Власова Е.Л., Гимишян В.Д. Соотношение убеждения и принуждения в области налогообложения

Материалы Всероссийской НПК «Право. Экономика. Общество» 1 апреля 2017 г.

Соотношение убеждения и принуждения в области налогообложения

The ratio of persuasion and coercion in taxation

 

Власова Елена Львовна,

Vlasova Elena Lvovna

К.п.н., доцент ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

vlasovael1963@gmail.com

Гимишян Валерия Дмитриевна

Gimishyan Valeriya Dmitrievna

Студентка ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

valeriya.rudykh888@yandex.ru

 

Аннотация. В статье раскрыты понятия убеждения и принуждения, их взаимосвязь и роль в осуществлении налогообложения в Российской Федерации. Раскрыт институт правомерного обхода налога, который вытекает из несовершенства законодательства.

Annotation. The article deals with the concept of persuasion and coercion, their relationship and role in the implementation of the assessment in the Russian Federation. Opened Institute of lawful circumvention of tax that arises from the imperfection of the legislation.

Ключевые слова: граждане, развитие, государство, налогоплательщик, убеждение, принуждение, контролирующие органы, обход налога

Keywords: citizens, State development, taxpayer, persuasion, coercion, control authorities, bypassing the tax.

 

Убеждение и принуждение – являются универсальными методами социального управления, которые присущи различным регуляторам, в особенности праву.

Убеждать — значит склонять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, расширяя свободу выбора. Убеждение может осуществляться в правовой сфере через такие позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и т.д. Государство и общество, прежде всего, должны максимально использовать методы убеждения в правовом регулировании как основные, главные. Убеждение основывается на заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права.

К важным формам убеждения относятся «правовоспитательная» работа, обсуждение законопроектов. В этом смысле большое значение имеет обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия.

Принуждать — значит склонять людей к определенной деятельности посредством силового давления (вопреки их воле), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществляться в правовой сфере через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т.д.

К особенностям принуждения можно отнести следующие признаки:

-представляет собой более жесткий метод воздействия права на субъектов;

-является второстепенным, применяемым после убеждения, методом;

-осуществляется в особой процессуальной форме, установленной в праве;

-выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания, т.е. включает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний.

Судья Верховного суда США Джордж Сандерленд в 1935 г. утверждал: «Право налогоплательщика избегать налогов с использованием всех разрешенных законом средств никем не может быть оспорено».

Одним из важнейших механизмов налоговой политики государства является налоговое льготирование, преследующее экономические, социальные, политические и иные цели. Предоставление налоговых льгот является гарантом получения налогоплательщиком дополнительных финансовых ресурсов за счет уменьшения его налогового обязательства. Льготы- значимый и неотъемлемый элемент любого налога.

Деятельность контролирующих органов связана с контролем со стороны государства за выполнением налогоплательщиком своих обязательств перед государством по полному и своевременному внесению налоговых платежей в соответствующие бюджеты или фонды. Однако туда не всегда поступают средства в том количест­ве, на которое рассчитывали при планировании бюджета, и было бы неправильным видеть в этом только правонарушение, невы­полнение плательщиком своих обязанностей. Бюджеты лишаются средств за счет двух процессов: уклонения от уплаты налогов и правомерного обхода налога («легального уклонения» — у А.Н. Козырина, и «избежания налога (налогового планирования)» — у С.Г. Пе­пеляева).

В основе правомерного обхода налога лежат пути и возможности неуплаты налога, предоставленные законодателем, то есть обуслов­ленные несовершенством законодательства. В данном случае нало­гоплательщик использует пробелы законодательства. Они свя­заны как с несовершенством налоговых норм, их закреплением, так и с ситуациями, когда законодатель предоставляет плательщику право выбора или пределы, в рамках которых последний может избрать наиболее выгодный для себя вариант (например, при предо­ставлении налогового кредита, установлении некоторых ставок местных налогов и сборов). [1]

Правомерный обход налога дополняется уклонением от уплаты налога, которое представляет довольно разнообразную группу на­логовых правонарушений. Содержание этих правонарушений состоит в ненадлежащем исполнении обязательств плательщика перед бюджетом.

Некоторые налоговые законодательства закрепляют санкции за одну только попытку уклониться от налогового обло­жения. Признаком налогового правонарушения по амери­канскому праву является умышленный характер деяния: «ви­новный должен иметь намерение своим поведением нарушить закон». Этот признак законодатель выбрал в качестве основ­ного квалифицирующего при характеристике уклонения от налогов как правонарушения (А.Н. Козырин ).

В зависимости от характера поведения и деятельности субъек­тов налоговых правоотношений можно выделить:

  1. Правомерный обход налога — правомерное избежание уплаты налога за счет несовершенства или возможностей, заложенных за­конодательством.

Б.  Уклонение от уплаты налога — правонарушение, состоящее в неисполнении или ненадлежащем исполнении плательщиком сво­их обязанностей по уплате налога.

  1. Взыскание излишних сумм налогов — умышленные действия

работников налоговых органов по необоснованному взиманию сумм налоговых платежей с плательщиков.

Если в первом и втором случае действия основаны на актив­ной роли налогоплательщика (по правомерному обходу в рамках действующих налоговых норм при обходе налога и по нарушению их при уклонении от налогов в форме налоговых проступков или преступлений), то в третьем случае активная деятельность харак­терна для налогового органа, осуществляющего свои полномочия с нарушением законодательства.

В основе подобной деятельности лежит группа причин, регулирующая действия плательщиков и налоговых органов. П.М. Годме включает в эту систему моральные, политичес­кие, экономические и технические причины. [2] Моральные критерии исходят из несовпадения идей и прин­ципов всеобщности, равенства и их законодательного закреп­ления. Политические предпосылки уклонения заключены в неотрегулированном механизме регулирующей функции. Экономические проявляются в сравнении плательщиком последствий уплаты налога и применения санкций за его не­уплату. Технические причины уклонения связаны с несовер­шенством форм и методов контроля.

Сочетание обхода налога и уклонения от налогообложения фактически и является проявлением убеждения и принуждения в области налогообложения. Если функции убеждения реализуются, в конечном итоге, в выполнении плательщиками предписании на­логовых норм, исключающем их нарушение, то принуждение свя­зано с деятельностью налоговых и иных компетентных органов.

Принуждение в области налогообложения представляет систему мер, применяемых уполномоченными органами по отношению к лицам при нарушении ими обязанностей по уплате налога и привлечению к ответственности при совершении налогового правонарушения.

Реализация принуждения в сфере налогообложения осущест­вляется предупредительными, пресекательными и восстановитель­ными мерами. Предупреждение осуществляется государственными органами, контролирующими правильность исчисления и внесе­ния налогов. Пресечение связано уже с воздействием на платель­щиков, осуществляющимся юридически властными формами (при­остановление операций, ликвидация предприятия, изъятие доку­ментов). Восстановительные меры связываются с возмещением ущерба, причиненного налоговым правонарушением. При этом особенности применения штрафов, пени включают и те суммы, которые были бы получены бюджетом при своевременном поступ­лении и использовании налогов и платежей. [3]

По итогу, можно сделать вывод о том, что главной задачей  законодателя является — установление оптимального сочетания мер как принуждения, так и убеждения в праве.

Список источников

  1. Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и прак­тики. // М., 1993, с. 97-100.
  2. Год­ме П.М. Финансовое право. — // М.: Прогресс, 1978, с. 406.
  3. Химичевой Н.И. Финансовое право: Учебник // М., 1995, с. 472.

Добавить комментарий