Мурзина И.В. Налоговые преступления в Российской Федерации или беловоротничковая преступность

Материалы Всероссийской НПК «Право. Экономика. Общество» 1 апреля 2017 г.

Налоговые преступления в Российской Федерации или беловоротничковая преступность 

Tax crimes in the russian federation or white-collar crime

 

Мурзина Ирина Владимировна

Murzina Irina Vladimirovna

Студентка ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

ira-murzina@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье раскрывается преступность в налоговой системе Российской Федерации, а также перечислены основные причины преступлений, указаны возможные пути решения.

Annotation. In this article crime in tax system of the Russian Federation reveals, and also the main reasons for crimes are listed, possible solutions are specified.

Ключевые слова: Налоговая система, преступление, налог, плательщики, оффшоры, уголовное законодательство, проблема.

Keywords: Taxation system, crime, tax, payers, offshore, criminal legislation, problem.

Переход нашей страны с плановой экономики на рыночную потребовал создания принципиально новой налоговой системы. Современная налоговая система России была создана в начале 90-х годов и представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических лиц и физических лиц на территории страны. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. Важнейшей тенденцией развития современной налоговой системы России является ее криминализация, рост масштабов налоговой преступности.

Статистика свидетельствует, что преступные нарушения налогового законодательства обычно связаны с порядком исчисления и уплаты налога на прибыль — 43% от общего числа налоговых преступлений, налога на добавленную стоимость — 28,4%, налогов, уплачиваемых в дорожные фонды — 6,7%, подоходного налога — 3,7%, акцизов — 1,2%. Приведенные цифры показывают, что, как правило, налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты налогов, предусматривающих наиболее крупные отчисления в бюджет. По оценкам экспертов, страна каждый год недополучает порядка трети поступлений в бюджет. Уклонение плательщиков от исполнения своих обязательств приобрело широкое распространение. Оно обладает массовым характером и выступает в качестве главной причины не поступления средств в бюджет. Увеличение количества налоговых преступлений отличается высокой динамикой. Налоговые преступления преимущественно совершаются субъектами, занятыми в торговле. Такие предприятия стремятся получить оплату за реализуемые товары наличными деньгами. Это позволяет им использовать средства вне банковского оборота, что существенно осложняет контроль и способствует сокрытию доходов от обложения.

В криминологии под налоговой преступностью понимается совокупность преступлений, объектом которых являются охраняемые уголовным законом отношения по поводу взимания налогов и сборов, а также осуществления контроля за своевременностью и полнотой их уплаты. [1] Важной особенностью налогового преступления является то, что ответственность за его совершение может быть возложена только на физических лиц.

Начиная с 2010 года в России наблюдается стабильное, на уровне 30-40%, ежегодное сокращение количества криминальных деяний в сфере налогообложения. Так, в 2011 году было зарегистрировано 3367 налоговых преступлений (–47,2% к 2010 году). [2] По мнению специалистов, такие успехи — это результаты действия Федерального закона от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым в 6 раз были подняты пороги крупного и особо крупного размера сумм уклонения, введен специальный случай освобождения от уголовной ответственности, разорвана единая правоохранительная цепочка — от выявления налогового преступления до его расследования и направления в суд. Однако такая положительная динамика налоговой преступности в силу некоторых обстоятельств не отражает объективной ситуации в данной сфере.

6 декабря 2011 года был принят Федеральный закон № 407-ФЗ «О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», cогласно которому поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 УК РФ, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.[3] Многие специалисты останавливались на различных недостатках таких материалов и том факте, что по ним возбуждается не более 6% уголовных дел. Главная причина здесь — различные методы выявления налоговых преступлений: у налоговых органов они контрольные и применяются, как правило, к уже представленным декларациям и документам, а не оперативно-розыскные, которые позволяют сочетать гласные и негласные формы работы.

Отмеченные недостатки уголовно-правовой политики в области противодействия налоговой преступности еще более повысили ее и так исключительно высокую латентность. Основная причина высокой латентности налоговой преступности — отсутствие потерпевших и иных лиц (кроме органов налогового контроля), заинтересованных в их выявлении. В результате совершения налоговых преступлений внешне, прежде всего, затрагиваются интересы государства.  Население же в основной массе относится к нарушителям налогового законодательства терпимо или даже сочувственно и не только не оказывает содействия государственным контролирующим и правоохранительным органам в их выявлении, но и способствует совершению преступлений.

