Бочкарева В.В., Соронхорова Е.Д. Ответственность за уклонение от уплаты налогов через оффшорные зоны

Материалы Всероссийской НПК «Право. Экономика. Общество» 1 апреля 2017 г.

Ответственность за уклонение от уплаты налогов через оффшорные зоны

Responsibility for the tax evasion through offshore zones

 

Бочкарева Валерия Владимировна

Студентка ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

Bochkareva1lera@yandex.ru

Соронхорова Екатерина Дашидабаевна

Студентка ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

d.h.s.k@mail.ru

 

Аннотация. В статье дается определение понятия оффшорных зон, в чем причины их использования. Проводится краткий экскурс российского законодательства в сфере ответственности за уклонение от уплаты налогов через оффшорные зоны.

Annotation. The article gives the definition of offshore areas, the reasons for their use. A brief excursus of the Russian legislation in the sphere of the responsibility for the tax evasion through offshore zones.

Ключевые слова:  оффшорная зона, налоговая ответственность, уголовная ответственность, налоговое планирование, деоффшоризация.

Keywords: offshore zone, liability for tax offenses, criminal sanctions, tax planning, deoffshorization.

В различных источниках есть множество понятий «оффшорных зон», но большинстве случаев подобные зоны, как правило, определяются как «небольшие островные или прибрежные государства и территории, проводящие политику привлечения капиталов из-за рубежа путем предоставления налоговых льгот», т.е. это территории где юридически закреплены низкие налоги либо налогообложение полностью отсутствует.

На сегодняшний день проблема оффшоризации национальной экономики стоит особенно остро и представляет одну из угроз экономической безопасности стран, в том числе России.

Около 90% производственных активов крупных российских компаний сосредоточено в оффшорных зонах. Число самих оффшорных зон составляет несколько десятков. Для российских компаний деятельность в офшорных зонах (странах, или ее частях, в пределах которых действуют особые условия для компаний, чья деятельность ведется в другой стране (юрисдикциях)) представляют эффективный способ повышения налоговой оптимизации. Очевидно, что государство при этом лишается значительных объемов потенциальных налоговых поступлений.

По статистике, главной причиной использования оффшорных зон является защита собственности, а не оптимизация налогообложения. К примеру, многие западные компании держат в оффшорных зонах свою прибыль, а крупные российские компании не только прибыль, но и активы. То есть, иностранные компании создают в «налоговых оазисах» дочерние компании, которые отдают весь полученный доход в руки материнского предприятия, т.е. финансовое положение дочек, зависит от материнской компании. А в свою очередь россияне регистрируют в оффшорах материнские компании, которые владеют реальными российскими предприятиями. Это приводит к тому, что можно легко и непринужденно приводить капиталы в Россию под видом иностранных инвестиций, и также уводить их, а в результате российская экономика остается ни с чем, так как зарабатываемы в стране деньги уходят за границу в виде дивидендов, процентов и роялти. [1]

Тему деоффшоризации российской экономики начали поднимать достаточно давно. В 2002 году был утвержден перечень оффшорных зон в целях антиоффшорного регулирования. Согласно статье 28 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитные организации устанавливают корреспондентские отношения с иностранными банками, зарегистрированными на территориях оффшорных зон иностранных государств, в порядке, определяемом Банком России. Во исполнение данной нормы 7 августа 2003 года Указанием Центрального банка был утвержден перечень оффшорных зон. Однако, эта попытка запретить оффшоры удалась лишь частично, в странах, вошедших в «черный список ЦБ РФ» спрос на регистрацию компаний упал, однако, те страны, которые не вошли в данный список стали пользоваться большим вниманием, например, вырос спрос на ранее неперспективную оффшорную зону Черногорию. Еще одним минусом стало то, что стало возрастать большое количество сложных оффшорных схем. [2]

В 2005 году, выступая перед Федеральным собранием, Владимир Путин поручил разработать меры по возврату капиталов из офшоров, а в 2012 году он повторил требования, однако, реальные меры, направленные на возвращение капитала, стали приниматься лишь в течении последних двух лет.

