Таргын А.А., Черлик-оол Н. Э. Налоговая ответственность за несвоевременное предоставление бухгалтерской отчетности

Материалы Всероссийской НПК «Право. Экономика. Общество» 1 апреля 2017 г.

Налоговая ответственность за несвоевременное предоставление бухгалтерской  отчетности

Tax liability for late submission of financial statements

 

Таргын Айза Аясовна

Targyn Aiza Ayasovna

cтудентка ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

targyn1995@mail.ru

Черлик-оол Надежда Эдуардовна

Cherlik-ool Nadezhda Eduardovna

cтудентка ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

nadya.cherlikool@mail.ru

 

Аннотация. Статья посвящена привлечению к налоговой ответственности налогоплательщиков за нарушение срока предоставления бухгалтерской отчетности. Также были рассмотрены как общие нормы законодательства о налогах и сборах, так и судебная практика.

Annotation. The article is devoted to attracting taxpayers to tax liability for violation of the deadline for provision of accounting reports. Also, there were considered both general norms of the legislation on taxes and fees, and judicial practice.

Ключевые слова: налоговая ответственность, бухгалтерская отчетность, судебная практика.

Keywords: tax liability, accounting reporting, judicial practice.

 

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, о чем гласит статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). [1]

Одной из обязанностей налогоплательщиков предусмотренной п.п. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ является представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. За исключением других случаев, когда организация не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Конкретные сроки подачи тех или иных отчетов установлены законодательством РФ. Много статей написано во всевозможных источниках об ответственности за несоблюдение сроков представления отчетности. Тем не менее до сих пор в нашей практике нередки случаи, когда начинающие индивидуальные предприниматели или руководители вновь созданных компаний считают, что вне зависимости от даты государственной регистрации, отчетность нужно сдавать только тогда, когда фактически начнется деятельность.

Все организации, за исключением бюджетных, представляют бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам имущества, территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, управляющим государственным имуществом. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством РФ. Согласно п.1 ст.15 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица. Для вновь созданной или реорганизованной организации – отчетный период со дня ее государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно [2].

Ответственность за несвоевременное предоставление или непредставление бухгалтерской отчетности предусмотрена налоговым кодексом и кодексом об административных правонарушениях. [3] Основанием к привлечению к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» является невыполнение или несвоевременное представление бухгалтерской отчетности. В данной статье указывается, что непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. За то же деяние ст. 15.6 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрен  штраф в размере от 100-300 рублей для граждан, а для должностных лиц от 300-500 рублей. [4]

В п. 2 ст. 87 НК РФ указывается, что целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа . Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (п. 4 ст. 89 НК РФ). В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган может проверить своевременность предоставления сведений в соответствии с законодательством о налогах и сборах, а также ином законодательстве, в том числе бухгалтерском.

По п.1 ст.88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Бухгалтерская отчетность и ее приложение не являются налоговой декларацией (расчетом), как следствие невозможность проведения камеральной проверки по данным документам и привлечение к ответственности по ст. 126 НК РФ.

Таким образом, привлечение к ответственности в рамках ст. 126 НК РФ возможно исключительно только при проведении выездной или камеральной налоговой проверки.

Налоговое законодательство рассматривает два вида порядка привлечения к налоговой ответственности это предусмотренная ст. 101 НК РФ вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки и производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях (ст. 101.4 НК РФ). Но следует заметить, что привлечение к ответственности за несвоевременное предоставление отчетности возможно исключительно в рамках ст. 101 НК РФ, поскольку Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не входит в законодательство о налогах и сборах.

Давайте рассмотрим судебную практику Федерального арбитражного суда Центрального округа по вопросу привлечения к ответственности за несвоевременное предоставление бухгалтерской отчетности в налоговый орган. Некоторые суды говорят, что привлечение к ответственности за несвоевременное предоставление бухгалтерской отчетности в налоговый орган не правомерно. Возьмем Постановление ФАС Центрального округа от 29.02.2012 по делу № А68-4627/11[5]. Здесь указывается, что обязанность предоставления отчета о прибылях и убытках и бухгалтерского баланса предусмотрена законодательством о бухгалтерском учете, а не налоговым законодательством, в этом случае основания для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, отсутствуют и применяются правило ст. 15.6 КоАП РФ.

Ранее Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 23.11.2011 по делу № А56-7885/2011[6] отмечал, что Налоговый кодекс РФ не определяет обязанность для налогоплательщика представлять бухгалтерский баланс и отчеты о прибылях и убытках. Однако, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» указывает, что обязанность вручения организациями охарактеризованных  документов предусматривается законодательством о бухгалтерском учете, а не законодательством о налогах и сборах, что не дает применение налоговой ответственности, указанной в п. 1 ст. 126 НК РФ, за их несвоевременное представление.

К тому же, налоговики привлекают к ответственности не только саму компанию (организацию), но и ее должностных лиц в соответствии со  статьей 15.6 Кодекса об административных правонарушениях. Сумма штрафа составляет от 300 до 500 рублей, что возлагается на каждое должностное лицо, виновное в нарушении. А при обнаружении в бухгалтерской отчетности грубых нарушений должностных лиц компании (организации) привлекают к ответственности по статье 15.11 Кодекса об административных правонарушениях, в этом случае  штраф составляет в размере от 2000 до 3000 рублей.

Далее хотелось предложить следующий вариант, когда привлечение к ответственности допустимо. С данной точкой позиции солидарны практически все суды различных судебных округов.

В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 09.02.15 по делу № А40-32972/14 [7], указывается, что за несвоевременное представление бухгалтерского баланса и приложений к нему налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ, при этом как баланс, так и приложение к балансу представляют собой самостоятельные документы; непредставление каждого документа образует состав налогового правонарушения, установленного ФЗ «О бухгалтерском учете от 06.12.2011 № 402-ФЗ.  С Федеральным арбитражным судом Московского округа солидарен ФАС СЗО например в Постановлении от 24.02.2005 по делу №А05-16954/04-20.

Напротив, позицию можно встретить в Постановлении ФАС СЗО от 29.01.2004 №А05-8358/03-20, в котором обозначается, что если в случае непредставления в налоговый орган бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о целевом использовании полученных средств налогоплательщик привлекается к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, за непредставление одного документа — бухгалтерского баланса, так как отчет о прибылях и убытках и о целевом расходование денежных средств является его составной и важной частью.

Подводя итог, из характеристик судебной практики, можно сделать вывод, что привлечение к налоговой ответственности налогоплательщика в соответствии со ст. 126 НК РФ за несвоевременное предоставление бухгалтерской отчетности правомерно. Из анализа действующих норм права привлечение к налоговой ответственности допустимо только в рамках выездной налоговой проверки.

Список источников

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 31.08.1998 №146- ФЗ (в ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. — №148.
  2. О бухгалтерском учете: федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // СПС Консультант Плюс.
  3. Русанов М.С. Налоговая ответственность за несвоевременное предоставление бухгалтерской отчетности // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2012. № 19 (99). С.7-12.
  4. Русанов М. С. Административная ответственность за нарушение срока предоставления бухгалтерской отчетности // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2012. № 19 (99). С.6-7.
  5. Постановление ФАС Центрального округа от 29.02.2012 по делу № А68-4627/11 // СПС Консультант Плюс.
  6. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.11.2011 по делу № А56-7885/2011 // СПС Консультант Плюс.
  7. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.02.15 по делу № А40-32972/14 // СПС Консультант Плюс.

 

Добавить комментарий