«Развитие ИКТ в образовании»

 

Оригинал заявки

Презентация проекта

I . Паспорт учреждения образования
  • образовательное учреждение: МБОУ «СОШ №11»
  • адрес: 665852, г. Ангарск, м-он Китой, ул. Трактовая,15Инновац_площадка_Анагрск-2017
  • телефон: 8-3955-65-60-04 факс: 8-3955-65-60-04
  • директор: Демидова Татьяна Анатольевна
  • заместитель директора по эксперименту (по науке): Лобанов Алексей Александрович
II. Тема инновационного педагогического опыта

«Развитие ИКТ в образовании»

III. Идея изменений/ гипотеза

 Объект  — процесс становления управленческой культуры в вопросах ИКТ работника образовательного учреждения.

Предмет –  особенности  формирования  ИКТ компетентности в условиях информатизации образования.

Гипотеза принято положение о том, что  применение информационных технологий в образовании в будущем обеспечивает инновационное развитие.

Цель: развитие ИКТ в образовании.

Исходя из темы, цели, объекта, предмета и гипотезы, обусловлена необходимость решения следующих задач:

  • создание мотивационной среды для внедрения и использования ИКТ в образовании.
  • Внедрение интернет – проектов.
IV. Концепция изменений

Актуальность представленной работы  обуславливается  совпадением со второй задачей государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы:  внедрение и совершенствование современных организационно- экономических механизмов управления образованием.

Новизна представленного опыта заключается в том, что каждый разработанный продукт предназначен для автоматизации работы  конкретного работника образовательной организации. Кроме того все разработки созданы с учётом реальных потребностей  педагогического сообщества, так как разрабатывались педагогом (администратором) работающим в школе.

Целесообразность применения  созданных программных продуктов обуславливается рядом причин: оптимизацией  учебного процесса, способствованию внедрению инновационных методов обучения, повышению престижа школы, ускорением процесса сбора и обмена информации, экономией времени,  возможностью  электронного документооборота

Инструментальность созданных программных продуктов позволит внедрить их в любом образовательном учреждении  в не зависимости от вида, типа учреждения, количественного состава или других факторов.

Эффективность созданных компьютерных  программ  подтверждается востребованностью электронных  продуктов всеми участниками образовательного процесса (заключено более 255 соглашений со школами России о внедрении программных продуктов в школах).  Ежегодно созданные программы участвуют в конкурсах по практическому применению в учебно-воспитательном процессе. Так  в 2017 году Электронный журнал внеурочной деятельности стал победителем всероссийского конкурса «Мои инновации в образовании», в 2017 году Электронное портфолио учащегося стало победителем регионального конкурса лучшая методическая разработка,  2015 году «Электронный журнал воспитателя ДОУ» стал лауреатом международного конкурса «ИКТ в дошкольном образовании». В 2014 году получен диплом победителя  на региональном конкурсе «Современные педагогические практики»,  проходившем в рамках  форума «Образование Прибайкалья»  с темой « ИКТ в работе классного руководителя». В 2013 году «Электронный журнал заместителя директора по НМР» призёр всероссийского конкурса «Методическая служба – формула успеха».

 

V. Условия реализации изменений

 

Опыт может быть использован учителями-предметниками, классными руководителями, заместителями директора в организации работы образовательной организации. Изменения возможны, только при 100% ИКТ компетентности педагогического коллектива школы. Наличие  локальной сети, автоматизированных рабочих мест, желания педагогического коллектива внедрить созданные программы. Готовность администрации школы к переходу на электронный документооборот.

 

VI. Предполагаемый результат изменений, освоения новой технологии

Внедрение в практику работы специализированных программ с использованием ИКТ способствует:

  • Повышению эффективности работы образовательной организации;
  • Снижению временных затрат по обработке информационных потоков;
  • Создание открытого информационного пространства образовательной организации;
  • Внедрению новых форм формирующего оценивания;
  • Повышению ИКТ компетентности всех участников образовательного процесса.

VII. Продукт инновационной деятельности

По результатам работы первого года инновационного проекта для педагогических работников  будут представлены следующие программные продукты, которые помогут в работе при организации внедрения ФГОС ООО: электронное портфолио учащегося, электронная рабочая программа на уровень обучения, электронный журнал внеурочной деятельнсоти.

