Распутина Л.Б. Взаимодействие с социальными партнерами для освоения профессиональных компетенций в теоретическом обучении СПО

Материалы всероссийской НПК «Наука. Общество. Образование» февраль 2017 г.

Взаимодействие с социальными партнерами для освоения профессиональных компетенций в теоретическом обучении СПО 

The interaction with the social partners to develop professional computer-ACT of competence in theoretical training

 

Распутина Людмила Борисовна

Ludmila B. Rasputin., к.э.н. преподаватель

ГАПОУ ИКЭСТ, г. Ангарск

 

Аннотация.  В статье приводится исследование влияния социального партнерства на освоение профессиональных компетенций в теоретическом обучении студентов средне профессионального образования. Выявлены положительные и отрицательные стороны взаимодействия, а так же разработана программа взаимодействия.

Annotation. The article provides a study of the influence of social partnership in the development of professional competencies in the theoretical training of students of secondary vocational education pro. The positive and negative aspects of inter-action, as well as developed cooperation program.

Ключевые слова: социальное партнерство, профессиональные компетенции, эксперимент, пробный пилотаж, эксперты, профориентация, адаптация.

Keywords: social partnership, professional competence, experi-ments, test piloting, experts, professional orientation, adaptation.

 

В последнее время социальное партнерство получает все более широкое распространение в сфере профессионального образования, которое как в России, так и в целом в мировой практике нацелено на подготовку специалистов качественно нового уровня.

На сегодняшний день  достаточно остро стоит вопрос, насколько способны средние профессиональные  учебные заведения  подготовить новое кадровое обеспечение,  тем более, что работодатель сегодня требует не просто подготовленного специалиста, а выпускника, который готов качественно выполнять производственные задания. При этом сам работодатель пока не считает себя участником образовательного процесса, а позиционирует себя преимущественно потребителем, заказчиком квалифицированных кадров.

Цель данного исследования изучить влияние социальных партнеров на освоение профессиональных компетенций в теоретическом обучении студентов средне профессионального образования.

Гипотеза предполагает, что если социальные партнеры будут принимать участие в теоретическом обучении, то уровень освоения профессиональных компетенций и навыков у обучающихся будет высокий.

Возможности самого образовательного учреждения по формированию профессиональной компетентности ограничены, однако система социального партнерства здесь может выступать важнейшим фактором повышения качества образования (обеспечение новых рабочих мест для производственной практики студентов и трудоустройство выпускников и т.д.). [2]

Для разработки программы взаимодействия социальных партнеров с учебным заведением, был проведен эксперемент-исследование на протяжении теоретического обучения,  в течение трех лет в филиале ИКЭСТ по специальности Туризм (2014-2016 гг.)

Пробным пилотажем были профессиональные модули специальности Туризм.

Во время теоретического обучения студенты, посещая урок-экскурсию,  закрепляли полученные теоретические знания  практическими навыками, тем самым формировали профессиональные компетенции.

При изучении темы: «индустрия туризма» студенты анализировали уровни, структуру и виды гостиниц г.Иркутска (International Hotel Sayen 4*, COURTYARD Marriott 3*, Hotel Sun 3*), предприятий питания г.Иркутск (ресторан Сатори, Сенатор, Ботаник, Тауэр), транспортных предприятий (железнодорожный транспорт, автотранспорт), экскурсионные организации (Байкальский музей самоцветов, экскурсионное бюро, Музей Часов, Музей Рериха, Музей Тальцы), что способствовало  сформировать у студентов модель своей будущей специальности и требований работодателей. И уже быть подготовленными не только профессионально, но и морально к будущей работе по специальности во время производственного обучения или как специалист.    На сегодняшний день прослеживаются противоречия между качеством подготовки специалистов и современными потребностями работодателя и общества. [1]

По оценки экспертов, при исследовании первичной информации  (работодатели индустрии туризма: ООО «Туристическое агентство «Гринвэйс»; ООО «Аркада-Тур» т/б «Китой», ООО «Туристическое агентство «Моривэл»; Бизнес Отель «Сайен», ООО «Туристическое агентство «ТурСервис») качество среднего профессионального образования не всегда соответствует потребностям работодателя и общества, так как образовательные учреждения среднее профессионального образования не в плотную меру сотрудничают в сфере социального партнерства, что влечет отставание от темпов развития современной экономики.

