Вечкутова Т.А. Уставный капитал как объект капиталовложения иностранных инвесторов

Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

Уставный капитал как объект капиталовложения иностранных инвесторов

The authorized capital as an object of investment foreign investors

 

Вечкутова Татьяна Александровна

Vechkutova Tatyana Aleksandrovna

Магистрант ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

dascha.vechkutowa@yandex.ru

 

Аннотация. В статье приведен анализ понятия уставного капитала, подходы к пониманию уставного капитала, а так же сущность уставного капитала как объекта для капиталовложения. Рассмотрено понятие коммерческого присутствия.

Annotation. The article presents the analysis of the concept of share capital, the approaches to understanding of the share capital and the nature of share capital as an object for investment. Deals with the concept of commercial presence.

Ключевые слова: коммерческие организации, уставный капитал, объект капиталовложения, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, коммерческое присутствие, российское юридическое лицо, Генеральное соглашение по торговле, Внешнеторговая организация.

Keywords: commercial organization, authorized capital, object of investment, limited liability company, joint stock company, commercial presence, a Russian legal entity, the General agreement on trade, the foreign trade organization.

Коммерческие организации рассматриваются как юридические лица – предприятия, создаваемые для ведения деятельности, направленной на получение прибыли. В связи с этим, для эффективного осуществление своей деятельности и достижения поставленных задач они должны обладать уставным капиталом (уставным фондом), составляющим имущественную базу юридического лица и гарантирует интересы кредиторов. Можно добавить, что наличие уставного капитала является одним из признаков коммерческих организаций, поскольку его формирование, в отличие от некоммерческих организаций, является них обязательным. В частности это характерно для таких объединение капиталов, к которым относятся хозяйственные общества – общества с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерные общества (АО). По отношению к данным субъектам российское законодательство устанавливает  достаточно жесткие и детальные требования в отношении уставного капитала.

Понятие уставного капитала законодательно не закреплено, в связи с чем, в доктринальной литературе сформировались различные мнения относительно природы уставного капитал. Так, сложилось несколько подходов к решению данного вопроса. Принято определять уставный капитал как вид имущества, формируемого при создании юридического лица. [1] Другие исследователи считают, что в роли имущества выступает не сам уставный капитал, а те объекты, которые внесены в качестве оплаты акций (долей, вкладов). [2] В свою очередь сам уставный капитал отражает их совокупное денежное выражение. [3] Вместе с тем, такая оценка является во многом условной, так как она привязана к конкретному моменту времени (момент внесения вклада). Как известно: статус имущества, переданного в качестве оплаты уставного капитала, может быть изменен (оно может быть отчуждено, использовано, и так далее). Размер уставного капитала при этом не меняется. [4] Имеется и противоположная позиция, в соответствие с которой уставный капитал представляет собой не имущество организации, а совокупность размещенных акций. [5]

На наш взгляд, уставный капитал – это условная величина, размер которой определяется учредительным документом юридического лица (уставом), в соответствие с требованиями законодательства, и формируется путем внесения вкладов в виде конкретных объектов гражданских прав.

Уставный капитал ООО складывается из номинальной стоимости долей его участников, в АО – из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами.

В свое время в проекте Концепции развития гражданского законодательства отмечалось, что российское законодательство идет по стопам европейской правовой традиции, согласно которой наличие «фиксированного» уставного капитала в хозяйственном обществе является обязательным условием. В тот же период развернулась напряженная полемика относительно возможности для ряда некоммерческих организаций отойти от жесткого понимания уставного капитала как некой твердой величины. В ряде стран для некоторых видов коммерческих организаций отсутствуют жесткие требования к уставному капиталу. Вместе с тем, в России целесообразно сохранить определенную величину уставного капитала для коммерческих организаций, которая формируется обязательно. Необходимо это, прежде всего, для реализации функции уставного капитала, этот вопрос в нашем государстве стоит очень остро.

Говоря об уставном капитале как об объекте для капиталовложения иностранных инвесторов, стоит отметить, что это весьма распространенная форма иностранных инвестиций.

Независимо от размера доли участия в уставном капитале иностранного инвестора такие организации имеют с момента их государственной регистрации статус организации – юридического лица с иностранными инвестициями.

Организации с иностранным участием создаются, доли участия приобретаются с учетом ограничений, установленных российским законодательством.

Перечень специфических обязательств Российской Федерации к Генеральному соглашению по торговле (ГАТС) (Приложение №1 к Протоколу от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года») предусматривает по различным видам услуг ограничения доступа на рынок иным формам коммерческого присутствия, кроме создания юридического лица.

Понятие коммерческого присутствия закреплено в п. 14 ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 года №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»: это любая допускаемая законодательством РФ или законодательством иностранного государства форма организации предпринимательской и иной экономической деятельности иностранного лица на территории Российской Федерации или российского лица на территории иностранного государства в целях оказания услуг, в том числе путем создания юридического лица либо участия в уставном (складочном) капитале юридического лица. Российское юридическое лицо, через которое осуществляется коммерческое присутствие, рассматривается как иностранный исполнитель услуг, если иностранный инвестор в силу преобладающего участия в уставном капитале российского юридического лица или согласно заключенным между ними договором или иным способом имеет возможность определять решения, которые принимает российское юридическое лицо.