В результате же законодательных изменений, в связи с возвращением полиции полномочий проводить оперативно-розыскные мероприятия по налоговым преступлениям, количество уголовных дел по этим статьям выросло на 68 % по сравнению с 2014 г. «В 2015 году существенно повысился уровень выявления налоговых махинаций, увеличились объемы поступающих в госказну платежей. Количество возбужденных дел об уклонении от уплаты налогов возросло на 68%», — сообщил глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. Так же было отмечено, что в ходе доследственных проверок и расследования налоговых преступлений возмещен ущерб на сумму свыше 10 млрд. руб., а «результативность выявления налоговых преступлений в 2016 году будет повышаться, а суммы поступлений налоговых платежей в бюджет существенно возрастут». Так же Бастрыкин,  сказал о необходимости введения уголовной ответственности юридических лиц и о создании финансовой полиции с соответствующими контрольными и оперативно-розыскными полномочиями [4]. Сочетание функций финансовой разведки, оперативно-розыскной деятельности и уголовной ответственности юридических лиц позволит оперативно сопоставлять информацию об источнике происхождения преступного капитала с данными о подозрительных финансовых операциях, направленных на его вывод за рубеж. А также дает возможность быстро документировать следы этих преступлений и своевременно пресекать движение криминальных денежных средств. И в конечном итоге — направлять следователю качественный материал, имеющий реальную судебную перспективу. Введение уголовной ответственности юридических лиц позволит обеспечить репатриацию нажитого на территории России преступного капитала, выведенного за рубеж.

Для борьбы с налоговой преступностью необходимо так же разработка комплекса правовых мер, исключающих возможность ухода от налогов через оффшорные зоны. Банковская тайна и непрозрачность налоговых гаваней уже более полувека помогают преступникам мирового масштаба прятать украденные миллиарды. Сегодня в оффшорах укрыто $18,5 трлн долл. [5] Не удивительно что борьба с оффшорами идет по всему миру. Президент В.Путин, приветствуя участников восьмого заседания Форума по налоговому администрированию ОЭСР, подчеркнул, что Россия готова передавать налоговую информацию по запросам налоговых органов других стран и рассчитывает на ответную положительную реакцию зарубежных коллег.

Комплекс правовых мер, блокирующий уход налогов в оффшоры должен включать и борьбу с фирмами-однодневками. [6] По данным Федеральной налоговой службы, сейчас в стране больше миллиона брошенных компаний, с которых практически невозможно взыскать налоги так как эти фирмы, как правило, зарегистрированы на умершего человека или по поддельным документам. По данным Центрального банка, работающие в России фирмы-однодневки недоплачивают в бюджет ежегодно до 1 трлн. рублей. Значительная часть этой гигантской суммы как раз и уходит в офшоры.

Предупреждение совершения налоговых преступлений должно осуществляться на различных уровнях и в нескольких направлениях. На общегосударственном уровне важно обеспечение экономической стабильности и подъема производства, роста платежеспособности хозяйствующих субъектов. Особое место в системе предупреждения налоговых преступлений занимает совершенствование правовой базы. Ожидаемые изменения, направленные на существенную либерализацию налоговой системы, связываются с принятием Налогового кодекса Российской Федерации и сокращением числа федеральных региональных и местных налогов; отменой всех налогов, уплачиваемых с выручки; снижением ставки налога на прибыль и другими важными изменениями. Система правового воспитания должна начинаться со школы и основываться на познаниях в области налогового права, практики налогообложения и использования налоговых доходов органами власти. Более широкую и целенаправленную работу по профилактике налоговых правонарушений должны нести средства массовой информации и особенно телевидение. Важно, чтобы было налажено сотрудничество налоговых, следственных органов и средств массовой информации в деле формирования законопослушного поведения налогоплательщиков, профилактики налоговых преступлений и правонарушений, формирования у общественности негативного отношения к недобросовестным налогоплательщикам.

Список источников

  1. Криминология: Учебник для вузов / Под общей ред. А.И.Долговой. М., 2007. С. 655
  2. http://pravo.ru/review/face/view/67917/ (дата обращения 19 марта 2017 г.)
  3. Федеральный закон № 407-ФЗ «О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 6 декабря 2011 года.
  4. http://ppt.ru/news/135340 (дата обращения 19 марта 2017 г.)
  5. Новые известия. 2013. 23 мая.
  6. «Фирмы-однодневки стоят бюджету триллион» — репортаж Ю. Синяевой // РБК daily [Электронный ресурс]: http://www.rbcdaily.ru/economy/562949985819972.

Добавить комментарий