Шарханова Е.Б. Особенности рассмотрения гражданских исков при рассмотрении уголовных дел по ст.260 Уголовного кодекса Российской Федерации

Материалы Всероссийской НПК «Право. Экономика. Общество» 1 апреля 2017 г.

Особенности рассмотрения гражданских исков при рассмотрении уголовных дел по ст.260 Уголовного кодекса Российской Федерации

Features of the consideration of civil claims in the consideration of criminal cases under Article 260 of the Criminal Code of the Russian Federation

                                                             

Шарханова Евгения Баировна

Sharkhanova Evgenia Bairovna

Магистрант ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

ekaterina-nikolaeva-2011@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности рассмотрения гражданских исков в рамках уголовных дел по ст.260 УК РФ, подача гражданских исков прокурором и вопросы определения гражданского истца, методика расчета ущерба, причиненного незаконной рубкой лесных насаждений.

Annotation. The article examines the peculiarities of considering civil suits in the framework of criminal cases under Article 260 of the Criminal Code of the Russian Federation, the filing of civil suits by the prosecutor and the issues of determining the civil plaintiff, the methodology for calculating damage caused by illegal cutting of forest plantations.

Ключевые слова: Конституция, гражданский иск, уголовное судопроизводство, незаконная рубка лесных насаждений, прокурор, методика расчета сумм ущерба, причиненного незаконной рубкой лесных насаждений.

Key words: Constitution, civil action, criminal proceedings, illegal logging of forest plantations, prosecutor, methodology for calculating the amount of damage caused by illegal cutting of forest plantations.

Гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а также реализация положений, предусмотренных частью 1 статьи 9, частью 2 статьи 36, статьей 58 Конституции Российской Федерации [1], обеспечивается, в том числе путем правильного применения законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. [7]

Согласно статистическим данным Осинского районного суда Иркутской области за 2016 год,  более 50%  преступлений составляют уголовные дела о незаконной рубке лесных насаждений, которые в соответствии с Уголовным кодекса РФ относятся к экологическим преступлениям. [10]

В рамках вышеуказанных дел прокурором предъявляются иски о возмещении сумм ущерба, причиненного в результате незаконной рубки деревьев, в рамках предоставленных полномочий ч. 6 ст. 246 УПК РФ. [2]  В обоснование заявленного иска, прокурор указывает, что обращение с иском обусловлено необходимостью защиты интересов Российской Федерации, собственностью которой  являются леса, в которых осуществлена незаконная рубка деревьев. Незаконная рубка лесных насаждений, представляет повышенную общественную опасность, поскольку указанные преступления влекут неизбежное наступление общественно-опасных последствий в виде нарушения экологический безопасности общества, обеспечиваемой охраной, рациональным использованием и воспроизводством древесно-кустарниковой растительности в лесах, экологического равновесия и жизнеспособности древесно-кустарниковой растительности. Также необходимо отметить, что по  делам о незаконной рубке лесных насаждений установление размера ущерба, причиненного преступлением, имеет большое значение для правильной квалификации деяния оценки  обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, а также для решения вопроса о наличии или отсутствии состава преступления.

При рассмотрении исков указанной категории кроме прокурора, предъявившего иск, судом привлекается к участию в деле в качестве гражданского истца администрация муниципального района, поскольку прокурор в исковом заявлении причиненный ущерб просит взыскать в бюджет муниципального района. [8]

Вопрос привлечения гражданского истца по указанной категории дел до настоящего времени в судебной практике суда остается дискуссионным, поскольку иные правоприменители полагают, что подлежат привлечению к участию в деле Агентства лесного хозяйства Иркутской области и соответственно причинённый ущерб подлежит взысканию в доход федерального бюджета. [9]

И до настоящего времени единообразной практики по применению п. 4 ч.1  и ч.6 ст.46 Бюджетного кодекса РФ не имеется, в каждом районе складывается своя практика. Соответственно, от того в какой бюджет взыскиваются указанные средства зависит и определение субъектного состава участников судопроизводства при рассмотрении гражданского иска, как в рамках уголовного, так и  в рамках гражданского дела.

Правильным видится мнение, что при решении вопроса о взыскании имущественного ущерба, причинённого лесному фонду должны быть применены нормы ч.6 ст.46 Бюджетного кодекса РФ, которые предусматривают суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, поскольку при совершении незаконной рубки лесных насаждений речь идет именно о вреде, причиненного окружающей среде,  а не просто о нарушениях лесного законодательства, как об этом гласит п.4 ч.1 ст.46 Бюджетного кодекса РФ.

