Загвозкина Ю.Д., Шиш Е.А. Место Конституционного суда Российской Федерации в судебной системе

Материалы Всероссийской НПК «Право. Экономика. Общество» 1 апреля 2017 г.

Место Конституционного суда Российской Федерации в судебной системе

Place of the Constitutional Court of the Russian Federation in the Judicial System

 

Загвозкина Юлия Дмитриевна

Zagvozkina Yulia Dmitrievna

студентка ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск y.zagvozkina@mail.ru

Шиш Елена Александровна

Shish Elena Aleksandrovna

к.и.н, доцент ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

elen-shish@mail.ru

 

Аннотация. Место Конституционного суда Российской Федерации  в судебной  системе является острым и дискуссионным вопросом. Четкое определение полномочий Конституционного Суда Российской Федерации, говорит об особой значимости данного судебного органа для полноценного существования демократического правового государства.

Annotation. The place of the Constitutional Court of the Russian Federation in the judicial system is an acute and controversial issue. A clear definition of the powers of the Constitutional Court of the Russian Federation, speaks of the special significance of this judicial body for the full existence of a democratic rule-of-law state.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, Конституционный суд Российской Федерации, государственная власть, судебная власть, судопроизводство, правосудие.

Keywords: the Constitution of the Russian Federation, the Constitutional Court of the Russian Federation, state power, judiciary, legal proceedings, justice.

 

С вопросом о месте Конституционного суда РФ в национальной системе разделения властей связаны все актуальные проблемы конституционного контроля, включая вопросы о юридической природе актов конституционно-контрольной  деятельности, степени их обязательности для иных судебных органов, а также  для органов законодательной и исполнительной власти и т.д. Также неоднозначно место Конституционного суда Российской Федерации в судебной системе России, и для того чтобы его определить, необходимо рассмотреть вопрос о его деятельности.

В первую очередь Конституционный суд осуществляет конституционное судопроизводство, что и является средством осуществления судебной власти, но особенность производства в отличии от всех судов Российской Федерации заключается в том, что Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Конституций республик, уставов, и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, изданных по вопросам относящихся к государственной власти.[7]

Во вторых – Конституционный суд Российской Федерации является носителем контроля, который заключается в выявлении правовых актов государственных органов и должностных лиц, противоречащих конституционным положениям, и принятии мер по устранению этих отклонений.

Несомненно, Конституционный суд – это орган государственной власти, который относится к системе судов в силу:

  1. Правосудие осуществляется только судом и Конституционный суд не исключение.
  2. Содержит широкую регламентацию правового статуса.
  3. Выделяют конституционное судопроизводство в качестве самостоятельной формы осуществления судебной власти.

Конституционный суд обладает специфическими особенностями, что отличает его от других судов Российской Федерации. Конституционный процесс по общему правилу не возникает иначе, чем на основе столкновения интересов и правовых позиций, что обеспечивает разрешения соответствующего противоречия («коллизии и конфликта»).

Специфика принципов Конституционного суда состоит в том, что:

  • принцип законности замещен на принцип конституционности, так как, Конституционный суд в своей деятельности руководствуется исключительно Конституцией и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». [2]
  • наряду с нормоконтрольной деятельностью, направлением реализации полномочий является разрешение споров о компетенции:
  • между федеральными органами государственной власти;
  • между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
  • между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Особенности Конституционного суда выражаются в следующих моментах:

  • предмет конституционного судопроизводства – установление вопросов о праве;
  • в Конституционном суде существует одна инстанция, в отличие от других судов Российской Федерации;
  • решения Конституционного суда не подлежат обжалованию;
  • Конституционный суд носит государственно властный характер;
  • отсутствие процессуального кодекса, и Конституционный суд

осуществляет свою деятельность на основании Федерального конституционного закона  «О Конституционном Суде Российской Федерации»;

  • отличительной чертой является децентрализованный характер, и

решения органа являются общеобязательными;

  • спор всегда рассматривается коллегиально;
  • решения Конституционного суда не принимается сразу, стороны

участвующие в производстве, вызываются в определенный судом день для оглашения решения.

Таким образом, особое место Конституционного Суда Российской Федерации в системе государственной власти обусловлено его компетенцией. Конституционный Суд является специализированным судебным органом, осуществляющим конституционный судебный контроль, в особой процедуре признавая законы и некоторые иные акты соответствующими или не соответствующими Конституции Российской Федерации.

Конституционный контроль предполагает осуществление квалифицированных проверок правотворческой деятельности государственных органов и должностных лиц с целью установления ее полного соответствия закрепленным в Конституции Российской Федерации. Играя важную роль в укреплении конституционной законности, он является средством предупреждения нарушений Конституции Российской Федерации. Конституционный контроль как самостоятельная форма государственной деятельности является важным звеном в становлении правового государства в России.[5]

Конституционный суд проявляет политическую волю, отступая от принципа независимости. Вместе с тем, Конституционный суд не должен оглядываться на политику. Он должен быть только юридическим органом. Безусловно, Конституционному суду сложно быть вне политики, особенно с учетом изменения порядка назначения его председателя. В последнее время отдельные его решения стали нерешительны, половинчаты, как бы с оглядкой на президентскую власть.[6]

Своей спецификой Конституционный суд ярко и демонстрационно отличается от всех иных судов Российской Федерации. Бесспорным является  и то, что Конституционный суд РФ занял достаточно прочное место в системе органов государственной власти, и мера воздействия решений Конституционного Суда Российской Федерации направлена на всю государственную систему власти и соблюдение, защиту основных прав и свобод граждан.

Список источников

  1. Конституция Российской   Федерации :   принята  всенародным голосованием 12.12.1993 г. (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
  2. О Конституционном Суде Российской Федерации : федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, № 13, ст. 1447. Доступ из справ. правовой системы «Консультант Плюс».
  3. О судебной системе Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, № 1, ст. 1. Доступ из справ. правовой системы «Консультант Плюс».
  4. Об Утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих аппарата Конституционного Суда Российской Федерации Приказ Председателя Конституционного Суда РФ от 01.04.2011 № 12 (ред. от 04.02.2014) // Доступ из справ. правовой системы «Консультант Плюс».
  5. Несмеянова С. Э. Конституционный судебный процесс в России // С.Э. Несмеянова: Высшее образование. Бакалавриат. Магистратура. Издательство: Инфра – М, РИОР. – 2013. – С.35-40.
  6. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России // Е. И.Козлова, О. Е. Кутафин. Издательство: Проспект, ТК Велби – 2008. – С. 120-122.
  7. Калиновский К.Б. Глава 12. Конституционный Суд Российской Федерации // Суд и правоохранительные органы Российской Федерации. В 2 т. Учебник для академического бакалавриата / Под общ. ред. В. В. Ершова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 686 с.

Добавить комментарий