Вотякова Т.В. Использование ритмической гимнастики в учебном процессе по физической культуре

Материалы Всероссийской НПК «Право. Экономика. Общество» 1 апреля 2017 г.

Использование ритмической гимнастики в учебном процессе по физической культуре

The use of rhythmic gymnastics in the educational process for physical culture

 

Вотякова Татьяна Владимировна

Votiakova Tatiana Vladimirovna

Учитель МОУ ИРМО «Пивоваровская СОШ»,

пос. Пивовариха

t-votykova@mail.ru

                                                                                            

Аннотация. В основе работы лежат собственные исследования, сравнительный анализ по данной теме, факты, статистика. А так же в статье, предназначенной главным образом для учителей физического воспитания среднего звена, приведены: таблицы, и результаты.   В  статье приведены результаты эксперимента, в начальных классах сельской общеобразовательной школы Иркутской области. Предложен вариативный компонент программы 3-го урока физической культуры с использованием ритмической гимнастики. Установлен более высокий прирост показателей в двигательных тестах экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой, где использовалась традиционная программа физической культуры.

Annotation. The article is based on the own research, a comparative analysis on the subject, facts, statistics. The article intended mainly for teachers of physical education in elementary school. There are the tables and results in the article. The article presents the results of the experiment in the elementary grades of the rural school of the Irkutsk region. The variable component of the programme of the third lesson of physical culture with the use of rhythmic gymnastics is proposed. A higher growth results are set up in the motor tests of the experimental group compared to the control group, which used traditional physical culture.

Ключевые слова: Ритмическая гимнастики, динамика изменения, учебный процесс, физическое воспитание, результаты.

Keywords: rhythmic gymnastics, dynamics of change, educational process, physical education, results.

 

В настоящее время среди населения России, в том числе молодежи, отмечаются низкие показатели состояния здоровья. По данным исследования медицинского работника Пивоваровской СОШ, у  40% детей встречаются различные хронические формы заболеваний, при этом прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем, которые во многом обусловлены гиподинамией в сочетании с неблагоприятными экологическими, природными условиями и неполноценным питанием, нарушением основ здорового образа жизни. Около 50% выпускников нашей школы имеют 2-3 хронических заболевания, а в целом лишь 15% заканчивающих школу, отнесены к группе «практически здоровые». По причине низкого уровня состояния здоровья около 1 млн. российских детей школьного возраста полностью освобождены от занятий физической культурой. Более 30% юношей по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию, а около 40% выпускников не могут выполнить нормативы по физической подготовке». [3]

По данным выборочного исследования ряда психофизиологических и педагогических показателей, характеризующих уровень физического развития учащихся 1 – 4 классов общеобразовательной школы высокий уровень физического здоровья имеют приблизительно 9% младших школьников, средний – 57% и низкий – 34%. При распределении учащихся по функциональным группам здоровья 21% учеников отнесены к I группе, 57% и 22% — соответственно ко II и III группам. У многих первоклассников наблюдается малый объём двигательной активности на фоне широкого спектра функциональных отклонений в развитии». [1]

Данные гигиены  детей и подростков в  Пивоваровской СОШ,  медицинский работник подтверждает, что общий уровень физической подготовленности детей становится недопустимо низким. По статистике 42% школьников страдают различными хроническими болезнями; 64% — имеют нарушение осанки (сколиоз и др.); у 51% — выявлены нарушения опорно-двигательного аппарата (плоскостопие и др.); у 20% — признаки гипертонической болезни; 60-65% — ежегодно болеют респираторными заболеваниями и т.д.».

В этой связи является актуальным усиление роли физической культуры в оздоровлении подрастающего поколения как без медикаментозного метода здоровье сберегающей технологии.

С учетом этого важное научно-практическое значение приобретает использование новых методических и организационных подходов физического воспитания школьников в укреплении их здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, расширения функциональных возможностей и, следовательно, гармоничного физического развития.

Цель исследования – изучить динамику показателей физической подготовленности школьников младших классов при использовании в вариативной части урока физической культуры элементов ритмической гимнастики.

Работа осуществлялась в 2015-2016 учебном году в 3-4 классах сельской общеобразовательной школы МОУ ИРМО «Пивоваровская СОШ» Иркутской области. Под наблюдением находилось 66 детей, из них мальчиков-34, девочек- 32. Были сформированы контрольная (КГ) и экспериментальная группы (ЭГ).

В КГ занятия по физической культуре проводились по базовой части программы ГОС 3 раза в неделю, продолжительностью 40 минут (3 урока общефизической подготовки) с использованием упражнений общефизической направленности. Программа физического воспитания в ЭГ предполагала также 3 урока физкультуры в неделю. Дети экспериментальной группы 2 раза в неделю занимались общефизической подготовкой (ОФП), а структура третьего урока, как вариативная, содержала элементы ритмической гимнастики. Программа обучения включала несколько комплексов физических упражнений, направленных на развитие различных физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, а так же подвижные игры. Ритмическая гимнастика сочетает в себе компоненты, которые как нельзя лучше отвечают особенностям детского возраста, она развивает центральную нервную систему, сердечно-сосудистую, дыхательную системы в сочетании с положительными эмоциями [2]. Характерной чертой оздоровительных видов гимнастики является наличие аэробной части занятия, на протяжении которой поддерживается работа кардиореспираторной системы на определенном уровне, что дает значительный оздоровительный эффект.

