Алеев О.Н. Контрабанда товаров между Россией и Китаем и способы борьбы с ней

Материалы Всероссийской НПК «Право. Экономика. Общество» 1 апреля 2017 г.

Контрабанда товаров между Россией и Китаем и способы борьбы с ней

The smuggling of goods between Russia and China and ways to deal with it

 

Алеев Олег Нуриевич

Aleev Oleg Nurievich

Студент ВСФ ФГБОУВО «РГУП»,

г. Иркутск

olalgh@yandex.ru

 

Аннотация. Экономические отношения между РФ и КНР следует отнести к достаточно сложным, неоднозначным, в какой-то мере спорным и до конца нерешенным проблемам российско-китайских отношений в современной истории государств. С каждым годом товарооборот между Россией и Китаем увеличивается, а это значит, решение проблемы неконтролируемого потока товаров через границу встает наиболее остро.

Annotation. Economic relations between the Russian Federation and the PRC should be attributed to the rather complex, controversial, to some extent controversial and completely unsolved problems of Russian-Chinese relations in the modern history of states. Every year the trade turnover between Russia and China increases, and this means that the solution of the problem of uncontrolled flow of goods across the border becomes the most acute.

Ключевые слова: государство, внешняя политика, экономическая политика, борьба с контрабандой , налоговое законодательство

Keywords: state, foreign policy, economic policy, fight against smuggling, tax legislation

 

Правовые системы Китая и России в плане определения понятия  «контрабанда» во много схожи, но есть и существенные отличия. Так, по Уголовному Кодексу Российской Федерации следует, что контрабанда-это перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй статьи 188, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с не декларированием или недостоверным декларированием. Наказанием за совершение данного преступления является штраф до трехсот тысяч рублей, либо лишение свободы на срок до 5 лет.

Российское законодательство относит к предметам запрещенным для перевозки через границу РФ следующее: наркотические, психотропные вещества и их аналоги, инструменты и оборудование,  находящиеся под специальным контролем и подходящее для производства наркотических, психотропных, радиационных, радиоактивных, ядерных, отравляющих и взрывчатых веществ. Также под запретом огнестрельное оружие, оружие массового поражения, боеприпасы, инструменты и оборудование,  использующееся для их производства, в том числе военная и иная техника в отношении которых установлены специальные правила перемещения через границу. Сюда же относятся стратегически важные сырьевые товары и культурные ценности. Наказанием за вышеперечисленные преступления может стать лишение свободы на срок до 7 лет либо штраф в размере одного миллиона рублей. Если данные деяния были совершены должностным лицом, то в соответствии со статьей 188 УК РФ, наказанием будет лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом до одного миллиона рублей. Организованная группа может «получить» до двенадцати лет лишения свободы с тем же штрафом в один миллион рублей

Таким образом, перемещение через границу иных предметов (не удовлетворяющих одному из вышеперечисленных признаков) не будет, по сути, являться контрабандой.

В противовес российскому законодательству, в  УК КНР[3] достаточно подробно расписана ответственность за данное нарушение. Контрабанда отнесена к хозяйственным преступлениям, ответственность за нее закреплена в семи статьях. Из их анализа можно сделать вывод, что контрабанда разделена, в зависимости от предмета, на различные виды. Законодатель КНР выделяет в самостоятельный состав контрабанду наркотических средств и психотропных веществ, помещая ее в главе, объединившей преступления против здоровья населения и общественной безопасности. Особенностью УК КНР является то, что субъектами контрабанды могут выступать и юридические лица, которые наказываются штрафом. В УК КНР спектр наказаний широк, и санкция носит особо карательный характер. Контрабанда в зависимости от тяжести сопутствующих обстоятельств влечет за собой следующие виды наказания:

— контрабанда товаров и предметов с уклонением от уплаты налогов, сумма подлежащих уплате налогов на которые составляет более 500 тыс. юаней

— контрабанда товаров и предметов с уклонением от уплаты налогов, сумма подлежащих уплате налогов на которые составляет более 150 тыс. юаней

— контрабанда товаров и предметов с уклонением от уплаты налогов, сумма подлежащих уплате налогов на которые составляет более 50 тыс. юаней

Если преступления, упомянутые в ст. 151 УК КНР совершены организацией, в отношении последней применяются штрафные санкции, а руководители организации и другие лица, несущие непосредственную ответственность, наказываются лишением свободы на срок до 3 лет или краткосрочным арестом. Совершение контрабанды при отягчающих обстоятельствах — наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет; при особо отягчающих обстоятельствах — лишением свободы на срок свыше 10 лет.

Кроме того, законодательством КНР предусматриваются отдельные действия, носящие контрабандный характер. В соответствии со ст. 153 УК КНР они квалифицируются как преступления.

По УК КНР квалифицируются как контрабанда и такие действия как:

— незаконное приобретение непосредственно у контрабандиста товаров, запрещенных государством к ввозу в страну;

— перевозка, покупка, перепродажа во внутренних морях и территориальных водах продукции, запрещенной государством к ввозу и вывозу из страны;

— ввоз из-за границы на территорию страны твердых отходов без проверки таможенных органов.