Необходимо отметить и особенности исчисления размера причиненного ущерба лесному законодательству, который исчисляется  в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» [4], где,  в учет берутся  следующие единицы – средняя таксовая стоимость древесины по категории крупности согласно постановлению Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» [5]; коэффициент, согласно Постановлению Правительства РФ от 17.09.2014 № 947 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»; 50 – кратная стоимость древесины согласно п.п.1 Приложения № 1 к постановлению Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 «Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям»; согласно  п.10 Приложения 3 к постановлению Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 «методика исчисления размера вреда, причинённого лесным насаждениям или не отнесенных к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства» размер ущерба увеличивается в 2 раза в случае незаконной рубки, уничтожения или повреждения деревьев и кустарников хвойных пород, осуществляемых в декабре-январе.

Особый интерес в практике вызывают иски, которые стали предъявляться прокурорами с недавних пор о взыскании ущерба, причиненного вследствие незаконной рубки лесных насаждений в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участках охотничьих угодий. Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». [3] Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, в отношении которых утверждается лимит добычи охотничьих ресурсов, утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.04.2010г. № 138. Расчет вреда, причиненного охотничьим ресурсам, производится согласно Методике исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2011 года № 948. Согласно п.6 Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2011г. № 948 [6], размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов на территории воздействия (суммарный вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной или иной деятельности на территории воздействия) исчисляется как сумма вреда одному виду охотничьих ресурсов по каждой территории воздействия (территория трансформации, территория сильного воздействия и территория слабого воздействия).

Необходимо отметить,  что в связи с длительностью производимых расчетов, указанные иски рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства.

Также, на практике, в порядке гражданского судопроизводства рассматриваются иски, находящиеся в причинно-следственной связи с преступлениями о незаконной рубке лесных насаждений,  о возложении обязанности  по очистке места незаконной рубки лесных насаждений от порубочных остатков.

В заключение, хотелось бы отметить, что в современных условиях развития общества нельзя не отметить возрастание общественной опасности экологических преступлений, которая обусловлена их огромной вредоносностью.

Преступные посягательства на окружающую среду приводят к нарушению целостности экосистемы Земли и подрыву экологической безопасности. В связи, с чем особое внимание следует уделить проблемам определения и возмещаемости вреда, причиненного указанными преступлениями, в частности, незаконной рубкой лесных насаждений.

Является положительной практика рассмотрения гражданских исков о возмещении причиненного незаконной рубкой лесных насаждений в рамках уголовного дела и в целях своевременного и эффективного восстановления нарушенных прав, хотелось бы, чтобы и все связанные с ним гражданские иски (в частности, о взыскании ущерба, причиненного вследствие незаконной рубки лесных насаждений в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участках охотничьих угодий, а также иски о возложении обязанности по очистке места незаконной рубки лесных насаждений от порубочных остатков) рассматривались одновременно с рассмотрением уголовного дела.

Список источников

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с поправками, внесенными ФКЗ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 года № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52 (ч. I). – Ст. 4921.
  3. Федеральный закон от 24.07.2009 г. №  209-ФЗ (ред. от 23.06.2016 г.) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2009. № 30. Ст.3735.
  4. Постановление Правительства РФ от 08.05.2007 г. № 273 (ред. от 11.10.2014 г.) «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 20. Ст.2437.
  5. Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 (ред. от 09.06.2014 г.) «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 23. Ст.2787.
  6. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2011 года № 948 (ред. от 22.07.2013 г.) «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам»// СПС Консультант плюс.
  7. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 18.10.2012 г. № 21 (в ред. от 26.05.2015 г.) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» // Российская газета. 2012. 31 окт.
  8. Решение по гражданскому делу № 2-328/2013 по иску прокурора Осинского района к Х.А.В. о возмещении ущерба, причиненного незаконной рубкой лесных насаждений // Архив Осинского районного суда Иркутской области.
  9. Решение по гражданскому делу № 2-58/2013 по иску прокурора Усть-Удинского района к З.А.А. о возмещении ущерба, причиненного незаконной рубкой лесных насаждений // Архив Осинского районного суда Иркутской области.
  10. Статистические данные судов общей юрисдикции за 2016 г. //Официальный сайт УСД в Иркутской области http://usd.irk.sudrf.ru

 

Добавить комментарий