Самбуева А.О. Вопросы эффективности ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы

Материалы Всероссийской НПК «Право. Экономика. Общество» 1 апреля 2017 г.

Вопросы эффективности ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы

Issues of effectiveness of resocialization of persons released from places of deprivation of liberty

 

Самбуева Альбина Очировна

SambuevaAlbinaOchirovna

Магистрант ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

sambueva1994@gmail.com

 

Аннотация. В данной статье рассмотрена одна из наиважнейших проблем отечественного уголовного права – эффективность ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Кроме этого, в статье рассмотрены этапы ресоциализации, их значение и эффективность в современной российской действительности.

Annotation. This article examines one of the most important problems of domestic criminal law — the effectiveness of resocialization of persons released from places of deprivation of liberty. In addition, the article examines the stages of resocialization, their significance and effectiveness in contemporary Russian reality.

Ключевыеслова: социальная адаптация, ресоциализация, осужденные, освобожденные, досрочное освобождение.

Keywords: Social adaptation, resocialization, convicts, freed, early release.

В настоящее время, осужденные, отбывшие наказание в местах лишения свободы, воспринимаются обществом как отверженные. Это выражено в проблемах с поиском официальной работы, созданием семьи и в негативном отношении к осужденным как со стороны государственных служащих, так и со стороны граждан.

Основную группу лиц, нуждающихся в социальной адаптации, образуют лица, освобожденные из исправительных учреждений. Оказывать содействие таким лицам необходимо, в первую очередь, в интересах общества, чтобы освобожденные не вернулись к прежней преступной жизни и не представляли угрозу для общества.

Ресоциализация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, является одной из главных проблем отечественной криминологии, поскольку она демонстрирует, насколько процесс воспитательного воздействия был эффективным. Соблюдение требований закона досрочно освобожденным является важнейшим критерием результативности института условно-досрочного освобождения и адаптационных мер государственных органов. В связи с этим в качестве заключительного этапа нейтрализации преступности следует считать не меры исполнения наказания, а процесс закрепления результатов исправительного и воспитательного воздействия, организации контроля за освобожденными из мест лишения свободы.

В этом случае, задача государства в минимизации вреда от изоляции человека и создании условий для продуктивной адаптации освобожденных к жизни в социуме. Как показывает опыт иностранных государств, программы социальной реабилитации освобожденных из исправительных учреждений позволяют человеку жить с семьей, поддерживать хорошие отношения, платить налоги и т.д. Вместе с этим, они обеспечивают тот же уровень безопасности общества, как и исправительное учреждение. По крайней мере, правонарушители не становятся хуже при значительно меньших затратах государства и с меньшим количеством побочных эффектов. [5]

Ресоциализация — это процесс воздействия на осужденных и лиц, освобожденных из исправительных учреждений  с целью ликвидации негативных последствий их изоляции и включения в общество, состоящий из подготовки к освобождению в исправительном учреждении и социальной адаптации после него.

Изучая процесс ресоциализации досрочно освобожденных от отбывания лишения свободы, можно констатировать, что начинается он задолго до освобождения осужденного и состоит из двух последовательных, взаимосвязанных этапов: подготовки осужденного к жизни на свободе в период отбывания наказания в ИУ и помощи в социальной адаптации после освобождения.

Основная задача проведения первого этапа ресоциализации осужденных — снять или минимизировать  негативные последствия, вызванные изоляцией человека от общества и подготовить его к предстоящему освобождению. Недостатком этого этапа ресоциализации является то, что администрация исправительного учреждения не всегда успевает подготовиться к выходу осужденного на свободу: не подготовлены документы, не решен вопрос с местом жительства, местом работы после освобождения и т.д. Для администрации досрочное освобождение, как ни странно, оказывается  довольно неожиданным. Поэтому в отношении лиц, которые могут подать ходатайство в суд об условно-досрочном освобождении, всю подготовительную работу необходимо проводить за 2-3 месяца до момента представления ходатайства независимо от решения суда по данному вопросу, поскольку осужденному могут отказать в его досрочном освобождении.

На процесс социальной адаптации освобожденных от наказания влияет множество обстоятельств: эффективность исполнения наказания в виде лишения свободы; моральная, психологическая и организационная подготовка осужденных к освобождению; осознанное усвоение осужденными новых социальных ролей после освобождения от наказания; восстановление социально полезных связей, правового статуса гражданина. К сожалению, на сегодняшний день перечисленные обстоятельства все еще имеют, так сказать, негативную окраску, характеризуются знаком «минус». Это результат деформации правовых институтов, административно-силового характера формирования уголовно-исполнительной политики. Отторжение осужденного от общества продолжается иногда долгие годы, даже после освобождения от отбывания наказания. [3] Государство лишь констатирует рост рецидивной преступности среди освобожденных из мест лишения свободы, а правильные слова о необходимости реабилитации часто остаются лишь на бумаге. Амнистии, которые применяются, помилования, смягчения требований правил внутреннего распорядка уголовно-исполнительных учреждений, условно-досрочное освобождение, демонстрируя гуманные возможности уголовно-исполнительной политики, вместе с тем оставляют незыблемым ее фундамент, заложенный еще в прошлые годы. В этой связи восстановление социальных связей осужденных должно быть предпосылкой успешной адаптации освобожденных от отбывания наказания. В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными прямо указывается, что подготовка осужденного к освобождению — это длительный процесс, который начинается с первого дня заключения. Результаты работы по адаптации осужденных к жизни в обществе зависят от тщательного планирования этой работы и продолжительности контактов с осужденными.

