Войтович Н.В. Развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования и аппликации

Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

Развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого  потенциала через нетрадиционные техники рисования и аппликации

Razvitiye u doshkol’nikov khudozhestvennogo tvorchestva i aktivizatsii tvorcheskogo potentsiala cherez netraditsionnyye tekhniki risovaniya i applikatsii

 

Войтович  Наталья Витальевна

Voytovich Natalia Vitalyevna

Воспитатель,  МБДОУ «Детский сад комбинированного  вида №46», г Братск

liubov.putova@mail.ru

 

Аннотация. В статье  акцентировано внимание на  использование нетрадиционных приёмов и средств в рисовании с детьми дошкольного возраста. Используя различные нетрадиционные техники рисования, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию.

  Abstract. V stat’ye aktsentirovano vnimaniye na ispol’zovanii netraditsionnykh priyomov i sredstv v risovanii s det’mi doshkol’nogo vozrasta. Raznyye razlichnyye netraditsionnyye  tekhniki risovaniya, vospitatel’ privivayet lyubov’ k izobrazitel’nomu iskusstvu, vyzyvayet interes k risovaniyu.

Ключевые слова:   нетрадиционные техники,  коллаж,         кляксография,  фотокопия, живопись, творчество.

Key words: netraditsionnyye tekhniki, kollazh, klyaksografiya, fotokopiya, zhivopis’, tvorchestvo.

 

С введением и реализацией ФГОС  ДО художественно – эстетическое развитие предполагает развитие у детей дошкольного возраста предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного), становление эстетического отношения к окружающему  миру.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку выразить в своих рисунках своё впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремёсел, но и важно для общего образования и воспитания. [2]

Поэтому используя новые и довольно интересные программы и педагогической технологии, стараемся не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даём им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала. На протяжении последних лет в образовательной деятельности с детьми активно используем нетрадиционные техники рисования.

В работе с детьми поставили следующую цель: развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.

Реализация предлагаемых форм работы предполагает решение следующих задач:

  1. Выявление уровня художественных способностей в художественном творчестве детей.
  2. Разработка и внедрение программы в практику работы детского сада способствующей развитию художественно – творческих способностей у дошкольников.
  3. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.
  4. Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
  5. Развитие у дошкольников творческих способностей, через нетрадиционные техники рисования.
  6. Обеспечение участия воспитанников в конкурсном движении округа и города по развитию детского творчества.

Вначале нашей деятельности мы столкнулись  с такой, казалось бы, небольшой проблемой, как нежелание детей рисовать. Дети просто – напросто прятали руки за спину, отказывались брать карандаш или кисточку. Особенно дети – левши. Это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей ещё слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. А ведь главное в нашей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в ещё неумелую руку ребёнка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, что бы деятельность ребёнка была успешной, — и это будет подкреплять его уверенность в собственные силы. Мы задумались над тем как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своём умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.

В работе палочкой выручалочкой стал журнал «Цветной мир», в котором воспитатели из  далекого от нас сибиряков  региона  России, делились своим опытом  и своими наработками обучения детей рисованию в нетрадиционной технике. Ознакомились с этими материалами и попробовали порисовать теми способами, которые описывались в журнале. И что вы думаете? Мои «трусишки», которых пугал вид карандаша и кисточки были удивлены. Первый вопрос был: «А что мы будем сегодня делать?» Мой ответ: «Рисовать» — поверг их в удивление. Долго думали чем, ведь фломастеры и восковые мелки тоже отсутствовали. А когда узнали, что пальчиками, удивились ещё больше. Единственный страх, который остался у детей и исчез после первого занятия пальчиковым рисованием, был страх испачкать руки. Дети с удовольствием макали один палец в желтую краску, другой в синюю, третий в зеленую. И не было никакой разницы правая это рука или левая, ведь нужны были все пальчики. Остались очень довольны! Настолько это было интересно и увлекательно.

Использовали  методику  в образовательной деятельности с детьми:

— рисование методом тычка, тема «Черёмуха»;

— фотокопия – рисование свечой, тема «Морозный узор»;

— кляксография, тема «Весёлые кляксы».

Создали картотеку дидактических игр: «Сочетание цветов», «Цвета и краски», «Контуры», «Что неправильно нарисовал художник?».

Консультации для родителей и педагогов: «Изобразительное творчество детей», «Проблемы развития художественно – творческих способностей», мастер класс по кляксографии для педагогов «Что такое воображение?».

Также был выбран способ проявления своих творческих способностей  в создании детьми коллажей. Коллаж – это приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре. [3]

Рисуя, вырезая готовые формы и создавая коллаж, дети тем самым решают творческие задачи, что в полной мере помогает достичь  прекрасных результатов. В работе с детьми стараюсь выбирать разные варианты в обучении изобразительному творчеству. От создания образа – к выбору средств выразительности. Средства выразительности подсказывают выбор темы и способ изображения. Важно постоянно пополнять внутренний потенциал  детской   фантазии, обогащая ее всё новыми впечатлениями до тех пор, пока не появиться ощущение избытка эмоций и желания поделиться своим состоянием с окружающими.

Самый интересный  в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. [1] Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник.

В своей деятельности используем пальчиковую живопись. У детей это вызывает особое удовольствие, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребёнок оставляет следы на листе бумаги. Он пытается определить, и если находит сходство  с чем – либо, тут же дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты, деревья. Другой интересный вариант неожиданностей – кляксы. Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребёнку. Это птицы, летящие в небе, кустарники, ваза с цветами.

В ходе работы с детьми мы используем ещё один способ нетрадиционной техники рисования – монотопию. Особенно удачным и целесообразным  использование этого способа при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, так как это отличный способ смешивания красок и быстрого получения нужного фона.[4] В обоих случаях краска наноситься на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Затем сверху накладывается другой лист и всё разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа  к другому вместо одной красочной картинки получается две. И второй лист ребенок может использовать как запасной, на случай неудачи, порисовать на нем в свободное время, а так же дома, или подарить другу. В зависимости от темы занятия дети самостоятельно выбирают цветовую гамму красок. Эти занятия проходят в два этапа. На первом занятии дети рисуют фон будущей картины, а на следующем завершают начатую работу по теме.

Коллаж, пальчиковая живопись, кляксография, монотопия и другие технологии нетрадиционного рисования способствуют развитию у ребенка творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, развивают ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствуют воспитанию художественного вкуса у детей.

Нетрадиционные методы рисования используем не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное время. Работая по этой методике  у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложит тему рисования.

Таким образом,  у детей развиты творческие способности в художественном творчестве, овладели нетрадиционными приёмами и техниками рисования для развития художественного творчества, также принимали участие в конкурсах и выставках детского творчества муниципального, регионального и всероссийского характера.

Список источников:

  1. Дворецкая О.В. «Тёплые картины: рисуем цветной шерстью». Журнал «Цветной мир» №4, 2012г., с.56-58.
  2. Ильина Н.А. «Развивающие занятия для маленьких гениев: рисуем, лепим, клеим вместе с мамой», Издательство: Вектор, 2010 г., с.32.
  3. Торрес Лабрада Е.В. «Образы природы и фантазии: «рисуем» бумажными салфетками». Журнал «Цветной мир» №5,2012г, с.36-38.
  4. Ястребова С.А.«Живая бумага», Журнал «Цветной мир»,2013г., c.30-34.

Добавить комментарий