Сговор с контрабандистом, предоставление ему кредита, денежных средств, номера счета, чека, свидетельства или оказание ему транспортных услуг, услуг по хранению и почтовой пересылке;

Сравнивая данные перечни, можно проследить, на каких видах общественных отношений делает акцент законодатель в разных странах. Так, например, в России нет отдельного наказания за контрабанду фальшивой валюты, в то время как в Китае данное деяние по тяжести санкции приравнивается к контрабанде оружия и ядерных материалов. А, как известно, наличие в обращении фальшивых денежных знаков наносит серьезный урон по экономике государства.

Незаконный вывоз редких видов дикой природы давно является серьезной проблемой для России и для Дальневосточного региона в частности. Однако, несмотря на неоднократно вносимые таможенной службой предложения, до сих пор уголовный кодекс РФ не содержит отдельного запрета на их контрабандное перемещение. Уголовное преследование в отношении правонарушителей может быть возбуждено лишь в случае трансграничной перевозки крупных партий редких видов растений и животных (ч.1 ст. 188 УК РФ). Пользуясь данным пробелом, злоумышленники, как правило, вывозят указанные предметы в небольших количествах, что позволяет им уйти от уголовной ответственности. Однако в совокупности масштабы контрабанды объектов флоры и фауны являются весьма значительными. Применяемые к правонарушителям административные меры ответственности не являются адекватными сложившейся ситуации и не могут предотвратить дальнейшее расхищение национальных природных богатств.

С этой точки зрения редкие разновидности растений и животных Китая защищены от незаконного вывоза гораздо лучше. Правда тут стоит учесть, что проблема истребления определенных видов флоры и фауны в Китае стоит намного острее, что непосредственно связано с традициями китайской народной медицины. Используемые для приготовления традиционных лекарств животные и растения либо истреблены совсем, либо находятся на грани исчезновения. А, учитывая близость Китая к России, а также высокий спрос у китайцев на такие товары, как трепанг, корень женьшеня, мускусные железы копытных, желчь медведя, части и дериваты амурского тигра и т.д., в ближайшем будущем нас может ожидать то же самое. Сложившаяся ситуация требует принятия скорейших мер к ужесточению запрета на незаконный вывоз с территории России объектов дикой природы.

Также обращает на себя внимание акцент в уголовном кодексе КНР на запрет вывоза из страны драгоценных металлов (даже в минимальных количествах) и контрабанду порнографической продукции. [1]

Ответственность за контрабанду предметов, находящихся в свободном обороте, также имеет свои отличительные особенности. В частности, российское законодательство в качестве критерия отнесения деяния к уголовно-наказуемому использует стоимость незаконно перемещенного товара, китайское же – размер налогов и пошлин, недоплаченных в бюджет в результате совершения контрабандой операции. Таким образом, китайские нормы делают упор именно на экономический урон, нанесенный конкретным преступлением.

При этом стоит заметить, что по российскому уголовному закону уклонение от уплаты таможенных платежей образует отдельный состав преступления, ответственность за которое предусмотрено статьей 194 УК РФ, однако на практике уголовные дела по данной статье возбуждаются гораздо реже, чем по ст. 188 УК РФ – контрабанда. [2]

Характерной особенностью уголовного кодекса КНР является возможность привлечения к уголовной ответственности (и за контрабанду в том числе) не только физических лиц, как в уголовном праве России, но и организаций. Юридические лица могут нести уголовное наказание как в виде штрафа, так и в виде ограничения деятельности.

Итак, подведем итоги. В первую очередь, в обеих странах контрабанда считается серьезным правонарушением, за совершение которого предусмотрена уголовная ответственность. При этом в российском уголовном праве само понятие «контрабанда» более конкретное, поскольку определение данному термину дается непосредственно в уголовном кодексе. В Уголовном кодексе КНР такое определение отсутствует, соответственно и само понятие носит черты абстрактности и может трактоваться более широко. [2]

В целом же китайский уголовный закон более жесток к контрабандистам. В Китайском   уголовном кодексе содержится больше статей, предусматривающих наказание за различные виды контрабандой деятельности. Перечень товаров, перемещение которых через границу находится под особым контролем государства, гораздо шире (в том числе в него входят редкие виды флоры и фауны, чего нет в российском УК). А занятие контрабандой грозит серьезными последствиями для виновного – вплоть до смертной казни. [2]

Российское законодательство в этом плане более мягко относится к контрабандистам. Ни драгоценные металлы, ни исчезающие объекты флоры и фауны не фигурируют в перечне товаров, контрабанда которых будет наказываться в уголовном порядке независимо от стоимости перемещаемых предметов (по аналогии с контрабандой наркотиков и оружия). Уголовное преследование данных действий возможно лишь в случае ввоза/вывоза в крупном размере. А с учетом того, что с 9 апреля 2010 года в России вступил в силу новый закон, согласно которому минимальная сумма «крупного размера» увеличена с 250 тысяч до 1,5 миллиона рублей, перспективы охраны указанных предметов от незаконного вывоза становятся еще более туманными.

Список источников

  1. Уголовный Кодекс КНР [Принят 5-й сессией Всекитайского собрания народных представителей 6-го созыва 14 марта1997 года, вступил в силу 1 октября 1997 года] // Под ред. А. И. Коробеева, пер. с китайского Д. В. Вичикова. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001. 303 с.
  2. Поспелова Елена Борисовна. Современная налоговая система Китая: налоги на доходы и имущество физических лиц // Науковедение. — №6, ноябрь-декабрь 2014.

 

Добавить комментарий