Отметим, что созданное на территории России юридическое лицо, подконтрольное иностранному лицу (физическому или юридическому) рассматриваются в указанном Законе в качестве иностранного исполнителя услуг.

На наш взгляд изложенное понятие коммерческого присутствия было дано на основе ГАТС (в расчете на вступление России в ВТО).

В соответствие со ст. 28 ГАТС «Определения» юридическим лицом другого члена ВТО является не только юридическое лицо, учрежденное по законодательству такого члена, но и юридическое лицо (в случае поставки услуги посредством коммерческого присутствия), принадлежащее, либо контролируемое физическими или юридическими лицами этого члена ВТО.

Если раскрыть определение юридического лица другого члена ВТО, то можно выделить в отношении него следующие характеризующие признаки:

— «принадлежащее», то есть более 50% боли участия в нем реально владеют лица члена ВТО;

— «контролируемое», то есть такие лица имеют полномочия назначать большинство его директоров или другим образом влиять на его деятельность и управлять ею;

— «связанное» с другим лицом, то если оно контролирует или контролируемо этим лицом; или, если оно и другое лицо оба контролируемы тем же лицом.

В перечне характерных обязательств России к ГАТС по многим видам услуг (консалтинговых, услуги в области рыболовства и другие) предусмотрена только одна форма коммерческого присутствия – в форме юридического лица РФ. В связи с этим, по нашему мнению не разрешена деятельность по оказанию услуг через такую форму коммерческого присутствия как филиалы и представительства.

Однако возникает вопрос: если созданное на территории РФ юридическое лицо находится под контролем иностранного инвестора, вправе ли оно оказывать рассматриваемые услуги – ведь по праву ВТО такое юридическое лицо признается иностранным юридическим лицом? Считаем, что контролируемое иностранной компанией юридическое лицо – это российское юридическое лицо, и оно вправе оказывать услуги на территории РФ.

С позиций Гражданского кодекса РФ организации, зарегистрированные на территории РФ, являются российскими юридическими лицами, а, следовательно, отечественными поставщиками, как товаров, так и услуг.

По нашему мнению, поставка услуг юридическим лицом, зарегистрированным на территории РФ даже со 100% участием в ее уставном (складочном) капитале иностранного лица, относится к внутреннему национальному экономическому обороту, а не к внешнеторговой деятельности.

Добавим, что в статистическом учете сделки, совершенными российскими организациями, которые находятся по контролем иностранных лиц, с другими российскими контрагентами как внешнеторговые не учитываются. Соответствующие выводы можно сделать из Приказа Федеральной службы государственной статистики от 29 декабря 2012 года №677 «Об утверждении методологических положений статистического наблюдения за внешней торговлей услугами».

Вместе с тем, в специальных целях, в частности в целях национальной безопасности, признано целесообразным распространение норм об ограничениях для иностранных инвесторов на организации, созданные на территории РФ и находящиеся под контролем иностранного лица.

В связи с чем, в целях Федерального закона от 29 апреля 2008 года №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» закреплено: иностранными инвесторами признаются так же находящиеся под контролем иностранных инвесторов организации, в том числе созданные на территории Российской Федерации (п. 2 ст. 3 указанного Закона). Соответственно, российские юридические лица, подконтрольные иностранным лицам, смогут совершать сделки, приводящие к установлению контроля над стратегическими организациями в установленном Закона порядке, то есть с согласия Правительственной комиссии.

В свою очередь Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях» закрепляет нормы о гарантиях и льготах для иностранных инвесторов и организаций с участием иностранных инвестиций безотносительно к тому, находится ли такое юридическое лицо под контролем иностранного инвестора. По смыслу этого закона, чем больше доля иностранного инвестора в уставном капитале организации, созданного на территории Российской Федерации, в процентом соотношении и денежной оценке, тем лучше. От этих аспектов зависит определение инвестиции в качестве прямой инвестиции, оценка реализуемого инвестиционного проекта  как приоритетного и, следовательно, право на гарантии и льготы.

Список источников:

  1. Долинская В.В. Акционерное право: основные положения и тенденции // М.: Волтерс Клувер. — 2006. — С.215.
  2. Сергеева Е.В. Правовое регулирование уставного капитала общества с ограниченной ответственностью в условиях рыночной экономики: Автореф. дис., канд. юрид. наук. М. — 2008. — С. 9.
  3. Поваров Ю.С. Акционерное право России: Учебник // М.: Юрайт-Издат — 2009. — С. 205.
  4. Поваров Ю.С. Акционерное право России: Учебник // М.: Юрайт-Издат — 2009. — С. 205.
  5. Глушецкий А.А. Размещение ценных бумаг: экономические основы и правовое регулирование // М.: Статут. — 2013. — С. 16.

 

Добавить комментарий