Бикчентаева А.О., Карелина Н.А. Профессиональное самоопределение студентов Иркутского авиационного техникума

Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

Профессиональное самоопределение студентов Иркутского  авиационного техникума

Professional selfdetermination of Irkutsk aviation technical school students

 

Бикчентаева Анна Олеговна

Bikchentaeva Anna Olegovna

Студентка ГБПОУИО ИАТ, г.  Иркутск

anna.bik4entaeva@ya.ru

Карелина Надежда Анфиногентовна

Karelina Nadezhda Anfinogentova

Преподаватель ГБПОУИО ИАТ, г.  Иркутск

ms.n.karelina@mail.ru

 

Аннотация.  В статье представлены результаты исследовательской работы по изучению профессионального самоопределения студентов Иркутского авиационного техникума. Главным результатом  является обнаруженные взаимосвязи между профессиональным самоопределением и удовлетворенностью учебной деятельностью студентов.

Abstract. The paper reports on the results of research work on studying

of professional self-determination of students of  Irkutsk aviation technical school.

However, main result is the discovered interrelations between the professional self-determination and satisfaction with educational activities of the students.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, удовлетворенность учебной деятельностью, среднее профессиональное образование, профессиональная деятельность

Keywords: professional self-determination, satisfaction with educational activities, secondary vocational education, professional communication

 

Сегодня, выбирая уровень образования, образовательную организацию и будущую специальность, молодой человек предопределяет свое будущее социально-статусное положение в обществе и профессии.  От выбора будущей специальности и формирования отношения к своей профессии зависит эффективность труда будущего выпускника, его самоопределение и степень удовлетворенности социальным статусом. [2] Выбор стоит не только перед  обучающимися школы, но и перед студентами среднего профессионального образования, которые после окончания техникума решают сложную жизненную задачу, продолжить обучение в высшем учебном заведении по выбранному профилю, пойти работать по освоенной специальности или сменить специальность.

Целью исследования является выявление уровня профессионального самоопределения студентов в ГБПОУИО «Иркутский авиационный техникум».

Задачи исследования:

  1. Выполнить теоретический анализ понятия профессиональное самоопределение студентов
  2. Определить уровень удовлетворенности студентов техникума процессом обучения и выбранной специальностью.
  3. Определить уровень профессионального самоопределения студентов техникума и его зависимость от удовлетворенности студентов процессом обучения.
  4. Разработать рекомендации для повышения уровня профессионального самоопределения студентов

Гипотеза исследования: профессиональное самоопределение студентов техникума зависит от уровня удовлетворенности студента процессом обучения.

Методы проведения исследования: изучение учебной, научной и правовой литературы, анкетирование, опрос.

Профессиональное самоопределение – процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. [1]

Студенты, за период обучения получают профессиональные знания и навыки, знакомятся со специалистами в данной области и проходят практику в профессиональных организациях. Чем лучше профессиональная подготовка в техникуме, тем выше уровень удовлетворенности студентов учебной деятельностью и больше положительных сторон видят студенты в своей будущей специальности.

Удовлетворенность, по мнению большинства психологов, — это отношение к выполняемой деятельности, образу жизни. Удовлетворенность выступает одним из факторов, влияющих на принятие решения о продолжении деятельности (в основном профессиональной или учебно-профессиональной).

Для определения уровня удовлетворенности студентов техникума выбором профессии было проведено анкетирование по методике Л.И. Мищенко. [3] Удовлетворенность избранной профессией возникает, если студент оценивает ее как способствующую самораскрытию, самоактуализации, дающую возможность полном объеме реализовать свои способности, как обеспечивающую потребность в социальном признании и уважении общества, позволяющую обеспечивать себя и свою семью.

Было опрошено 95 студентов второго и третьего курсов, обучающихся по специальности «Технология машиностроения» в ГБПОУИО «Иркутский авиационный техникум». Среди них 4% полностью неудовлетворенны избранной профессией, их  учебная деятельность идет неблагополучно, у 12% опрошенных  учебная деятельность идет недостаточно благополучно, мысли об избранной профессии не доставляют удовольствия, студент не проявляет инициативы в учебной деятельности, у  54% студентов учебная деятельность протекает в пределах нормы, но не дает возможности реализовать все свои способности, некоторая неудовлетворенность возникает лишь в отдельных областях учебно-профессиональной деятельности,  у 32% опрошенных обучение идет благополучно, студенты уверены в своей будущей профессиональной востребованности, их  запросы не превышают бытовую и бюджетную реальность. 72% опрошенных планируют после окончания техникума работать по выбранной специальности, но 43% считают, что им сложно будет трудоустроиться по своей профессии; 41% готовы в будущем повысить уровень своего образования (пройти курсы повышения квалификации, получить смежную профессию, высшее образование), но при этом только 21%  готовы самостоятельно повышать свою квалификацию (самостоятельно изучать новые технологии, компьютерные программы и др.). Только 8% студентов читает самостоятельно дополнительную литературу по выбранной специальности, потому что им это интересно.

Наиболее значимыми при выборе места работы являются заработная плата и условия труда, очень важна для них профессиональная реализация, но в большей степени не в плане удачной карьеры, а в плане интересной работы. Выпускники чувствуют себя не слишком уверенно – только трое из пяти уверены, что сразу найдут работу в запланированной области. При этом студенты готовят себя к тому, что зарплата будет ниже, чем им хочется.

49% анкетируемых готовы в случае необходимости, сменить свою профессиональную деятельность, при этом основным мотивом смены профессии является низкая заработная плата. При этом желаемая заработная плата завышена для данной сферы для молодого специалиста.

В целом можно сказать, что студенты техникума определились с будущей профессией и довольны своим профессиональным выбором, т.к. большая часть удовлетворены выбранной специальностью и образовательным процессом. При этом результаты анкетирования показывают, что удовлетворенность учебной деятельностью и профессиональное самоопределение взаимосвязаны.

Полученные результаты обосновывают возможность повышения удовлетворенности студентов благодаря не только изменениям в образовательном процессе, но и развитию таких личностных качеств, как способность к самообразованию, самосовершенствованию в выбранной профессии, потребность в углублении профессиональных знаний, переобучении, быстрая адаптация в новых условиях, стрессоустойчивость, критическая оценка собственной деятельности, способность нести ответственность за выполненную работу. При этом, никакое эффективное взаимодействие педагога со студентом невозможно без его мотивации, поэтому правильное выявление профессиональных интересов и склоннос­тей является важным фактором удовлетворенности профессией в будущем. Отношение к профессии, мотивы ее выбора являются чрезвычайно важны­ми факторами, обусловливающи­ми успешность профессионального обучения.

Список источников:

  1. БимБад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002, с. 256.
  2. Карелина Н.А., Тимошенко А.И. Соотношение понятий «профессиональная компетентность» и «профессиональная мобильность» студентов техникума // Человек и его ценности в современном мире: VIII Междунар. кауч.-практ. конф. : сб. ст./Забайкал. Гос.ун-т. – Чита: ЗабГУ, 2016 – С.63-68.
  3. Мищенко Л. В. К проблеме диагностики отношения студентов к учебной деятельности // Вестник практической психологии образования. 2007. № 3. С. 122–128.

 

Добавить комментарий