Эксперимент проводился в два этапа: первый этап: сентябрь — октябрь 2015 года, второй этап: май 2016 года. На всех этапах в КГ и ЭГ проводились тестирование физической подготовленности обучающихся: на скоростную выносливость и ловкость — челночный бег 3*6 м, с; на скоростно-силовую выносливость мышц сгибателей туловища- подъем туловища из положения лежа, кол-во раз за 30 с; тесты на силу и силовую выносливость мышц верхнего плечевого пояса — подтягивание на низкой перекладине, и отжимание, раз; тест на динамическую силу мышц нижних конечностей — прыжок в длину с места, см.

Динамика изменения средних значений показателей физической подготовленности мальчиков КГ и ЭГ представлена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика физической подготовленности мальчиков 3-4 классов до и после начала

эксперимента

Двигательные тесты В начале эксперимента В конце эксперимента
КГ ЭГ КГ ЭГ
Челночный бег 3*6 м 7,8 7,9 7,3 6,6
Подъем туловища 12,3 12,4 12,2 16.7
Подтягивание 10,1 9,9 10,8 12,7
Отжимание 20,6 20,2 21,3 24,5
Прыжок в длину с места 132,3 131,8 134,3 138,1

Как видно из таблицы 1, до начала эксперимента у мальчиков КГ результат в тесте «челночный бег» составил 7,8 сек, в к конце наблюдения результат улучшился до 7,3 сек. У мальчиков ЭГ на начало работы он был равен 7,9 сек, в конце результат в данном тесте оказался лучше, чем в КГ и составил 6,6 сек. При этом, прирост результатов в КГ составил 6,4%, в ЭГ – 16,4%.

В силовом тесте «подъем туловища» в КГ увеличение результатов не установлено, а в ЭГ прирост составил – 25,7 %, а в тесте «подтягивание», соответственно 6,5 и 22,0%.

Более значительный прирост результатов установлен у мальчиков ЭГ и в другом контрольном испытании. Так, в тесте «отжимание» прирост показателя в ЭГ составил 17,5%, в тоже время в КГ – 3,3%. В тестовом упражнении «прыжок в длину» установлены наименьшие результаты прироста результатов как в КГ, так и в ЭГ (1,5% и 4,5 %, соответственно).

Динамика изменения значений показателей физической подготовленности девочек представлена в таблице 2.

Таблица 2

Динамика физической подготовленности девочек 3-4 классов до и после начала

эксперимента

Двигательные тесты В начале эксперимента В конце эксперимента
КГ ЭГ КГ ЭГ
Челночный бег 3*6 м 8,9 8,8 8,3 7,8
Подъем туловища 9,7 9,0 11,3 13,6
Подтягивание 8,3 8,2 8,7 9,9
Отжимание 15,6 15,3 16,2 18,7
Прыжок в длину с места 123,7 124,3 125,2 128,8

Как видно из таблицы 2, до начала эксперимента у девочек КГ результат в тесте «челночный бег» составил 8,9 сек, в к конце наблюдения результат улучшился до 8,3 сек. У девочек ЭГ на начало работы он был равен 8,8 сек, в конце результат в данном тесте оказался лучше, чем в КГ и составил 7,8 сек. При этом, прирост результатов в КГ составил 6,7% , в ЭГ – 11,4%.

В тестовом упражнении «подъем туловища» в КГ результат увеличивался на 16,5%, а в ЭГ –51,1%, а в тесте «подтягивание», соответственно 4,8 и 17,2%.

Более значительный прирост результатов установлен у девочек ЭГ и в другом контрольном испытании. Так, в тесте «отжимание» прирост показателя в ЭГ составил 22,2%, в тоже время в КГ – 3,8%. В тесте «прыжок в длину» установлены наименьшие результаты прироста результатов как в КГ, так и в ЭГ (1,3% и 3,6%, соответственно).

  1. Сравнительный анализ в конце педагогического эксперимента выявил, что школьники (мальчики и девочки) ЭГ отличаются более высокими темпами развития двигательных качеств, чем в КГ. При этом наибольший прирост установлен у школьников в силовых тестах (отжимание, подъём туловища и подтягивание) и в испытаниях на скоростную выносливость и ловкость (челночный бег 3*6 м), а наименьший результат прироста отмечается в тесте «прыжок в длину».
  2. С учетом высокой эффективности полученных результатов исследования данную вариативную программу можно использовать в учебном процессе физического воспитания школьников начальных классов.

Список источников

  1. Коджаспиров Ю.Г. Физкульт-ура! Ура! Ура! / Ю.Г. Коджаспиров // Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2002. – 202 с.
  2. Менхин, Юрий Владимирович. Физическое воспитание: теория, методика, практика: учебное пособие / Ю. В. Менхин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. СпортАкадемПресс : Физкультура и спорт, 2006. — 312 с.
  3. Колокольцев М.М. Особенности двигательных качеств студентов Прибайкалья с учетом типов их конституции /М.М. Колокольцев // Теория и практика физической культуры, 2015, 7, с. 35-37.

Добавить комментарий