Первый блок антиоффшорных поправок вступил в силу 1 января 2015 года. Впервые в Налоговый кодекс РФ введено понятие «контролируемая иностранная компания», под которой понимается организация с образованием или без юридического лица, которая не является налоговым резидентом России, но контролируется ее резидентом. Таким образом, понятие «контролируемая иностранная компания» включает два основных признака: сама организация не признается налоговым резидентом РФ, контролирующим лицоорганизации являются лицо, признаваемое налоговым резидентом РФ. Законом предусмотрена и ответственность, в случае, если лицо не подаст в налоговый орган финансовую отчетность контролируемых иностранных компании: начиная с 2017 года, они будут вынуждены платить штраф в размере 100 тыс. руб. Если же произошла не полная оплата налога, или вообще налог был не уплачен из-за того, что при определении налоговой базы не была учтена прибыль контролируемых иностранных компаний штраф составит 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 тыс. руб. [3]

15 февраля 2016 года Президентом Российской Федерации были подписаны еще два ключевых закона, вносящих изменения в антиоффшорное законодательство, а именно, Федеральный закон № 32-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» и Федеральный закон № 25-ФЗ «О внесении изменений в статью 269 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» в части определения понятия контролируемой задолженности». [4]

Законом № 32-ФЗ уточнены правила привлечения налогоплательщиков к ответственности за неправомерное непредставление уведомлений о КИК. Лицо освобождается от ответственности в тех случаях, когда его доля превышала 10% участия в капитале и при этом ему было неизвестно о совокупной доле всех российских резидентов в иностранной компании, которая превышала 50%. В этом случае лицо освобождается от ответственности, если представит уведомление о КИК в срок, указанный налоговым органом в требовании.

Помимо налоговой ответственности, планируется ввести и уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов с использованием оффшорных компаний. В пояснительной записке указано, что «изменения подготовлены с учетом законодательной инициативы Минфина о налогообложении контролируемых иностранных компаний». Планируемые изменения коснуться статей 173.1 и 199 Уголовного кодекса и предполагают указание в качестве квалифицирующих признаков такие действия, как уклонение от уплаты налогов через подставных лиц, сокрытие или искажение информации об оффшорных компаниях, контролируемых сделках, при этом предусматривается наказание в виде лишения свободы до шести лет. Кроме этого предлагается конфисковывать имущество тех лиц, которые содействовали совершению преступления, т.е. банков и иных лиц, учредители (участники) или исполнительные органы которых знали или должны были знать об использовании имущества для совершения преступления.

Еще одним шагом в борьбе с уклонением от налогообложения в Российской Федерации с помощью офшорных компаний стало утверждение Постановлением Правительства РФ от 14 августа 2014 г. № 805 Типового межправительственное соглашение об обмене налоговой информацией, целью которого является содействие посредством обмена существенной для налогового администрирования информацией. [5]

Широкое использование схем агрессивного налогового планирования посредством оффшорных зон наносит много миллиардный ущерб бюджету. Принятые поправки, содержащие меры ответственности за уклонение от уплаты налогов путем выведения капитала через оффшорные зоны, станут лишь первым шагом на долгом пути деоффшоризации российской экономики.

Список источников

  1. Моисеева Е.Ю., Богданова А.С. К вопросу о правовом регулировании оффшорных зон: новеллы российского законодательства // 14.03.2017. –
  2. О банках и банковской деятельности (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ) (с изменениями на 3 июля 2016 года) (редакция, действующая с 1 января 2017 года)
  3. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 269 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части определения понятия контролируемой задолженности» от 15.02.2016 № 25-ФЗ
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 2014 г. № 805 г. Москва «О заключении соглашений об обмене информацией по налоговым делам».

 

Добавить комментарий