  1. Электронное портфолио учащегося

Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся. Система оценивания является основным средством диагностики проблем обучения  и осуществления обратной связи между учащимися и учителем.

            Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т.е.  оценка, складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.  Оценивание осуществляется по заранее  определенным критериям.  Критерий представляется как цель, ожидаемый результат образования, а оценивание по любому из критериев  — это определение степени приближения учащегося к данной цели.

Количественное содержание критериев определяется баллами (уровнями достижений) и соответствующими им описаниями, поясняющими уровень достижений.  При  критериальном  оценивании нет условий для сравнений себя с другими.  Ты успешен по одному критерию, а я по другому, появляются  дополнительные возможности оценивать себя и наращивать свои достижения по тому  или иному критерию.

Цель критериального оценивания – определение и повышение успешности учебной деятельности учащихся по средством использования определённых критериев, позволяющих связать систему оценивания с целевыми установками, как отдельного учебного курса, так и формирования компетентностей учащихся на соответствующей ступени школьного образования. В процессе изучения портфолио  заинтересованными лицами (классным руководителем, завучем, конкурсной комиссией, работодателем) возникает резонный вопрос – по каким критериям можно выбрать наилучшего учащегося, имея в своём распоряжении портфолио?

Применение электронного портфолио позволило вовлечь  в работу по его созданию как обучающихся, так и их родителей.   Все листы имеют определённый уровень защиты, что не позволяет учащимся или родителям  внести изменения, которые бы привели к неверным расчётам. Введение электронного портфолио в практику работы школьного самоуправления  позволило  вовлечь в работу всех без исключения  участников учебного процесса и построить единую  базу данных учебных достижение каждого учащегося школы.

Единая структура портфолио и включение средств автоматизации  критериального подсчёта введенной информации позволяет проводить данную работу как дома самостоятельно, так и в школе на классных часах.

Кроме того процедура автоматического подсчёта итоговых данных существенно облегчает процедуру выстраивания образовательного рейтинга учащегося  по классу и школе, а также минимизирует временные затраты.  Если вы последуете указанным методическим указаниям, а так же воспользуется разработанной программой e- портфолио, то сможете без лишних усилий проводить в своём образовательном учреждении оценивание образовательных достижений каждого учащегося школы.

Если классный руководитель попытается внедрить его, начиная с 1-2 класса, то к концу обучения в школе, каждый  ученик получит огромную «копилку» своего индивидуального развития в школе.

Хранение такого портфолио  становится малозатратным, в — первых не надо целой полки в шкафу, а лишь несколько килобайт на сменном  носителе,  во – вторых, выполняя требования закона о персональных данных можно легко ограничить доступ к хранимой информации через систему паролей доступа к информации.

Кроме того  использование электронного портфолио существенно облегчает трудозатраты по ведению документации классного руководителя, а значит остается больше времени для работы с учениками. Электронное портфолио  позволяет вовлечь  учащихся  и разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими.  Введение электронного портфолио  позволит   выполнить одно из направлений программы «Новая школа». Новая школа — это центр взаимодействия  классного руководителя  с родителями.

  1. Электронная рабочая программа на уровень обучения.

Электронная рабочая программа учителя —  предметника предназначено  для  введения в образовательном учреждении единой формы КТП. В результате многолетних проб при разработке рабочей программы удалось разработать рабочую программу, которая бы удовлетворяла запросам как учителей, так и администрации школы.  Электронная рабочая программа  выполнено в среде  электронных таблиц MS EXCEL.  Оформлена в виде книги с листами, каждый из которых содержит определённую информацию.

            Рабочая программа разработана для  реализации любого учебного предмета на любом  уровне общего образования.  Структура рабочей программы разработана с учётом требований федерального образовательного стандарта начального общего образования утвержденного  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373.  Так  разработанная рабочая программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №11».