Сложность проблемы заключается в том, что, освободившись из колонии, осужденные попадают в ту же микросреду, которая не позволяет реализоваться их глубинной положительной ориентации, заложенной в стенах ИУ. Результаты криминологических исследований свидетельствуют о том, что общеобразовательный уровень осужденных существенно влияет на формирование их интересов и потребностей: осужденные с более высоким уровнем образования, как правило, проявляют и больший интерес к продолжению обучения, заинтересованность в работе самодеятельных организаций, проведении культурно-воспитательных мероприятий, они испытывают потребность в литературе, более добросовестно относятся к труду, к получению специальности, повышению своей квалификации, среди них снижается число лиц, которые систематически употребляют спиртные напитки и др. Высокий уровень образования, как правило, дает возможность освобожденному правильно оценивать жизненные ситуации и принимать верные решения.

После выхода на свободу лица, досрочно освобожденные, как и все освобожденные вступают в новый этап ресоциализации — социальную адаптацию. Совершение лицом правонарушений свидетельствует о неудачно складывающемся процессе его социализации, нарушении отношений с социальной средой. От того, насколько быстро осужденные включатся в нормальную жизнь общества и освоят новые социальные роли, зависит вероятность возвращения их к преступному образу жизни. Практика показывает, что процесс адаптации осужденных продолжается в течение шести месяцев после освобождения.

Второй этап ресоциализации освобожденных должен выполнять такие задачи, как: исключение или нейтрализация неблагоприятного воздействия окружающей социальной среды; восстановление и укрепление положительных связей с семьей осужденного; трудоустройство осужденного; бытовое устройство по месту жительства; контроль специализированного государственного органа за выполнением условий досрочного освобождения.

Представляется, что все из перечисленных задач социальной адаптации должны выполняться одним специализированным государственным органом при содействии местных администраций городов и районов, а также попечительских обществ.

Полагаю, что уголовно-исполнительные инспекции и должны стать такими специализированными государственными органами. На них в частности могут быть возложены функции по координации деятельности всех органов и служб по социальной адаптации освобожденных условно-досрочно. Одним из условий успешной социальной адаптации освобожденных из исправительных учреждений является преемственность в проводимой работе по их ресоциализации.  Она обеспечивается организационным взаимодействием всех органов и общественных организаций по ресоциализации освобожденных от наказания.

Российская Федерация в современных кризисных условиях развития экономики, социальной сферы и сферы труда не способна пойти на создание на всей ее территории новых структур, требующих государственного финансирования. Целесообразнее и экономичнее реформировать уже имеющиеся органы, увеличив их штат и возложив на них новые обязанности. Для успешной социальной адаптации лиц, освобожденных досрочно, предлагается передача в ведение уголовно-исполнительных инспекций специальных жилых общежитий для временного размещения в них лиц, освобожденных условно-досрочно и не имеющих прочных положительных социальных связей, небольшие производства для трудоустройства нуждающихся. [2]

Таким образом, эффективность ресоциализации лиц, освобожденных досрочно или по отбытии наказания, во многом зависит от качества подготовительной работы в исправительном учреждении и реальной помощи освобожденному в социальной адаптации после освобождения. В настоящий момент необходимо закладывать правовые основы ресоциализации лиц, освобожденных от наказания, в том числе и досрочно, определить основные принципы проведения такой деятельности. В частности, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. предусматривает создание в РФ государственной службы пробации, обеспечивающей социально-психологическое сопровождение лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и оказание помощи в адаптации освобожденных к нормальным условиям общежития. Необходимо на законодательном уровне урегулировать не сам процесс социальной адаптации, а конкретную деятельность органов и организаций, направленную на обеспечение успешного протекания сложного психологического процесса ресоциализации.

Список источников

  1. Бриллиантов А. Уголовно-исполнительное право в вопросах, ответах и схемах: учебное пособие. – М., Проспект (ТК Велби), 2009 – С. 179.
  2. Потоцкий Н.К. Значение норм уголовного и уголовно-исполнительного права как инструментов обеспечения предупреждения преступлений //Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. №5 – С. 13-18
  3. Селиверстова В.И. Уголовно-исполнительное право: Учебник – М., Проспект, 2009 – С. 492
  4. Краткий курс по уголовно-исполнительному праву: учеб. пособие / Л. В. Смолина. — М., Изд-во Окей-книга, 2015. — С. 122
  5. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник/Под ред. И. Л. Трунова. — М., Изд-во Эксмо, 2014. — С. 675

 

Добавить комментарий