для оперативной оценки знаний учащихся по ОБЖ были выработаны рекомендации, которые могут служить методикой, используемой при составлении  ответов и вопросов. Суть этих рекомендаций сводится к следующему:

  1. Все ответы к вопросу должны выглядеть правдоподобно, чтобы учащиеся анализировали каждый вариант ответа и выявляли в нем ошибку и неточность;
  2. Стоит привести несколько правильных ответов, каждый из которых, являясь верным, в той или иной степени дополняет остальные правильные ответы;
  3. Вопросы по каждой теме нужно подбирать таким образом, чтобы они полнее охватывали все разделы и позволяли   контролировать как усвоение учащимися теоретических знаний, так и навыки в решении расчетных задач.

Тем глубже и полнее отражается в тестовых заданиях содержание учебной дисциплины, которые соответствуют материалам прочитанных лекций и рекомендуемых учебников, тем увереннее можно судить о содержательной валидности  (что и насколько хорошо тест измеряет), надежности и выборке тестовых заданий, которые и  являются показателями качества теста . [4]

Таким образом, мы видим, что техника составления тестов очень сложна и, конечно же, требует очень глубокой подготовки.

Поэтому я в своей работе для итогового и тематического контроля  использую готовые тесты, которые беру из разных источников, т. к. они разработаны целыми коллективами научных сотрудников, дополняю  их или исправляю в соответствии со своими задачами. Тесты, применяемые мною при опросе или закреплении, я составляю сама.

Начиная работу над данной темой, я ставила перед собой следующие задачи:

  1. Повысить мотивацию учащихся к изучению своего предмета и качество их знаний;
  2. Совершенствовать методы контроля за эффективностью обучения учащихся с целью коррекции пробелов в их знаниях, умениях;
  3. Освободить на уроке время для более полного изучения теоретических  вопросов;
  4. Накопить дидактический материал.

И прежде всего я постаралась разграничить  программный материал на две части – базовый уровень и инвариантную часть. При подготовке к уроку для базовой части  подбираю материал, который повлияет на репродуктивный характер мышления, умение понимать его и использовать в учебной ситуации. Во инвариантной  части предусматривается материал, который предполагает творческий подход к решению поставленных задач и умение использовать материал в измененной обстановке. Таким образом, классифицировав материал, получаю возможность наиболее продуктивнее планировать урок на всех его этапах.

Использование тестового контроля знаний учащихся при проверке знаний позволяет выделить следующие положительные черты:

  1. Повысилась объективность оценки знаний;
  2. Возможность списывания и подсказок уменьшена;
  3. Познавательная активность учащихся при изучении ОБЖ возросла, что обусловлено стимулированием данной методикой самостоятельной работы;
  4. Изменилась и роль учителя, который освободился от «карательных» мер, связанных с проставлением оценок и контролем знаний;
  5. Улучшилась и психологическая атмосфера в классе;
  6. Количество контрольных мероприятий стало больше, что позволяет своевременно осуществить проверку знаний у всей группы учащихся по большинству разделов изучаемого курса.

Необходимость расширения интенсивных форм проверки подтверждается многолетними наблюдениями и опросами самих учащихся, которые позволяют сделать вывод о том, что основательность и регулярность их подготовки к занятиям находятся в прямой зависимости  от наличия и глубины проводимых контрольных мероприятий.

Тестовый контроль в процессе обучения помогает выявлять пробелы, способствует продуктивности работы учащихся, стимулирует их труд, но также присутствуют и методические ограничения, нет возможности выявить динамику учебной работы, диагностировать уровень усвоения знаний.

Тест благотворно влияет на развитие интуиции, логического мышления. [5]

Не менее важным является соотношение теоретических и практических заданий в тесте, а также шрифтовое и цветовое выделение вопроса и ответа. [3]

Я считаю, что только комбинация тестовой формы с традиционными формами контроля дадут объективный результат о знаниях, навыках, умениях, приобретенными учащимися в процессе обучения.

Список источников

  1. Использование тестов в учебном процессе // URL:http//testobr.narod.ru//3.htm
  2. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий.- М.: Адепт,1998.217 с.
  3. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы

образования. — М., Интеллект Центр,2001.296 с.

  1. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие/ М.Б. – М.: Логос,2002.432с.
  2. Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. – СПб.: Образование и культура. 1996.– 304с.

Добавить комментарий