Эксперимент по внедрению взаимодействия социальных партнеров на протяжении теоретического обучения в течении трех лет показал следующие результаты:

  1. студенты участвующие в эксперименте показывают высокие навыки в профессиональных компетенциях. Социальные партнеры взаимодействуют со студентами и приглашают на работу в качестве специалиста. (Студенты третьего курса во время теоретического обучения были приглашены на работу аниматорами на туристическую базу «Китой», «Байкал-Трек», студентка 2 курса во время теоретического обучения была приглашена на работу администратором в ГК  «Крестовая падь»);
  2. студенты имеют профориентацию в специальности, т.к. они ознакомлены с требованиями работодателей к специалисту и при выходе на производственную практику не испытывают эмоциональный и профессиональный дискомфорт;
  3. при сотрудничестве работодателя-социального партнера и педагога,  процесс адаптации студентов к будущей работе по специальности более эффективный (педагог объясняя теоретический материала раскрывает практическую значимость на примере работы социального партнера);
  4. студент взаимодействуя с социальными партнерами анализирует свои возможности и интересы в специальности, что позволяет выбрать направления  работы в будущей специальности. (Выпускница специальности Туризм работает экскурсоводом в Музее Победы г. Ангарск, так как проявила во время теоретического обучения интерес к работе экскурсовода, посещая экскурсии).

Это положительные результаты, но есть и отрицательные моменты:

  1. многие работодатели, имея интерес экономической выгоды, отказываются от безвозмездного сотрудничества;
  2. существуют работодатели, которые не адаптированы к социальному партнерству, в следствии чего возникают стрессовые ситуации порождающие отказ от сотрудничества;
  3. не всегда социальный партнер готов сотрудничать постоянно, поэтому эпизодическое сотрудничество или импульсное имеет меньшую эффективность.

Проанализировав итоги эксперимента была разработана программа по взаимодействию с социальными партнерами на протяжении всего теоретического обучения студентов специальности туризм.

Данная программа рассматривает:

— анализ потребностей в профориентации студентов по дисциплинам;

— разработка содержания взаимодействия социального партнерства  с теоретическим обучением;

— организация производственной практики студентов;

— участие работников предприятия в проведении семинаров и занятий в учебных заведениях;

— трудоустройство выпускников;

— участие работодателей в определении требований к выпускникам в части умений и компетенций и в итоговой оценке качества выпускников;

— стажировка преподавателей на предприятиях индустрии туризма;

-предоставление материалов и оборудования для проведения практических занятий  учебным заведениям;

— профориентация и консультирование педагогов и студентов.

Данная программа прописывается индивидуально для каждого курса теоретического обучения с учетом возможностей социальных партнеров и особенностей студентов.

Таким образом, можно констатировать, что проблема обеспечения качества профессионального образования, в том числе и среднего профессионального, представляет собой проблему, имеющую чрезвычайно важное социальное и государственное значение. Её острота увеличивается в условиях, когда анализ многих явлений осуществляется с позиций качества: качество культуры, качество жизни, качество человека, качество образования. Поэтому регулярное взаимодействие с социальными партнерами  в процессе теоретического обучения является одним из основных факторов повышения уровня профессиональных компетенций  студентов средне профессионального образования.

Цель исследования достигнута, анализ проблемы доказал гипотезу, что если социальные партнеры будут принимать участие в теоретическом обучении, то уровень освоения профессиональных компетенций и навыков у обучающихся будет высокий, что позволит после обучения продолжить профессиональную деятельность.

Список источников

1.​ Государственная программа Российской Федерации  «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы (в новой редакции) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: government.ru (дата обращения 01.02.2017 г.)

  1.  Байденко, В. И. Формирование социального диалога и партнерских связей образования, органов управления и саморазвития, профессиональных объединений и предприятий [Электронный ресурс]: доклад 4: [проект ДЕЛФИ] / В. И. Байденко, Д. Ван Зантворт, Б. Енеке.- URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-137673.html. (дата обращения 01.02.2017 г.)
  2. Бецких И.Н. Социальное партнерство техникума и  роль производственных площадок предприятий АПК в подготовке высококвалифицированных выпускников // Материалы областной конференции педагогов профессионального образования «Профессиональное образование на новой волне». — Зайково: ГБОУ СПО СО «Ирбитский аграрный техникум», 2014. — 183 с.

 

Добавить комментарий