Рабочая программа содержит:

  • пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
  • общую характеристику учебного предмета, курса;
  • описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  • описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
  • описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

            Рабочая программа выполнена в среде MS Excel, для автоматизации и проверки ввода данных учителями, приступившими к созданию рабочей программы. Кроме того данный шаблон предоставляет широкую возможность педагогам использовать её для любого другого предмета, так как форма программы унифицирована.

Результаты внедрения данной формы рабочей программы на уровне начального общего образования позволило более комфортно перейти учащимися на уровень основного общего образования. Так как  выбранная форма рабочей программы сохраняет преемственность. Кроме того наличие плана работы на 4 года, а не на 1 год и увязка всей рабочей программы на выход, а именно ориентация на контрольные элементы содержания позволяет не перегружать учащихся, не навязывать знания. Результаты внутренних мониторингов и внешней экспертизы при аккредитации учреждения в 2016 году подтверждает факт, что в школе созданы оптимальные  условия на уроке математика благодаря чёткой структуре рабочей программы. И результаты качества и уровня обученности  подтверждают это, так в 2015/2015 году уровень обученности составил 100%,  а качество обученности возросло на 12%.

Большое внимание в рабочей программе уделено и  становлению универсальных учебных действий на уроках математики, для каждого класса начального общего образования подобраны свои УУД. которые исходя из содержания урока учитель будет формировать у обучающихся. Специально созданный раздел в КТП позволяет учителю при подготовке к уроку сразу видеть направленность урока при формировании УУД.

Для реализации программы  необходимы  стандартное уже на сегодняшний день  материально-техническое обеспечение, которое так же в пояснительной записке к рабочей программе описано. При разработке программы учитель уже продумывает какие творческие работ. Проектные работы буду реализовываться  при обучении учащихся на уровне начального общего образования. Так в разделе «Перечень» он обязательно должен указать название творческой или проектной работы период проведения и вид проекта (учебный, социальный, краткосрочный, долгосрочный).

Положительные отзывы коллег после проведённых семинаров и постоянное увеличение заключённых соглашений об использовании данной формы рабочей программы позволяют сделать вывод об эффективности разработанной формы рабочей программы.

  1. Электронный журнал учёта внеурочной деятельности.

Одной из последней тенденции, стремительно ворвавшейся в школьный уклад, является введение внеурочной деятельности для учащихся.   Согласно примерной основной образовательной программы  внеурочная деятельность для учащихся не должна превышать 10 часов недельной нагрузки. В нашем образовательном учреждении выбрана оптимизационная модель реализации внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий и включает в себя:

  • план внеурочной  деятельности  по  учебным  предметам  образовательной  программы (предметные кружки, факультативы, ученическое научное общество, школьные олимпиады по предметам программы основной школы);
  • план организационного обеспечения учебной  деятельности  (ведение  организационной  и  учебной  документации, организационные  собрания,  взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и т.д.);
  • план работы по организации педагогической поддержки обучающихся (проектирование  индивидуальных  образовательных  маршрутов,  работа  тьюторов, педагога-психолога);
  • план работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы  (безопасности  жизни  и  здоровья  школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости,  профилактики  различных  рисков,  возникающих  в  процессе взаимодействия  школьника  с  окружающей  средой,  социальной  защиты  учащихся);
  • план воспитательных мероприятий.

Таким образом, внеурочная деятельность осуществляется педагогами дополнительного образования, классными руководителями, учителями-предметниками (через проектную деятельность, внеклассные мероприятия).

После разработки данной модели реализации плана внеурочной деятельности перед администрацией школы стал большой вопрос, как организовать учёт внеурочной занятости, как сделать так, чтобы можно было увидеть индивидуальный набор внеурочных занятий каждого ученика, класса в целом и востребованность того или иного внеурочного занятия в школе.  С этой целью был разработан электронный журнал учёта внеурочной деятельности учащихся класса.

Введение данного журнала позволили упростить  мониторинг  внеурочной занятости учащихся, в любой момент видеть информацию о выбранных направлениях, автоматизировать учёт реализации  планов внеурочной деятельности.

Кроме того для заместителя директора школы разработан  модуль для сбора информации и автоматического подсчёта по всей школе применение данного модуля позволяет в считанные доли минут иметь полную раскладку по образовательному учреждению по реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении.

Добавить комментарий